Армия обороны Израиля заявила о взятии под свой контроль города Газа. Однако глава террористов пока не пойман, а обстрелы мирных израильских городов продолжаются. Как развивается наземная операция, что будет с заложниками и кто пытается давить на Биньямина Нетаниягу с целью остановить наступление? "Новая-Европа" обсудила с экспертами ситуацию на Ближнем Востоке.
Представитель Армии обороны Израиля контр-адмирал Даниэль Хагари заявил на брифинге для журналистов, что ХАМАС потерял контроль над северной частью сектора Газа. "Мы видели, как 50 000 жителей Газы переместились из северной части сектора на юг, — сказал Даниэль Хагари. — Они перемещаются, потому что понимают: ХАМАС потерял контроль над северной частью сектора, а на юге более безопасно и спокойно, там они могут получить воду, еду и медикаменты". Также контр-адмирал добавил, что Израиль будет делать гуманитарные паузы в боевых действиях, чтобы дать возможность остающимся на севере жителям отправиться на юг. При этом о полном прекращении огня речь не идет.
Тактика медленного продвижения
"Обстрелы мирных городов со стороны сектора Газа происходят ежедневно, — рассказывает "Новой-Европа" израильский военный эксперт Давид Шарп. — За все время войны лишь одни сутки в центре страны не звучали сирены воздушной тревоги. Всего с 7 октября, по самым свежим данным, ХАМАС и "Исламский джихад" выпустили по Израилю более 9 тысяч ракет. Еще примерно 1 тысяча упала в секторе Газа, не долетев до границы. Очевидно, что это привело к серьезным жертвам среди местного населения. Однако ракетные атаки в последнее время теряют интенсивность. Сравнительно тихо даже в южном городе Ашкелон, куда раньше ракеты прилетали постоянно. Возможно, дело в том, что террористы израсходовали от 40 до 60 процентов всего своего боезапаса и теперь экономят ракеты. Несомненную роль играет и продвижение ЦАХАЛа (армия обороны Израиля) на севере сектора Газа. Уже были захвачены ракетные позиции с находящимися там пусковыми установками и складом боекомплекта. Из южной части анклава стрелять по Израилю менее удобно. Многие ракеты не долетают и падают на дома в жилых кварталах [Газы]".
По словам Давида Шарпа, израильские войска в секторе Газа используют тактику медленного продвижения, когда любой очаг сопротивления подавляется всеми доступными огневыми средствами и высокоточным оружием. В условиях насыщенной обороны, лабиринтов расположенных под поверхностью тоннелей и изобилия мин-ловушек быстрое наступление несет в себе риски больших потерь. Поэтому было принято решение продвигаться осмотрительно, используя бронированную инженерную технику и воздушную разведку. При возникновении опасности несущее угрозу здание уничтожается с самолета или артиллерийским ударом. Эксперт утверждает, что израильским военным удалось наладить отличное взаимодействие между наземными войсками и авиацией.
Боевики ХАМАСа занимают оборону или организовывают засады непосредственно перед началом боя, ведь находиться продолжительно на какой-либо позиции им нельзя из-за угрозы обнаружения и уничтожения с воздуха.
Обстреляв израильтян, террористы стараются быстро скрыться с места боестолкновения. Поэтому бои нередко похожи на игру в казаки-разбойники.
"Насколько мне известно, наземная операция проходит сегодня даже с некоторым опережением графика, — говорит "Новой-Европа" бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — Военным руководством избран вариант очень постепенного продвижения войск. Это позволяет минимизировать потери. В одном из предварительных планов операции по оккупации сектора Газа предполагалось, что за первые две недели погибнет до 500 израильских солдат".
"Израильским войскам удалось преподнести ХАМАСу сюрприз, — продолжает рассказ Давид Шарп. — Одним из направлений наступления стал удар с северо-запада сектора вдоль побережья. В этих местах живут состоятельные люди, там слабее оборонная инфраструктура террористов, из-за близости моря выкопано меньше тоннелей. ЦАХАЛ уже достиг центра города Газа и отсек населенный пункт от южной стороны сектора. Приоритет сегодня отдается охоте на цели из среднего и высшего тактического звена ХАМАС. Есть данные, что ликвидация ротных и батальонных командиров скажется на стойкости в обороне их подчиненных. Продвижение вглубь города Газа заставляет боевиков раскрывать свои огневые точки и выходы из катакомб".
"Так называемый минздрав сектора Газа, полностью зависимый от ХАМАСа, озвучивал цифру в 10 тысяч убитых мирных жителей, — говорит Сергей Мигдаль. — При этом по самым минимальным подсчетам во время боев, а также от высокоточного оружия, авиабомб и снарядов уже погибло минимум 5 тысяч, а по самым оптимистичным данным — 15 и даже 18 тысяч террористов. При этом на видеокадрах боевики ХАМАС используют гражданскую одежду, то есть их в случае гибели также записывают в число мирных граждан. Всего в секторе Газа в различных террористических организациях состоит примерно 40 тысяч штыков. До половины из них уже выведены из строя убитыми и ранеными".
Толпы беженцев
Давид Шарп рассказывает, как толпа местных жителей под белыми флагами выходила из северной части анклава. По мнению нашего собеседника, для населения сектора Газа начало уличных боев стало стимулом к перемещению.
"Тысячные толпы арабов, двигающихся под белыми флагами, вызвали у многих людей ассоциации с колоннами палестинских беженцев 1949 года, — отмечает Сергей Мигдаль. — Но в этом залог заботы Израиля о мирных жителях. Когда северный участок анклава будет зачищен, ушедшим на юг мирным жителям предложат вернуться в свои дома. Затем войска войдут в южные районы, где будут добивать остатки террористов. У границ сектора Газа уже сконцентрированы силы военной полиции и пограничников, которые будут проводить фильтрацию и отделять мирных граждан от боевиков. Опытный взгляд всегда найдет на теле отпечаток от автоматного ремня, пороховые следы на коже или мозоль на пальце от спускового крючка оружия". Сергей Мигдаль утверждает, что у израильских спецслужб есть поименные списки с досье и фотографиями всех командиров ХАМАС, начиная со среднего звена и выше.
В наступлении израильская сторона несет потери. "ЦАХАЛ теряет в среднем по 1-2 человека за каждый день наземной операции, — говорит Сергей Мигдаль. — В режиме активных боевых действий это сравнительно немного".
Как правило, информация о погибших военных появляется с некоторой задержкой. "Необходимо время для того, чтобы сообщить родственникам, — объясняет Давид Шарп. — Нельзя, чтобы о гибели близкого люди узнавали из новостей СМИ. Недавно сообщили о смерти двух военных — бойца спецподразделения и танкиста. С начала войны были убиты более чем 33 бойца ЦАХАЛа. На данный момент наиболее трагическим стало поражение ракетой бронетранспортера. Погибли все 11 находившихся внутри человек. Это тяжелая единовременная утрата. Однако большинство офицеров, готовивших операцию, сходятся во мнении, что результаты по потерям могли быть значительно печальнее. Очень часто бронированная техника выдерживает попадания гранатометов и ракет, сохраняя жизни экипажу и десанту".
Заложники в обмен на время
До сих пор неясна судьба более чем 240 заложников. Всего из лап террористов удалось вырваться пятерым насильно удерживавшимся в секторе Газа женщинам. Четырех из них освободил ХАМАС, а одну девушку-военнослужащую спасли в ходе специальной операции. "Израильтянку держала небольшая террористическая организация на конспиративной квартире, — говорит Сергей Мигдаль. — Один из бандитов проговорился об этом родственнику по телефону.
Эти данные попали в израильскую разведку. И вскоре спецназ ворвался в дом, где прятали военную, убил сторожей и эвакуировал заложницу на вертолете".
По данным издания Euronews, поступают сообщения о переговорах по освобождению 12 заложников, удерживаемых ХАМАСом в Газе, в обмен на трехдневную гуманитарную паузу. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, комментируя разговоры о возможной остановке боевых действий, заявил, что прекращение огня невозможно, пока заложники не вернутся домой. "Я хотел бы покончить со всеми ложными слухами, которые мы слышим со всех сторон, и повторить одну очевидную вещь: без освобождения наших заложников прекращения огня не будет. Все остальное — ложь", — подчеркнул израильский лидер.
"Сегодня идут переговоры при посредничестве Катара, — говорит Давид Шарп. — В них участвуют США. Было много оптимистических заявлений. Однако результат пока довольно безрадостный. Все происходящее в Израиле называют психологическим террором ХАМАСа. Но это давление не сможет затормозить Израиль и заставить его остановить войну. Возможно, для освобождения людей большего можно достичь при помощи военной силы, а не кулуарных бесед".
"Интенсивные переговоры ведутся при посредничестве Катара и Египта, — добавляет к этому Сергей Мигдаль. — Израиль готов за каждого выпущенного на свободу заложника предоставлять некий период гуманитарной паузы. На данный момент ХАМАС в обмен на жизни всех заложников требует полного прекращения огня и освобождения из израильских тюрем более чем 6 тысяч арабских террористов".
Сергей Мигдаль напоминает, что десятки заложников имеют иностранное гражданство. Среди похищенных люди из более чем 30 государств: несколько десятков граждан Таиланда, Нидерландов, Филиппин, Нигерии и многих других. Есть среди насильственно удерживаемых и граждане РФ.
Представитель ХАМАСа сообщил о том, что им удалось разыскать среди заложников двух россиянок. Член политбюро ХАМАСа Абу Марзук заявил в интервью Би-би-си, что боевики ХАМАСа в Газе "начали искать и нашли двух женщин-заложниц" из России, но освободить их не удалось. Это можно будет сделать, если "израильтяне прекратят боевые действия, и тогда мы сможем передать их Красному Кресту", заявил представитель ХАМАСа.
В ответ на вопрос о судьбе других заложников, не только россиян, Марзук сказал: "Мы их освободим. Но нам нужно прекратить боевые действия".
Ранее представители ХАМАСа заявляли, что они готовы рассмотреть просьбу России об освобождении заложников с российским гражданством.
По данным российского посла в Израиле Анатолия Викторова, среди заложников — трое граждан РФ. При этом Марзук во время недавнего визита в Москву рассказывал российским СМИ, что российская сторона попросила установить местонахождение восьми россиян, которые предположительно могут оказаться среди людей, удерживаемых в секторе Газа.
"Я принципиально считаю, что Израиль не должен создавать приоритеты для людей с гражданством какой-то определенной страны, — говорит Давид Шарп. — Предпочтение должно быть отдано детям, женщинам, старикам и гражданским лицам в целом. А селекция по признаку гражданства не кажется мне приемлемой. Да и в результате всех переговоров между ХАМАСом и Кремлем никого так до сих пор и не выпустили".
Живой щит
По словам экспертов, содержать заложников могут в различных местах сектора Газа. Вероятно, они разбросаны по конспиративным квартирам и подземным бункерам. Для ХАМАСа эти люди — ценнейший ресурс. Их используют в качестве предмета для торга. Но могут и поставить "живым щитом" в случае, если отступать будет некуда.
"Заложников могут держать в тоннелях, — говорит военнослужащий армии обороны Израиля Давид К. — Учитывая этот факт, нам сложнее штурмовать "метро Газы" (название сети тоннелей, прокопанных под анклавом). Там, где можно было выжечь подземелья огнеметами или просто взорвать, приходится запускать служебных собак и специальных роботов. Это крайне замедляет процесс штурма. Но иначе нельзя. Мы уже находили подземные камеры, где могли содержаться захваченные люди. Приходится действовать осторожно. Проблема в том, что теоретически освобождать заложников должны отряды специального назначения спецслужб Израиля, а не армия. А таких отрядов сегодня остро не хватает".
"По имеющимся оценкам, из 240 заложников 180 находятся в руках ХАМАСа, 40 — у "Исламского джихада", еще 20 — у различных мелких группировок и кланов, — рассказывает Давид Шарп. — Множество израильских специалистов в различных областях наук исследуют имеющиеся данные для того, чтобы составить подлинную картину происходящего с заложниками".
Давид Шарп убежден, что уже вскоре ЦАХАЛ выявит скрывающихся в подземных лабиринтах командиров боевиков. Предположительно их центры управления и основные бункеры расположены под больницами и другими социальными объектами. Именно там наш собеседник и ждет появления "живых щитов".
Никаких остановок
По мнению Давида Шарпа, от конечной цели — полного разгрома ХАМАСа — Израиль еще очень далек. При этом лидеры страны уже оказались под серьезным нажимом со стороны союзников. "Мы видим попытку выкрутить Израилю руки и помешать ему добиться победы, — подчеркивает Давид Шарп. — Президент Соединенных Штатов требует предоставления так называемой гуманитарной паузы в три дня: якобы террористы будут собирать и проверять списки похищенных. В реальности за этот срок ХАМАС сможет подготовиться к обороне и поправить свои дела. После этого заново начать операцию будет проблематично. Насколько можно судить, премьер-министр Биньямин Нетаниягу решительно настроен никаких пауз террористам не давать. Единственным исключением может стать скорое освобождение большого числа заложников. Но и тут сложно себе представить остановку боевых действий на несколько суток".
"Биньямин Нетаниягу на призыв Джо Байдена к трехдневной паузе в боевых действиях, нужной якобы для освобождения заложников, ответил американскому президенту, что не доверяет ХАМАСу и не верит, что о сделке с заложниками реально договориться, — объясняет Сергей Мигдаль. — При этом Израиль удерживается от ответных ударов по йеменским хуситам и даже не начинает масштабную войну с "Хизбаллой" в Ливане. Пока что главная цель — это лидер боевиков ХАМАСа в секторе Газа Яхья Синуар: с петлей на шее или его труп. В отличие от других лидеров ХАМАСа, он настоящий фанатик. Он находится сегодня внутри анклава в одном из своих бункеров под больницей "Аль-Шифа". Предполагаю, что Синуар будет воевать до последнего вздоха".
Читайте также
По словам Сергея Мигдаля, израильские войска уже прорвались к центральной больнице города Газа и вскоре этот район будет зачищен от боевиков. "Время пока что остается, — заявляет наш собеседник. — США, Великобритания и Германия выразили поддержку действиям Израиля. Это значит, что у ЦАХАЛа есть еще минимум две-три недели на активные действия".
Кто окажется у власти в секторе Газа после окончательного уничтожения инфраструктуры ХАМАСа, наши собеседники сказать затрудняются. "Нет смысла делить шкуру неубитого медведя, — говорит Сергей Мигдаль. — Сегодня существует консенсус западных лидеров о том, что ХАМАС должен быть ликвидирован. А потом уже все вместе будут решать судьбу этого региона".