7 октября смешанный спасательный батальон, в котором 40% бойцов женщины, участвовал в двух крупных боях с террористами: в кибуце Урим и в кибуце Зиким, расположенных рядом с сектором Газы. Израильская армия является наиболее феминизированной армией в мире 50% ее офицерского состава — женщины. Не секрет, что в Израиле женщины являются военнообязанными. В 2001 году при Генеральном штабе там было учреждено Управление советника по делам женщин-военнослужащих, занимающееся вопросами "соблюдения равных возможностей". Возглавила его генерал Сюзи Йогев. Об участии женщин-военных в нынешней войне в Израиле, о том в каких войсках они служат и действительно ли в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) всегда соблюдается гендерное равноправие, Русская служба RFI поговорила с военным экспертом, ведущим Телеграм-канала "Война с Ордой" Сергеем Ауслендером.
RFI: Я хотела бы начать с истории, которая носит несколько скандальный оттенок и которая была рассказана сразу несколькими израильскими СМИ. Подразделение Армии обороны Израиля, занимавшееся наблюдением за границей с сектором Газа, предупреждало командование о подозрительной активности боевиков, но эти сообщения игнорировались. Одной из солдаток офицер ответил, что больше не хочет слышать "про эту ерунду" и даже угрожал судом. По словам служащих, командование пренебрегло сообщениями молодых девушек-солдаток из-за сексизма и эйджизма. На ваш взгляд, насколько важен в этой истории гендерный аспект?
Сергей Ауслендер: Я не думаю, что к предупреждениям тацпитанит, (так на иврите называют солдаток- наблюдателей полевой разведки), отнеслись несерьезно только по этой причине. Потому что господствовала концепция — ХАМАС ничего такого не выкинет и мы все находились в плену этой иллюзии. Хотя было много других сигналов, исходящих, например, от разведки Южного округа. Так что я не думаю, что было связано исключительно с гендерной принадлежностью. Просто все подгонялось под концепцию, что ХАМАС не заинтересован в эскалации. То есть, как обычно, была оценка намерений вместо оценки возможностей. Это очень распространенная ошибка при анализе и при принятии решений.
Но гендерная принадлежность наблюдательниц, наверное, тоже сыграла свою роль. Вообразите себе, к какому-нибудь, условно, 35 летнему майору приходят 19 летние девчонки. И что, он будет их слушать? Все равно сексизм существует, даже в израильской армии. Понятно, что с этим борются, если есть какие-то совсем крайние проявления, за это наказывают, и довольно жестко, кстати. Но тут на его уровне решение принималось передать эту информацию дальше или отмахнуться от того, что ему сообщали. Он отмахнулся — отчасти от того, что никто в это не верил, и отчасти от того, что это были 19 летние девчонки. Этот офицер, видимо, посчитал так: "Ваша задача сидеть и смотреть в монитор и, а мы — профессионалы тут сами разберемся. Но все-таки, справедливости ради, нужно сказать, что это не единственная причина.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
В тех частях, которые сейчас находятся на территории Газы довольно много женщин. Они участвуют непосредственно в боевых действиях или выполняют скорее гуманитарные задачи?
Они обучены ведению боевых действий. Я не думаю, что их используют на первой линии, там, где происходит непосредственный контакт с противником. Другое дело, что сейчас в Газе этот контакт может случиться в любой момент и везде.
Они занимаются разбором завалов и поиском пострадавших. А это навык, плюс инструментарий соответствующий, который помогает искать туннели. Вот для чего они нужны, прежде всего. То есть изначально их основные функции спасательные и эвакуационные. Но, например, нужно разобрать дом и найти вход в туннель, у обычной пехотной части нет таких возможностей, а у них есть.
От своих друзей и знакомых, живущих в Израиле, я не раз слышала, что их дочери хотят служить именно в боевых частях. Хотя, как объяснили люди знающие, для того, чтобы попасть туда одного желания не достаточно, нужно пройти очень серьезный отбор. Можно ли в данном случае говорить о тенденции или это просто отдельные случаи?
Действительно за последние 20 лет пройден большой путь в этом отношении. Женщины управляют боевыми самолетами Одна из них — резервист, которая пилотирует F-16 и участвует в боевых заданиях в Газе. Есть женщины пилоты боевых вертолетов. В израильской армии была командир боевого корабля, не знаю осталась ли она сейчас в этой должности, но пару лет назад она была назначена командиром боевого корабля. Последним бастионом оставались танковые войска, в которых не было женских танковых экипажей. Они были на учебных базах инструкторами.
У нас инструкторы, как правило, девушки, это связано с особенностями мужской психологии — если женщина-инструктор, мужчина лучше понимает материал.
Но в боевых танковых частях не было женских экипажей. Но вот и здесь все меняется — во всяком случае, в боях за кибуц Суфа участвовали женские танковые экипажи. То есть это, скорее, тенденция, нежели какие-то отдельные случаи.
То, что в израильской армии служат и женщины, и мужчины имеет под собой исторические обоснования?
Конечно, это было еще со времен "Хаганы" — подпольной военной еврейской организации в подмандатной Палестине. Потому что потом, когда образовалось государство Израиль, народу уже катастрофически не хватало, и женщины исполняли много обязанностей в тылу и в штабах, но мужчин не хватало физически и в боевых частях. И постепенно это трансформировалось в то, что всеобщая воинская обязанность распространилась и на них, хотя срок службы у солдаток короче на год. Раньше женщины военные служили в разного рода тыловых и вспомогательных частях.
В 80-е годы женщины стали требовать допускать их к боевым специальностям. Сначала появились снайперы, потом смешанные боевые части типа батальона "Каракаль", где служат и парни, и девушки вместе. "Каракаль", в частности, участвовал в боях за кибуц Суфа — и постепенно это начало все больше распространяться.
Были и суды, потому что армия отказывалась разрешать солдаткам служить в боевых частях. Они шли в суд, по суду армию обязывали это сделать и так постепенно женщины стали практически на равных правах с мужчинами служить в армии.
Есть ли рода войск, где солдаток либо нет совсем, либо очень мало?
Их почти нет в пехоте, кроме "Каракаля" и еще одной части. Это такая легкая пехота для охраны границы, но они тоже участвуют в боевых действиях. Но в линейных пехотных частях, в бригадах нет женщин. Все-таки физически женщина все равно слабее мужчины. Но, то, что еще лет 30 назад казалось невероятным, сегодня мы видим в реальности. Женщины пилотируют боевые самолеты, они есть и в артиллерии, и в танковых войсках.
Читайте также
Некоторое время назад я задавала Вам вопрос про резервисток. После окончания службы в армии, они не стали строить военную карьеру, обзавелись семьями, родили детей. Является ли наличие малолетних детей причиной, по которой женщин из резерва не призывают на военную службу?
Насколько я знаю, есть ограничения, например если дети совсем маленькие. Но многие все равно идут служить, в том числе и, имея маленьких детей. Я знаю, что командир батальона "Каракаль" — женщина, у которой есть маленькие дети. Это, безусловно все учитывается, но это, скажем так, не критическое условие.
В 2011 году в Армии обороны Израиля появилась первая женщина в звании генерал-майора — 49-летняя Орна Барбивай. Она заняла пост начальника Управления кадров Генштаба Армии обороны Израиля. Много ли женщин на руководящих постах в ЦАХАЛ?
Точное число я вам назвать не могу, но есть женщины бригадные генералы. Например Мири Регев, сейчас она депутат Кнессета, но когда-то была бригадным генералом, командовала пресс-службой армии. Была женщина, командир эскадрильи ВВС — это очень серьезная должность. Есть женщины, комбаты. На самом деле в Армии обороны Израиля их очень много, и они занимали и занимают какие-то большие посты.