В ходе антисемитских акций на Северном Кавказе ни один еврей пока (?) не пострадал, но серьезно пострадал махачкалинский аэропорт. Религиозные лидеры России, бесконечно далекие от рядовых верующих, но близкие к Кремлю, растеряны и ничего не могут поделать. Некоторые из них заигрывают с толпой, поддерживая антисемитские лозунги.
Каких-то пять дней назад, 25 октября, Владимир Путин (а по некоторым версиям — его двойник) выслушивал в Екатерининском зале Кремля уверения глав "традиционных" конфессий России в том, что они полностью контролируют ситуацию, и никакие межконфессиональные конфликты, тем более — антисемитизм или исламофобия, в нынешней России невозможны.
В ближайший к этой "исторической" (а неисторических президент РФ не проводит) встрече воскресный день толпа разъяренных мусульман в поисках евреев громила махачкалинский аэропорт и требовала от случайно пойманных там пассажиров "проклясть вонючий Израиль".
Агрессивные антисемитские акции прошли в конце октября и в других городах российского Кавказа: Черкесске, Нальчике (где сожгли строящийся еврейский культурный центр) и Хасавюрте (где хотели сжечь гостиницу).
Всему этому предшествовала отмашка топ-пропагандиста Кремля Дмитрия Киселева, сделанная в эфире "главной информационно-аналитической программы" государственного ТВ: "Антисемитизм — культурная норма ислама", надо, дескать, это принять.
А ведь как красиво пели свои осанны религиозные лидеры! И как благодушно внимал им человек, олицетворявший президента великой державы! Поистине, они живут в астрале, "под собою не чуя страны". Говоря о творящихся в мире безобразиях на религиозной почве, патриарх Кирилл возблагодарил Путина и Бога, что "ничто подобное в России не имеет места". Глава Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) муфтий Талгат Таджуддин, занимающий свой пост еще с брежневских времен, заявил, что "никогда в нашей стране не было противостояния традиционных конфессий" (а в их число входят мусульмане и иудаисты), и связал нынешнюю небывалую консолидацию российского общества с великими (и кровавыми) ценностями "СВО".
Главный раввин (по версии Федерации еврейских общин России — ФЕОР), родившийся в американской хасидской семье и до сих пор говорящий с заметным английским акцентом, Берл Лазар, тоже счастлив жить в России. Он "все время" чувствует здесь "мир и взаимоуважение между людьми из разных народов, разных культур, разных конфессий. Во многих других странах межнациональных или межконфессиональных совместных проектов нет". Привычно заверил Лазар Путина и в отсутствии антисемитизма в РФ: сказал, что даже на улицах (если смотреть из окна лимузина?) его практически не видно.
Но прошло всего несколько дней — и религиозные лидеры РФ затянули совсем другую, грустную песню. Все, о чем они наперебой рассказывали Путину, оказалось сказкой, несбыточными мечтами. Глава РПЦ откликнулся на события в махачкалинском аэропорту только после обеда 30 октября — видимо, долго не мог оправиться от шока или ждал кремлевской методички. Выразив скорбь, признал "попытку посеять рознь между мусульманами и иудеями России" и призвал искать корень проблемы не внутри страны, а за ее пределами — ведь все проблемы России, как известно, проистекают из того, что ее окружают враги, и все остальные страны ей завидуют. При этом патриарх неожиданно охарактеризовал "противостояние" между Палестиной и Израилем как "чуждое нам".
Ветеран госислама Талгат Таджуддин пока хранит молчание, а вот его более молодой конфессиональный конкурент — московский муфтий Равиль Гайнутдин — подписал довольно пространное обращение Духовного управления мусульман РФ, в котором признал, что конфликт на Святой Земле переносится и в Россию.
Объясняя, почему антисемитизм неприемлем для мусульман, муфтий напомнил интересный эпизод из истории своей религии: "Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был женат на еврейке Сафии, создал первую "Конституцию Медины" на основе взаимоуважения мусульман и иудеев, всегда подчеркивал близость наших религий". Равиль Гайнутдин предложил властям свои услуги: "Готовы объяснить представителям органов власти отношение ислама к подобным эксцессам и заявляем о необходимости интенсификации государственно-конфессионального взаимодействия, не дожидаясь обострения ситуации".
Правда, наэлектризованная мусульманская "улица" — как на Ближнем Востоке, так теперь уже и в РФ, — не особо прислушивается к официально-умеренным голосам статусных исламских чиновников. Она более восприимчива к радикальным призывам из подполья и от зарубежных центров, типа движений ХАМАС или "Хизбалла", признанных террористическими во многих западных странах, но не в РФ.
Во время вчерашнего штурма аэропорта муфтий Дагестана шейх Ахмад Абдулаев прямо призвал его участников: "Выходите из аэропорта, оставьте это дело". Он даже поддержал антисемитские требования толпы, захватившей аэропорт: "Прилет самолетов из Израиля на дагестанскую землю надо останавливать другим путем. Надо говорить с теми ведомствами, которые курируют аэропорт, надо говорить с руководством республики. Муфтият возьмет эти переговоры на себя". Но муфтия никто не послушал, беспорядки прекратили спустя несколько часов традиционным способом — вмешательством спецназа и Росгвардии.
По данным ФЕОР, в Дагестане проживает около 700 еврейских семей, которые не только не чувствуют себя в безопасности, но и не знают, куда бежать, ожидая всплеска антисемитских настроений и начала погромов и в других регионах России. Об этом рассказал представитель главного раввината России в регионе Овадья Исаков. "Люди из общины боятся, они звонят, а я не знаю, что посоветовать. Одна женщина обратилась за помощью к участковому, а тот сказал: "Ну вы же видите, что вы делаете с их детьми там". Она пыталась объяснить, что ХАМАС делает, но для участкового все наоборот. Весь мир перевернут для него и всех остальных… Россия — не спасение, в России тоже были погромы. Непонятно, куда бежать", — заключает еврейский лидер.
Официальный сайт Федерации еврейских общин России периодически исчезал из доступа утром 30 октября. Работа исламских хакеров или что похуже?
Президент Федерации раввин Александр Борода признал факт открытой агрессии против российских евреев; по данным переписи 2021 г., их в стране осталось чуть больше 80 тысяч.
Борода обвинил власти Дагестана в неготовности к беспорядкам и в попустительстве. Президент ФЕОР в связи с этим призвал уже федеральные власти наказать по всей строгости закона организаторов и участников антисемитских акций последних дней на Северном Кавказе (а это сотни, если не тысячи человек). Раввин Борода дал понять, что и федеральные власти виноваты в разжигании антисемитских настроений, однобоко освещая в СМИ (прежде всего, по телевидению) события в Палестине, подталкивая аудиторию к "радикальным взглядам".
Читайте также
Нынешние российские власти, продолжая и оправдывая "СВО", в принципе лишены инструментов для борьбы с антисемитскими настроениями, которые обычно вспыхивают в странах, находящихся в состоянии высокой политической турбулентности. За эти полтора года представители власти и верная им пропаганда сделали немало, чтобы сплести в головах россиян понятия "фашизм", "украинский нацизм", "сионизм" и "мировое еврейство". "Патриотически настроенная" общественность требует отправить участников антисемитских погромов на Кавказе в зону "СВО", популярно разъяснив им, что президент Украины — еврей, руководит украинскими властями "мировое еврейство", а значит, "денацификация" Украины — это истинно антисемитский проект, куда и надо направить свой "праведный" гнев.
Как бы тщательно ни пытались эксперты выискивать отличительные признаки путинского режима и немецкого национал-социализма 80-летней давности, находить их становится все труднее. А это значит, что противоядия против антисемитизма в нынешней России нет, и волна погромов будет только нарастать. В общем, спасайся кто может!