Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Молитва на площади Дизенгоф: взаимовыгодная провокация

Как прошедшие и предстоящие выборы все изменили и выбили еще один камень из стены израильского общественного договора.

26.09.2023
Фото: ShutterStock

На исходе Йом Кипура не было никого, кто равнодушно смотрел бы на репортажи о событиях на площади Дизенгоф и реакцию на них политиков со всех сторон политического спектра. Что же на самом деле происходило в Тель-Авиве? Один из основных принципов римского права - "ищи, кому выгодно". Итак…

Я немного знаком с организацией "Рош Йегуди", которая действует в Тель Авиве уже около 20 лет и относится к направлению религиозного сионизма. Она занимается тем, что на профессиональном сленге называется "приближением сердец", то есть, распространением идей иудаизма среди светской и традиционалистской публики. Есть немало подобных организаций, но подавляющее большинство из них относятся к ультраортодоксальным структурам. На их фоне "Рош Йегуди" не является особо радикальной. Она распространяет идеи рава Кука, и среди ее лекторов есть люди из разных течений религиозного сионизма.

Последние несколько лет эта организация проводит в Йом Кипур общественные мероприятия для нерелигиозной публики. Почему я называю это "общественными мероприятиями", а не молитвой? Дело в том, что они проходят только в начале и на исходе Йом Кипура и не является нормативной ортодоксальной молитвой. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что сами организаторы накануне праздника жаловались на кражу песенников с израильскими песнями, которые они хотели раздать участникам, хотя в Йом Кипур, как и в другие еврейские праздники, израильские песни не являются интегральной частью литургии.

Следует ли в Израиле вводить гендерную сегрегацию на общественных мероприятиях?

Тель-авивский муниципалитет запретил "Рош Йегуди" проводить гендерное разделение участников на основании существующего законодательства. На этот запрет были поданы две апелляции и обе были отклонены в двух судебных инстанциях. Важно подчеркнуть, что есть разница между общественным мероприятием, и правом на свободу совести и исполнения религиозных культов и никто не собирался и не собирается отменять раздельные молитвы в синагогах.

Для тех, кто может подумать, что решение проводить такое мероприятие на одной из центральных городских площадей связано с отсутствием синагог в Тель-Авиве - это не так. Несмотря на имидж Тель-Авива, как наиболее светского города страны, в нем действуют свыше 500 ортодоксальных синагог (одна из которых расположена очень близко от площади Дизенгоф), какое то количество ешив, а так же религиозные школы различных направлений. Для тех, кто предпочитает неортодоксальные направления иудаизма, есть также выбор между реформистскими и консервативными общинами.

В предыдущие годы, насколько мне известно, не возникало никаких проблем с проведением подобных мероприятий - ни со стороны муниципалитета, ни со стороны каких-либо антирелигиозных организаций. Почему же в этом году все кардинально изменилось?

Полагаю, все дело в выборах - как приближающихся муниципальных, намеченных на 31 октября, так и прошедших парламентских.

Одним из результатов выборов в Кнессет явилась абсолютная поддержка юридической реформы партиями и депутатами, декларирующими свою принадлежность религиозному сионизму. Другим - законотворчество, направленное на усиление роли религии в общественном пространстве, которое нарушило существовавший статус-кво. Сегодня в интервью Арье Голану в утренней передаче на КАН 11, депутат Кнессета Матан Каана (сам принадлежащий к религиозному сионизму) заявил: "Это началось с закона о запрещении квасного в больницах, после чего многие люди впервые пришли в медицинские учреждения с квасным. Потом это продолжилось идиотским законом о тюремном заключении за нескромную одежду у Стены плача, после чего впервые там обнажилась женщина. Когда правительство целенаправленно разрушает демократическую составляющую израильского общества, не надо удивляться эффекту маятника и разрушению еврейского составляющей".

В Йом Кипур в Тель-Авиве не шла борьба между последовательно религиозными и антирелигиозными - никто из них не изменит свое мировоззрение. Борьба, как всегда, шла за большой аморфный центр. За людей, которые не готовы молиться ни в одной из действующих в городе синагог, но и не относят себя к активным противникам всего религиозного и потому пришли на мероприятие. А почему эта борьба так важна именно сейчас?

Через несколько недель жители Тель Авива будут на избирательных участках решат, кому быть следующим мэром города- Рона Хульдаи или Орне Барбивай. Рон Хульдаи хочет показать горожанам, что только он может защитить их от религиозного диктата. Он мэр уже четверть века и, хотя он никогда не испытывал особых сантиментов к иудаизму, но никогда не был и против. Но у него хорошо развит политический нюх. Именно поэтому он решил сейчас разыграть антирелигиозную карту, в надежде привлечь голоса колеблющихся избирателей.

Помимо столкновений на площади Дизенгоф, несколько месяцев назад произошло еще одно событие, связанное с организацией, тоже относящейся к религиозному сионизму. В одной из районов Тель-Авива уже много лет существует ешива "Маале Элиягу" и за все годы с нею не было связано никаких скандалов. На каком-то этапе ешиве потребовалось большее помещение, и муниципалитет выделил ей участок, расположенный в нескольких сот метрах от нынешнего здания, в том же квартале. У части местных жителей это вызывало протест - "религиозные идут". В результате муниципалитет заморозил свое решение, чтобы заново рассмотреть вопрос. Мой опыт подсказывает, что тут не обошлось без сотрудничества между Роном Хульдаи и антирелигиозными организациями, если судить по таймингу - прямо в начале предвыборной кампании.

Конечно, у "Рош Йегуди" тоже есть свои интересы, как и у любой подобной организации. Ей важно демонстрировать активную деятельность, охватывающую как можно большее количество людей. Красивые отчеты для спонсоров еще никто не отменял и освещение в масс-медиа тоже. Безусловно, ее сотрудники уверены в важности и нужности своей деятельности, она является интегральной частью их религиозного и гражданского мировоззрения. Но их активность полностью совпала с "генеральной линией партии", причем в прямом смысле этого слова.

Нельзя не упомянуть один неприятный момент, связанный с поведением руководства "Рош Йегуди" накануне Йом Кипура. Я видел собственными глазами на их страничке в фейсбуке заявление о том, что, несмотря на запрет гендерной сегрегации во время проведения мероприятия, они не будут его отменять, а проведут в форме, которая будет соответствовать, как судебному решению, так и требованию еврейского закона.

Что является перегородкой между мужчинами и женщинами, обязательна ли она на подобном мероприятии, и могут ли израильские флаги считаться перегородкой, это вопрос, ответ на который зависит, прежде всего, от мировоззрения того, кто отвечает. При желании можно привести юридические и галахические доводы как за, так и против. Но, если бы действительно руководство "Рош Йегуди" стремилось соблюсти судебное решение и не нарушать еврейский закон, у них была такая возможность. Заявляю это как религиозный ортодоксальный еврей.

Читайте также

Снова вернемся к вопросу, заданному в начале данной статьи. Кому это выгодно? Всем участникам этого некрасивого события.

Рон Хульдаи, возможно, перетянет к себе какое-то количество голосов избирателей и, может быть, именно эти голоса обеспечат ему еще одну каденцию в кресле мэра. "Рош Йегуди" покажет, как она борется за еврейское самосознание, с какими препятствиями сталкивается и насколько нуждается в поддержке, например, в дополнительном финансировании от министерства национальных проектов, возглавляемом Орит Струк, и о пожертвованиях от граждан и различных фондов.

То же самое сделают и антирелигиозные организации, за исключением того, что сегодня у них нет сейчас шансов получить финансирование от государства.

Естественно, от этого выиграют политики, как от коалиции, так от оппозиции. Одни будут трясти решением Верховного суда и заявлять, что именно поэтому его нужно реформировать, иначе Израиль перестанет быть еврейским государством, другие - говорить, что если срочно не сменить правительство, мы продолжим семимильными шагами приближаться к Ирану или Афганистану.

Тут, пожалуй, стоит вспомнить обещание Итамара Бен-Гвира провести молитву на площади Дизенгоф в ближайший четверг, но только как пример дешевого популизма, которым он пытается отвлечь внимание от провалов на посту министра внутренней безопасности.

Подводя итоги: увы, но все, кто присутствовал в тот день на площади Дизенгоф, вне зависимости от их религиозных взглядов, оказались не более чем статистами в неприглядном спектакле, являющемся частью борьбы за политическое влияние и финансирование. Хуже всего, что из-за этого из стены общественного договора в Израиле был выбит еще один камень.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке