В нынешней (подчеркиваю — нынешней) фазе информационной войны Израиль не применяет словесный камуфляж, уловки, лицемерную игру в кошки-мышки — всякие там "специальные военные", "антитеррористические" или "умиротворительные" операции. Или — "исправление ошибок истории". Их он исправил, создав себя. И теперь защищает созданное.
На эту тему
Открытая война
И ведет именно войну. С террором и его спонсорами. В воздухе, на море, на земле, под землей, в сфере дипломатии и управления общественным мнением и выбором людей.
Против него, кроме ракет и иных вооружений, используют мощные орудия пропаганды — дезинформацию, манипуляции предрассудками, эмоциями страха, мести, отчаяния, ненависти. Израиль делает другое — он корректирует массовое поведение и выбор.
Он предельно открыт. "Мы преследуем и уничтожаем полевых командиров ХАМАС", — говорит глава пресс-службы Армии обороны Даниэль Хагари. И его цитирует множество СМИ — от "Деталей" и The Times of Israel до российских RT и "Звезды".
"ХАМАС подтвердил ликвидацию Аймана Нуфала (Абу-Ахмеда), командира Центральной бригады "Батальоны Аз ад-Дин аль-Касам". Он был убит 17 октября", — сообщают "Вести. Израиль по-русски".
"Руководитель авиационной группы ХАМАС Иссам Абу Ракаба убит во время ночного авиаудара", — информирует ЦАХАЛ. "1 ноября истребитель Армии обороны нанес удар по Мухаммаду Асару, главе противотанкового подразделения ХАМАС", — гласит новая сводка новостей. "Командир батальона „Ас-Сабра -Тель-Хава" Мустафа Далул уничтожен в ходе операции „Железные мечи"", — в совместном заявлении сообщают 3 ноября ЦАХАЛ и ШАБАК.
Как говорится — дата, подпись, отправлено миру.
Послание Израиля
Это имена его павших защитников: вот — мастер-сержант Йонатан Йосеф Бранд из Иерусалима, вот — подполковник Салман Хабака из Януах-Джата, командир 53-го батальона 188-й бригады, вот — старший сержант Йегонатан Ицхак Само, десантник из религиозного кибуца Кармей-Цур, вот еще и еще. Битва тяжела, и потерь не избежать — таков рефрен масс-медиа Израиля. И большая часть общества его понимает и принимает. Запрос на победу высок.
Это снимки тел и руин в городах и кибуцах, напоминающие, кто и как начал войну.
Это фильм о зверствах 7 октября, показанный дипломатам и журналистам, аккредитованным в Израиле, смотреть который обычным зрителям эксперты не советуют.
Это сюжет CNN об идентификации останков, которая очень сложна, так как ДНК сожженных заживо уничтожена высокой температурой.
Это перепечатка интернет-журналом "Детали" почти в режиме реального времени и без комментариев выступления лидера проиранской "Хезболлы" Хасана Насраллы, которое показали на огромных экранах в Бейруте, Багдаде и Тегеране.
Это рассказ о бункерах и тоннелях боевиков под больницами и иными мирными объектами.
Это ясные и внятные цели: "освободить захваченных людей", "ликвидировать ХАМАС", сделать Газу неопасным соседом. Местом, откуда не едут убийцы и не летят ракеты.
Это предложения. Жителям Газы — уйти в южную часть полуэксклава, где нет пуль и взрывов, но есть еда, вода и врачи. Международным организациям — скажем, "Красному Кресту" — помочь освободить заложников. ООН — увидеть в Израиле объект агрессии и субъект защиты своего права на жизнь. А также — обеспечить жизнь в Газе, свободную от политического радикализма и насилия.
Задача: произвести почти полный ребрендинг Израиля, смену его образа в видении большей части мира — с могучего и отважного агрессора (а сейчас это, увы, так) на могучего и отважного защитника и участника новой волны глобального развития.
Камень в колодец
Порой предельная простота и открытость работают против этой задачи. Так, немалый вред Израилю нанесло заявление министра национального наследия Амихая Элияху. В интервью радио Kol Berama он не исключил применение ядерного оружия против террористов ХАМАС как "одну из возможностей" достижения целей операции.
В октябре нечто подобное написала в сети Х депутат кнессета от партии "Ликуда" Тали Готлиб, призвав использовать против врагов "оружие судного дня".
Тогда ее услышали немногие — все были слишком потрясены злодеянием 7 октября. Но сейчас — когда ЦАХАЛ окружила город Газа и приступила к ликвидации тоннелей боевиков — легкомысленное заявление Элияху взорвало СМИ и соцсети. И те, кто еще вчера публиковал материалы, сочувственные к Израилю, изумленно замерли. Ведь это не просто правый активист говорит. А министр. Противореча заявлениям армии и правительства.
Вот его и отстранили от заседаний. А премьер заявил, что "Израиль и ЦАХАЛ действуют в соответствии с высочайшими стандартами международного права, чтобы предотвратить причинение вреда не вовлеченным людям…" Помогло.
Но, как заметил один израильский политик, это тот случай, когда "один дурак бросил камень в воду, и тысяче мудрецов его не достать". Круги от камня побежали по глобальным медиа. И они уже цитируют ответ спикера боевиков Хазема Касема про "преступный терроризм, практикуемый этим фашистским правительством (Израиля) и его лидерами против палестинского народа".
Они не обязательно антисемитски настроены. Такова их природа — отражать любой яркий информповод. А коли охота — вставить в текст фото ядерного взрыва. Как "РИА Новости". Союзники ХАМАС мигом втащили израильского министра в свою пропаганду.
Плачущие куклы
Мощь пропаганды, атакующей Израиль, явно больше доступной ему. Она тоже по-своему проста — четко делит мир на нас и их, своих и чужих. Чужой — это еврей. Видишь — еврей? Иди и убей. Таков императив. Ну, а кроме еврея — лояльные Израилю мусульмане. Плюс — мутные Запад, глобалисты и т. п. Ты против сожжения привязанных друг другу проволокой взрослых и детей в кибуцах? Против режима ХАМАС в Газе? Ты — глобалист. Помогаешь Израилю деньгами и оружием? Ты — Запад. Будь ты хоть трижды ОАЕ. Элементарно, Касем!
Ясен и образ своего. Он — сторонник красно-зеленого блока, как называет этот альянс профессор Зеэв Ханин. Может, он с калашом и в зеленой повязке. А может — в профессорском твиде в американском кампусе, но оправдывает убийц, отвергает информацию, исходящую от Израиля, снисходительно принимает манифесты студентов-исламистов, жалеет плачущих кукол девочек-демонстранток в Иране и привычно верит релизам из Газы.
А оттуда Минздрав сообщает, что ЦАХАЛ атаковал колонну "Красного полумесяца" по пути из больницы "Шифа" в Египет. И еще одну — у больницы "Эль-Кудс". Что? Боевики укрылись в амбулансах? Не может быть! Не верю!
А военные знают: они перемещаются и под землей, и в машинах скорой помощи. Видный сотрудник администрации США рассказал, что в начале ноября ХАМАС вез на них своих людей за границу — в списках раненых и "иностранцев" треть имен принадлежали боевикам.
30 октября ХАМАС размещает в Сети обращение трех заложниц. Одна из них гневно требует от премьер-министра Нетаньяху выполнить обещание, данное на пресс-конференции с участием близких похищенных, освободить заложников. Она винит его в том, что из-за его политики 239 заложников находятся в руках боевиков, и требует, чтоб их освободили немедленно.
"Я обнимаю вас, — отвечает Нетаньяху. — Наши сердца с вами и другими похищенными. Мы делаем все, чтобы вернуть всех похищенных и пропавших без вести домой". Офис премьера заявляет, что слова женщин им навязаны. И это — "жестокая психологическая пропаганда…"
Да, пропаганда ХАМАС — жестока и опытна. Она уже давно работает с предубежденными, как и с колеблющимися аудиториями. Христиан она пугает намерением израильтян запретить церемонию схождения благодатного огня на Пасху. Чего никогда не было.
Пацифистов уверяют, будто обстрел гражданского аэропорта "Бен-Гурион" в 2021-м вызван тем, что ВВС ЦАХАЛ якобы летали оттуда на Газу — бомбить офисные здании и губить мирных жителей. Хотя широко известно, что перед каждой атакой на объекты ХАМАС Израиль убеждает людей покинуть опасный район. А слова спикеров боевиков о том, что они стараются бить по военным целям, уже тогда — после массированных и неприцельных обстрелов — звучат крайне нагло.
А после 7 октября их гнусно обсуждать.
Пропаганда молчит о том, что не менее 15% ракет, запускаемых радикалами, взрываются в Газе. Здесь — причина немалой части гражданских жертв. Фактически они обстреливают полуэксклав, а винят в этом Израиль. Такова суть информационной войны ХАМАС.
Адресат — несогласные
Кому адресована его пропаганда? Целевых аудиторий несколько. Кроме миллионов мусульман, в их число входят множество "несогласных с миропорядком", включая и маргинальных неомарксистов, и серьезных политиков. В начале ноября 58 членов Сената и Палаты представителей Конгресса США от демократической партии призвали Белый дом убедить Израиль сделать гуманитарную паузу в битве за Газу.
Пожалуй, будет слишком смело утверждать, что их цель — дать ХАМАС восстановить силы. Скорее, это реакция на давление лоббистов, материалы СМИ и статистику голосований.
Согласно экзитполам, на выборах в 2020 году 69% американских мусульман-избирателей поддержали Байдена. А Хиллари Клинтон в 2016-м — 82%.
На промежуточных выборах 2022-го в США мусульмане взяли 83 места в федеральных представительных органах власти, а также в местных и в органах штатов, согласно анализу Council on American-Islamic Relations (CAIR). Одна из них — первая мусульманка, избранная в Конгресс, Рашида Тлаиб разместила видео, обвиняющее президента Байдена в "поддержке геноцида палестинцев".
"Господин президент, — говорит она, — американский народ не согласен с вами в этом вопросе. Мы вспомним об этом в 2024 году". На экране появляется титр: "Джо Байден поддержал геноцид палестинского народа. Американский народ не забудет. Байден, поддержи прекращение огня сейчас. Или не рассчитывай на нас в 2024 году".
Это — угроза. Ведь в 2022 году более 70% мусульман-избирателей проголосовали за демократов. Хотя число сторонников республиканцев в конфессии выросло — за них голоса отдали 28% членов общины (на 11% больше, чем в 2018-м), сообщает Middle East Eye. Кстати, по данным Pew Research Center, ту же партию поддержала и большая часть еврейского электората — 68%.
Всего же, как полагает Emgage USA — организация, ставящая целью "включение мусульман в борьбу за политическую власть в США ради процветания наших сообществ и расцвета демократии", в 2022-м проголосовало более миллиона мусульман. Эту цифру не стоит игнорировать. И журналисты и политики в США ей не пренебрегают.
Что впереди?
В этой войне одна из сторон заведомо отказалась от попыток объяснить свои действия исходя из "общечеловеческой этики" или "общего блага". Боевики просто убивали и разрушали. Израиль же, информируя об этом мир, исходит из того, что ситуация не уникальна. В прошлом многие страны и общины — и в их числе именно евреи — не раз подвергались нападениям и погромам.
Неспособность защититься и победить вела к ужасающим потерям или полному истреблению.
Но в истории страны, созданной в 1948-м, у этой ситуации аналогов нет. К ней нельзя относиться, как к конфликтам нашего века. Израиль объясняет: перед ним выбор погибнуть или уничтожить агрессора. Это — не упреждение выдуманной угрозы, это — ликвидация напавшего врага.
Израиль не скрывает, что имеет волю и военный потенциал, чтобы это сделать. Его позиция ценностно обоснована и политически корректна: мы не допустим нового холокоста и победим тех, кто хочет его совершить. Его информационная политика обращена и в прошлое, и в настоящее, и в будущее, где здоровый мир отвергает ложный образ Израиля-агрессора и принимает его как воина-защитника гуманистической цивилизации.
Читайте также
А политики, аналитики, финансисты, журналисты и террористы на Ближнем Востоке привлекают внимание к региону. Огромная по размаху и затратам антиизраильская кампания адресована властям Запада, живущим с оглядкой на исламские диаспоры.
Однако, корректируя массовое восприятие и выбор, излишне тратить ресурсы на переубеждение враждебных аудиторий. А выпады противников следует отвергать и опровергать. Максимально жестко и обоснованно.
Меж тем ЦАХАЛ воюет в Газе. И чем очевиднее ее успех, тем сильнее давление на Иерусалим "международного общественного мнения". Уступит ли Израиль?
Успешные и аккуратные действия и их освещение — тоже средство коррекции массового мнения и выбора. Военная мощь, как не раз повторяют эксперты, в силу исторических и культурных причин — важный фактор, влияющий на репутацию в регионе. Возможно, ЦАХАЛ будет столь эффективна в Газе и на севере страны, что и уступать не придется?
Но если и так — битва в информационном пространстве продолжится. И будет не менее, а куда более напряженной и изощренной.