Война между Израилем и движением ХАМАС уже месяц остается главной темой новостей во всем мире, включая далекие от зоны боевых действий страны Латинской Америки. В среду, на фоне продолжающейся наземной операции ЦАХАЛ в секторе Газа, своих послов из Израиля отозвали Колумбия и Чили, о разрыве дипотношений с Тель-Авивом объявила Боливия. Аргентина хоть и осудила удары Израиля по гражданским объектам, на резкие дипломатические шаги не пошла, а Сальвадор остался верен себе и поддержал Израиль в праве на самооборону. Разбираемся, какие факторы определяют отношение латиноамериканцев к одной из главных войн современности.
"Если бы я жил в Германии 1933 года, я бы сражался на стороне евреев, а если бы жил в Палестине в 1948 году, я бы сражался на стороне палестинцев. Теперь неонацисты хотят уничтожения палестинского народа, свободы и культуры". Автор этого твита, широко разошедшегося в испаноязычном сегменте интернета, — колумбийский президент Густаво Петро.
Категоричность политика в оценках объяснима. В юности Петро был участником леворадикальной группировки М-19, воевавшей с правящей тогда в стране военной хунтой. Пережил арест, пытки, тюремное заключение. Как и многие латиноамериканские политики левого толка, большую часть жизни посвятившие борьбе с оппонентами "справа" и влиянием США, Петро смотрит на ближневосточный конфликт с точки зрения палестинского меньшинства, по его мнению, десятилетиями угнетаемого израильскими военными при поддержке американцев. Через ту же оптику на палестино-израильский конфликт смотрят в Венесуэле, Боливии, Чили, Никарагуа и на Кубе. Министерство иностранных дел Кубы в день атаки ХАМАС, унесшей жизни более тысячи израильтян, назвало ее "следствием 75-летних непрерывных нарушений неотъемлемых прав палестинского народа".
Другой полюс представляют сравнительно благополучная Аргентина, где проживает самое большое в Латинской Америке еврейское сообщество, Сальвадор, много лет ведущий собственную войну с терроризирующей мирное население бандитской группировкой MS-13, а также Гондурас, Коста-Рика и Перу. Президент Сальвадора Наиб Букеле, несмотря на свои палестинские корни, безоговорочно поддержал Израиль.
"Лучшее, что могло бы случиться с палестинским народом, это полное исчезновение ХАМАС", — написал он 7 октября, назвав группировку "дикими зверями" и сравнив ее с "террористами из MS-13".
В то же время часть стран континента, включая крупнейшую из них — Бразилию, председательствующую в Совбезе ООН, занимает сдержанную позицию, осуждая как нападение ХАМАС, так и "непропорциональный", по их мнению, ответ Израиля. Однако чем дольше длится конфликт, тем сильнее мнение латиноамериканцев склоняется к поддержке Палестины и ее жителей. В ходе прошедшего 27 октября голосования в ООН почти все страны Латинской Америки, за исключением Гватемалы и Парагвая, поддержали предложенную Иорданией и неприемлемую для Израиля резолюцию с требованием немедленного прекращения огня. Разберем подробнее мотивы крупнейших латиноамериканских стран, представляющих три различных лагеря — нейтральный, произраильский и пропалестинский.
Бразилия: "Мы вынуждены общаться с ХАМАС"
"Я был шокирован террористическими атаками, совершенными сегодня против мирных жителей в Израиле и приведшими к многочисленным жертвам", — написал президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва вечером 7 октября. Через несколько часов с категорическим осуждением действий ХАМАС выступил МИД Бразилии, пообещав созвать экстренное заседание Совбеза ООН. Однако в том же посте от 7 октября Силва написал то, что едва ли понравилось его израильскому коллеге Биньямину Нетаниягу и сотням израильтян, потерявших друзей и близких. Подтвердив, что "отрицает терроризм в любой форме", он призвал "предотвратить эскалацию" и "немедленно возобновить переговоры" с ХАМАС. Призыв к прекращению огня содержался и в подготовленном Бразилией проекте резолюции Совбеза ООН, с раздражением воспринятом в Израиле и отклоненном в результате вето, наложенного США.
В конце прошлой недели Силва и вовсе обрушился с критикой на Нетаниягу и министерство обороны Израиля, потребовавшее от населения Газы в течение суток переместиться на юг.
"Мы имеем дело с безумием премьер-министра Израиля, который хочет уничтожить Газу, забывая, что там находятся не только солдаты ХАМАС, но также женщины и дети", — сказал Силва.
В 1930-1940-е годы Бразилия приютила у себя десятки тысяч европейских евреев, а в 1949 году одной из первых признала государство Израиль. С тех пор страны связывают тесные дипломатические отношения, уровень которых достиг своего пика при предыдущем бразильском президенте Жаире Болсонару, пообещавшем вслед за США перенести посольство Бразилии из Тель-Авива в Иерусалим.
Как отмечает эксперт Бразильского института при Международном научном центре Вудро Вильсона Рафаэль Кручин, Бразилия с 1967 года, когда Израиль по итогам Шестидневной войны занял сектор Газа и Западный берег реки Иордан, поддерживала создание в зоне конфликта двух равноправных государств. Силва, настаивающий на компромиссном решении, — продолжатель этой дипломатической традиции. К тому же он социалист, председатель Партии трудящихся, и значительная часть его электоральной базы относится к палестинцам с симпатией. Наконец, в Израиле проживает около 15 тысяч бразильцев, многие из которых оказались в эпицентре событий и обратились в консульство своей страны за помощью в репатриации, что, в свою очередь, требует от бразильского руководства значительных логистических усилий и взвешенной внешнеполитической позиции.
"Мы стремимся в первую очередь спасать жизни бразильцев, что требует широкого взаимодействия. Наш посол в Рамалле вынужден общаться с людьми, связанными с ХАМАС, который контролирует сектор Газа, он должен сотрудничать с ними прямо сейчас", — объяснил советник президента Бразилии по международным делам Селсу Аморим.
Мексика: "Мы не хотим войны, мы за мир"
Вторая по объему ВВП страна латиноамериканского мира, Мексика также пытается в этом конфликте усидеть на двух стульях, осуждая террор со стороны ХАМАС, но не становясь в полной мере на сторону Израиля. Несмотря на более чем 70-летнюю историю дипломатических отношений и заметную долю репатриантов из Мексики в Израиле, в числе которых был, например, Арье Дулчин, министр правительства Голды Меир, страны никогда не были особо близки. Одна из причин тому — главный союзник Израиля Соединенные Штаты, с которыми у Мехико традиционно сложные отношения. В 2017 году из-за неловкой фразы израильского премьера Биньямина Нетаниягу, поддержавшего Трампа в его стремлении отгородиться от Мексики высокой стеной, между Мехико и Тель-Авивом и вовсе разразился дипломатический скандал, который, впрочем, вскоре сошел на нет.
В начале нынешнего обострения палестино-израильского конфликта мексиканский МИД отреагировал быстро, в тот же день осудив террористов и призвав избегать эскалации. Однако президент страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор высказался одним из последних.
"Мы не хотим войны, мы за мир", — сказал он на пресс-конференции 9 октября, подчеркнув, что Мексика будет придерживаться своих традиционных принципов, отраженных в конституции: невмешательства, самоопределения народов и мирного разрешения конфликтов. Вслед за своим бразильским коллегой Лопес, также пришедший к власти во главе социалистической коалиции, заявил, что, с одной стороны, поддерживает право Израиля на самооборону, с другой — право палестинцев на создание своего государства.
В ответ на протесты посольства Израиля в Мехико, напомнившего, что в результате террористической атаки ХАМАС погибло по меньшей мере трое граждан Мексики, Лопес еще раз сослался на конституцию и выразил приверженность миру.
"Мы пацифисты, мы не хотим, чтобы гибли люди любой национальности, будь то израильтяне или палестинцы", — сказал Лопес, перед которым также стоит задача обеспечить безопасное возвращение из зоны конфликта более тысячи мексиканцев.
Аргентина: "Солидарность с народом Израиля"
9 октября в Буэнос-Айресе прошла, вероятно, самая крупная демонстрация в поддержку Израиля во всей Латинской Америке. Сотни людей несли флаги со звездой Давида, многие не сдерживали слез. Под вечер они зажгли фонари смартфонов, так что людская колонна превратилась в мерцающую реку. Место демонстранты выбрали не случайно — пересечение улиц Израиля и Палестины в центральном квартале Альмагро. Двумя днями ранее полную поддержку Израилю высказали президент страны Альберто Фернандес, осудивший "зверское нападение ХАМАС на израильский народ" и министерство иностранных дел, выразившее "солидарность с народом Израиля и искренние соболезнования семьям погибших".
В Аргентине, установившей дипломатические отношения с Израилем одной из первых в Латинской Америке, проживает крупнейшая в регионе и пятая по численности в мире еврейская община, насчитывающая около 200 тысяч человек. Евреи появились здесь в начале XVII века, за 200 лет до образования независимого государства, спасаясь от преследований инквизиции в Испании и Португалии. Следующие большие волны переселения пришлись на XIX-XX века и также были связаны с трагическими событиями — погромами в Российской империи, антисемитскими законами нацистов, Холокостом.
В 1949 году правительство Хуана Перона первым в Латинской Америке заключило двустороннее соглашение с Израилем, а фонд Эвы Перон помогал еврейским поселенцам обустроиться во вновь созданном израильском государстве. Были во взаимоотношениях двух народов и темные страницы — погромы, дискриминационные законы, запрещающие евреям занимать должности в правительстве, попытки аргентинского государства ограничить въезд евреям, в том числе спасающимся от нацистов.
После Второй мировой войны Аргентина стала убежищем для многих нацистских преступников, на которых израильская разведка объявила настоящую охоту. В 1960 году агенты "Моссад" в обход международных процедур похитили в Буэнос-Айресе "архитектора Холокоста" оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана, чем вызвали бурю негодования как в правящих кругах Аргентины, так и в широких слоях общества. По стране прокатилась волна погромов, было убито несколько активистов еврейских организаций.
В последние годы отношения между странами находятся на подъеме. В 2017 году Аргентину с официальным визитом посетил израильский премьер Нетаниягу, в результате чего было подписано множество соглашений в экономической сфере, а также важный с символической точки зрения договор о передаче аргентинской стороной архивов времен Холокоста. Нынешний президент Аргентины Альберто Фернандес три года назад также посетил Израиль, где, в числе прочего, отметил важность еврейской общины для его страны.
Но по мере продолжения военной операции ЦАХАЛ в Газе, сопровождающейся многочисленными жертвами среди мирного населения, риторика официального Буэнос-Айреса меняется. 1 ноября, после того как стало известно об обстреле израильской армией лагеря палестинских беженцев Джабалия, в ходе которого погибли сотни человек, МИД Аргентины выпустил гневную ноту.
"Аргентина безоговорочно осудила террористические нападения, совершенные ХАМАС 7 октября, и признает право Израиля на законную оборону.
Однако ничто не может оправдать нарушение международного гуманитарного права", — говорится в заявлении. Аргентинское внешнеполитическое ведомство призвало Израиль немедленно прекратить боевые действия и допустить в зону конфликта международные организации для оказания помощи пострадавшим.
Чили: "Ничто не может оправдать это варварство"
Еще более жестко на ситуацию в Джабалии отреагировал президент Чили Габриэль Борич, объявивший, что отзывает посла своей страны из Тель-Авива.
"420 детей ежедневно получают ранения или погибают в Газе. Это не "сопутствующий ущерб" войны с ХАМАС, это ее основные жертвы. Ничто не может оправдать это варварство. Ничто", — написал Борич, тремя неделями ранее столь же категорично осудивший "убийства, изнасилования и похищения израильских гражданских лиц, совершаемые группой ХАМАС".
37-летний политик Борич, самый молодой президент в чилийской истории, еще в студенческие годы стал частью левого движения, а свою предвыборную кампанию выстроил на обещаниях увеличить роль государства в экономике, повысить пенсии и преодолеть пережитки неолиберальной модели, сложившейся в Чили во времена Пиночета. Борич неоднократно выступал за создание независимого палестинского государства, встречался с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом и называл израильтян оккупантами, а в прошлом году спровоцировал скандал, отказавшись принимать верительные грамоты израильского посла.
Читайте также
Поддержка Палестины ощущается не только в риторике чилийского руководства, но и на улицах Сантьяго. Дело в том, что в Чили проживает крупнейшая палестинская община в Латинской Америке, насчитывающая до полумиллиона человек. Большинство чилийских палестинцев — христиане, предки которых покинули регион еще во времена Османской империи, однако они сочувствуют арабскому населению своей исторической родины.
Чили и Израиль связывают долгие дипломатические отношения, насчитывающие более 70 лет. Израильтяне дважды — в 1965 и 2010 годах — помогали чилийцам преодолеть последствия сильнейших землетрясений. Кроме того, Израиль на протяжении многих лет остается ключевым поставщиком вооружения для армии Чили. Однако, учитывая риторику нынешнего чилийского лидера и болезненную реакцию на его высказывания со стороны израильского руководства, в обозримой перспективе отношения между странами останутся в своей самой низкой точке.