Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+37+20
Иерусалим
+35+17

Мнения

А
А

Религиозная бюрократия убила Алину Плахтий во второй раз

В галахической практике есть случаи, когда разрешено совместно захоронение евреев и неевреев ради "сохранения добрых отношений с другими народами".

16.11.2023
Фото: социальные сети

Еще одна неприятная история, связанная с религиозной бюрократией. Речь идет об Алине Плахтий из Бейт Шеана, погибшей на фестивале в Реим 7 октября. Из-за того, что не было доказательства ее еврейства, она была похоронена на участке для неевреев . При этом известно, что Алина проходила гиюр и по словам ее матери, она проходила армейский гиюр, не успела его закончить, но соблюдала определенные заповеди.

Брат Алины спросил сотрудников раввината в Бейт Шеане: "Моя сестра - жертва резни на национальной почве. Террористы ее убили, потому что она еврейка и израильтянка, неужели этого мало?". Ему возразили: "Таковы правила, ничего нельзя сделать ".

13 ноября заседание комиссии Кнессета по алие и абсорбции было посвящено этому случаю, который вызвал бурную реакцию. Действительно, ситуация сложилась очень неприятная. С одной стороны, понятно, что террористы ХАМАСа не просили подтверждения еврейства у своих жертв. С другой стороны, ортодоксальная Галаха не предусматривает совместного захоронения евреев и неевреев. Также понятно, что для многих политиков двойная трагедия семьи- Плахтий это не только повод для сочувствия, но и хорошая возможность пропиарить свои установки.

Но действительно ли у отдела ритуальных услуг раввината Бейт Шеана не было другого выбора? Или же речь идет о заурядной религиозной бюрократии?

Еврейский закон занимается абсолютно всеми аспектами личной и общественной жизни. И за нашу многотысячелетнюю историю это не первый случай, когда возник вопрос о совместном захоронении евреев и неевреев (в особенности, когда есть основания считать, что у человека есть связь с еврейством). Религиозная организация "Нееманей Тора вэ-Авода" обратилась к известному раввину Хаиму Амсалему (который в отличие от наших двух главных раввинов, имеет статус религиозного судьи - даяна) с просьбой дать профессиональное заключение (псак) о сложившейся ситуации. (Автор в прошлом и сейчас связан с данной организацией на профессиональном и личном уровне, а также знаком с равом Амсалемом).

Галахическое решение рава Амсалема опубликовано и находится в открытом доступе на сайте "Нееманей Тора вэ-Авода". Там упоминаются основные принципы, которые следовало учесть при решении вопроса о захоронении Алины. Один из них известен в Галахе как "сохранение добрых отношений с другими народами". Есть немало случаев, когда еврейский закон, понимая стратегическую важность той или иной ситуации, требует отойти от некоторых галахических аксиом, в пользу данного принципа. В галахической практике есть достаточно много случаев , когда при определенных условиях разрешено совместно захоронение евреев и неевреев.

Кроме того, в данном случае идет речь не только о человеке, входящему в галахическое определение "потомок сыновей Израиля" (папа Алины- еврей), но и вдобавок проходившему процесс гиюра. Подобное захоронение не только причиняет обиду этой семье, но и может повлиять на тех неевреев, кто хотел бы пройти гиюр.

Как уже было сказано, для боевиков ХАМАСа, Алина была еврейкой, и это является еще одним важным фактором. Такие люди, по своему статусу приравниваются к евреям, погибшим за свое еврейство, и по ним принято читать "кадиш" - поминальную молитву.

Еще одним важным фактором является понятие осквернения имени Всевышнего, которое может произойти (а в данном случае, к сожалению, уже произошло) из-за всей этой истории. Наши мудрецы настолько опасались этого, что утверждали "пусть лучше исчезнет одна буква из Торы, чем произойдет публичное осквернение имени Творца" (ВТ, трактат Ябамот 79,1)

Еще одним обстоятельством, отношение к которому зависит от мировоззрения человека, является служба Алины в ЦАХАЛе. Согласно большинству мнений служба в армии является выполнением очень важной религиозной заповеди.

Почему же, несмотря на все эти доводы, произошло то, что произошло? Проще всего было бы обвинить в этом чиновника из раввината Бейт Шеана. Но простые решения не всегда являются самыми правильными.

Уже больше века существует Главный раввинат и уже много десятилетий есть Министерство по делам религий. Одна из функций Главного раввината- вырабатывать галахическую политику по тем или иным вопросам, которая будет обязательной для всех государственных структур. Министерство по делам религий осуществляет эту политику на практике.

Читайте также

Много лет назад армейский раввинат столкнулся с подобной ситуацией: захоронение погибших солдат - неевреев. Было найдено решение, которое с одной стороны не нарушало еврейских закон, а с другой стороны демонстрировало максимальное уважение к погибшим. Сегодня нужно обладать серьезными религиозными знаниями для того, чтобы суметь найти на военном кладбище могилы солдат-неевреев.

К сожалению, это решение не было утверждено Главным раввинатом. Сработал классический принцип бюрократии - сам раввинат не стал инициировать перемены, а давления со стороны общества и политиков не было. Поэтому конкретный чиновник из раввината Бейт Шеана не виноват. У него есть четкая инструкция, как себя веси в каждом конкретном случае. А проявить инициативу - любой чиновник знает, что инициатива наказуема.

Я не знаю, что произойдет дальше. Примет ли Главный раввинат галахическое решение военного раввината, прислушается к экспертному мнению рава Амсалема, или поступит как-то иначе. Хочется надеяться, что случай с Алиной будет последним. Но для этого и общество, и политики должны сказать свое слово.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке