Главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф сделал очередное скандальное заявление. На этот раз досталось тем, кто есть "некошеную еду", цитирую: "Очень важно соблюдать кашрут. У человека, который ест некошерную пищу, мозг глупеет. Он хуже соображает, хуже понимает".
Тут должна быть шутка о том, что, судя по всему, и кошерная пища — не панацея от глупости, но я лучше приведу несколько золотых цитат нашего духовного лидера для тех, кто еще не видел или уже забыл.
В 2017 году он сделал следующее сравнение в своей речи: "Женщина — не животное, она должна сохранять свое достоинство. Быть скромной и есть ее достоинство".
В 2018 году главный раввин Израиля разразился следующей тирадой: "Ты не можешь читать благословение всякий раз, когда ты видишь черного. В Америке ты видишь их каждые пять минут! Это нужно делать только, если человек родился от белых отца и матери… Что поделать - вышла у них обезьяна. Так уж получилось". В оправдание главного раввина его канцелярия сказала, что это "цитата из Талмуда".
В 2020 году духовный лидер назвал репатриантов из постсоветского пространства "Гоями, коммунистами, и ненавистниками религии".
В 2021 году этот прекрасный человек назвал науку и математику в школе "ерундой" и посоветовал изучать Тору вместо этого. Главный раввин гордо добавил: "Разве я изучал базовую учебную программу? Закончил ли я школу? По сей день у меня нет ни аттестата зрелости, ни диплома. Неужели я что-то пропустил? Это - все ерунда, главное - наша Тора".
Одним словом, праведник.
Напомню, что в Израиле есть два главных раввина: ашкеназский и сефардский. Оба являются государственными чиновниками, получают зарплату из бюджета в районе 55-60 тысяч шекелей в месяц каждый, имеют собственные канцелярии и водителей.
Читайте также
Кстати, сама традиция "главного раввина" никогда не была распространена среди сефардских общин и уж точно не является аутентичной еврейской традицией. Хотя в ашкеназской истории она тут и там появляется в разных формах чуть ли не раньше Средних веков, Израилю она досталась от Османской империи, которая взаимодействовала со всеми меньшинствами в стране через духовных лидеров. Именно в Османской империи эти "главные раввины" общин были практически государственными чиновниками, так было проще управлять регионами.
Зачем именно они нужны Израилю, лично мне не очень понятно. У каждого хасидского двора есть свой главный раввин. Общины (и не только хасидские) порой не признают кошерность соседних синагог. Ну а среди светских евреев этот институт вызывает в лучшем случае улыбку.