План террористической атаки 7 октября составила горстка лидеров ХАМАСа. Главари держали его в тайне даже от собственных полевых командиров. Первые приказы передавались устно от человека к человеку. Газета The Guardian 7 ноября раскрыла происходившее в секторе Газа в последние часы перед резней.
Первые приказы были отданы до рассвета. Все боевики вместо тренировок должны были явиться на молитву в мечети в 4 утра.
Час спустя, когда небо над Газой начало светлеть, молитва закончилась, и террористы получили новые инструкции. Они тоже передавались в основном устно: взять свое оружие и боеприпасы и собраться в определенных местах.
До этого момента никому из командиров не рассказывали о планах атаки. Не знали о готовящейся резне и разведслужбы Израиля. Устные инструкции распространялись по Газе "каскадом". Сначала их получали командиры "батальонов" численность. в сотню и более боевиков. Затем приказы доводили до командиров "взводов" по 20-30 человек. Те передавали инструкции командирам "отделений" по 10-12 человек. Дальше боевики сообщали информацию друзьям, соседям и родственникам, участвовавшим вместе с ними в учениях, проводимых два раза в неделю в десятках мест в секторе Газа.
Так смертоносные инструкции получили до 3 тысяч террористов.
Когда боевики собрались в определенных точках, им раздали более мощное оружие: гранатометы, крупнокалиберные пулеметы, снайперский винтовки, РПГ, взрывчатку.
В 6 утра взошло солнце - и были отданы приказы. Теперь они были письменными, с подробными картами и данными о времени реагирования и маршрутах израильских военных.
Такую картину издание The Guardian составило из нескольких источников, включая общение с представителями израильской разведки и экспертами.
Когда боевики вывели из строя камеры наблюдения ЦАХАЛа и взорвали пограничный забор, сквозь бреши хлынуло огромное число террористов. Некоторые источники говорят, что их было около 3 тысяч. Среди них были не только боевики ХАМАСа, но и члены "Палестинского исламского джихада" - они не знали об атаке заранее, но "присоединились", узнав о прорыве забора.
Также из сектора Газа на территорию Израиля ворвалось какое-то число так называемых мирных жителей. В условиях всеобщего хаоса они ринулись грабить израильские кибуцы.
Точный план атаки, по версии Израиля, был составлен двумя главными организаторами нападения. Это Ихъя Синуар, глава ХАМАСа в секторе Газа, и Мохаммед Дейф, командующий военным крылом ХАМАСа.
Каждому отряду террористов была поставлена отдельная цель - военная база, кибуц, дорога или город (Сдерот, Офаким).
Источники утверждают, что приказы часто сопровождались картами, на которых были нанесены оборонительные сооружения, посты ЦАХАЛа, маршруты израильской армии. Эти данные были получены от сторонников ХАМАСа, работающих на территории Израиля.
Разным подразделениям давали разные типы заданий. Первой группе было дано три задания, ей было приказано атаковать израильские военные базы и кибуцы вокруг Газы и убивать мирных жителей в их домах.
Вторая группа подразделений должна была прикрывать террористов, орудующих на местах, от израильские военных, в том числе устраивать засады на ключевых дорогах, по которым прибывали солдаты ЦАХАЛа.
The Guardian пишет, что это не была операция смертников: ХАМАС предполагал, что многие боевики вернутся.
Читайте также
Третьей группе подразделений было поручено захватить как можно больше израильтян в заложники и доставить их к брешам в заборе. Там специальные отряды ждали, чтобы отвести заложников в огромную сеть тоннелей под сектором Газа.
Представители израильских служб безопасности считают, что подробностей атаки не знало даже политическое руководство ХАМАСа за рубежом и "спонсоры" террористов в Иране. Хотя, вероятно, и там и там были в курсе того, что ХАМАС что-то планирует. Точная роль различных лидеров ХАМАСа в планировании резни еще не установлена. Но ясно, что у Синуара и Дейфа она была центральная.
Какими могли быть их цели? Ихъя Синуар, один из основателей ХАМАСа, провел 23 года в израильских тюрьмах за убийство солдат ЦАХАЛа. В 2011-м его в числе тысячи палестинских заключенных обменяли на Гилада Шалита. В тюрьме Синуар отказывался разговаривать с израильтянами и лично наказывал палестинцев, которые это делали. Например, прижал лицо одного из них к раскаленной печи. Бывший сотрудник тюрьмы, где содержался Синуар, описывает его как "на тысячу процентов преданного своему делу и очень, очень жестокого человека".
Журналист, который встречался с Синуаром десять лет назад, рассказал The Guardian, что лидер ХАМАСа был буквально одержим идеей освободить палестинских заключенных-террористов, отбывающих сроки в израильских тюрьмах. Синуар, по словам журналиста, верил, что лучший способ для этого - захватить заложников-израильтян и обменить их на палестинских заключенных, как случилось с самим главарем ХАМАСа.
Аналитики говорят, что другие цели терактов 7 октября, вероятно, включали срыв мирного процесса между Израилем и Саудовской Аравией. ХАМАС, скорее всего, хотел ухудшить положение властей Палестинской автономии на Западном берегу и спровоцировать бурную реакцию Израиля, которая мобилизовала бы сторонников ХАМАСа как в секторе Газа, так и на Западном берегу и по всему миру.