С одной стороны, враждебность иудеев к христианам не вызывала сомнений. Тут и Евангелия, и деяния апостолов были более чем однозначны. Казалось бы, к врагам веры надо относиться соответственно, однако апостол Павел в своем послании к Римлянам это категорически запретил.
Однако подавляющее большинство христиан в средние века не то, что посланий апостолов, но и Евангелия то не знала, большая часть народа была неграмотной, поэтому знала лишь то, что говорили в проповедях священники, которые в свою очередь далеко не все отличались высокой образованностью.
В том, как относиться к евреям следовало руководствоваться предписаниям церкви, которые, как минимум, применять к евреям насилие запрещали однозначно. Увы, иногда церковь теряла контроль за происходящим. Одним из таких примеров является Первый крестовый поход.
Церковь призывала к войне с "врагами веры Христовой", к которым явно относились и евреи, причем за ними не надо было далеко ходить. Однако, все было совсем не так просто и что в точности произошло, вернее, мотивы произошедшего из сообщений хронистов не вполне ясны.
Крестовых походов в 1096 году было, на самом деле, два. Один - поход знати или "принцев", которые в итоге и взяли Иерусалим. Их хорошо организованные и экипированные армии по дороге евреев не трогали.
Второй - поход бедноты или народный. Тут возникала очевидная проблема - чем кормить нищих крестоносцев, так что идея решить проблему за счет "врагов Христа" сиречь евреев была очевидной.
Однако же основной проповедник этого крестового похода Петр Отшельник, к избиению евреев не призывал, предпочитая более практичный подход - взымать с них дань, которую те, будучи сильно напуганы, разумеется, платили. Как следствие, основные отряды крестьянской армии евреев также не трогали.
Кто же устроил страшную резню еврейских общин в первую очередь в рейнской долине?
Наиболее печально известен в этом отношении некий граф Эмихо, вырезавший еврейскую общину Майнца. Его армия действовала отдельно и от армии принцев, и от крестьянской армии, по сути, это был отряд бандитов. Характерно, что она не добралась не только до Святой Земли, но даже до Константинополя. Привыкшее грабить и убивать воинство Эмихо продолжило это делать на венгерских землях и было по большей части там истреблено. То есть, религиозное рвение погромщиков было лицемерным, это был только благовидный предлог для грабежей и убийств.
Еще одна характерная деталь - описания всех погромов того времени дают одну картину. Местные власти, церковные или светские пытались защитить евреев, также евреям сочувствовали и их соседи-христиане, пытавшиеся укрыть их от погромщиков, и лишь городская чернь присоединялась к убийцам.
Но итог оказался для евреев более чем печальным. Так что, когда спустя менее чем 50 лет после первого похода церковь призвала ко второму, главный ее проповедник Бернард Клервоский уже постоянно говорил в проповедях, что евреев трогать никак нельзя. В послании апостола Павла сказано, что в конце все евреи примут Христа, как же эти слова исполнятся, если евреи будут истреблены?
Стоит заметить, что хотя Бернард Клервоский был формально простым аббатом, его авторитет в католической церкви был настолько велик, что он фактически решал, кому стать римским папой.
Проповедь Бернарда оказалась очень своевременной. Если во время первого похода проповедников, призывавших к убийству евреев не было, то перед вторым они появились. Наиболее известен некий монах Рандульф, в числе прочего обвинявший евреев в том, что те не оказали финансовой помощи крестоносцам во время первого похода. Как мы уже знаем из написанного выше обвинение это было ложным.
Читайте также
Проповеди Рандульфа привели к нападениям и убийствам евреем, после чего епископы Кельна и Майнца обратились к Бернарду с просьбой осудить насилие, что тот и сделал сначала в письме, а когда это не помогло, явился лично.
Противостоять первому проповеднику христианского мира полуграмотный фанатичный монах, разумеется, не мог, так что его отправили обратно в монастырь на покаяние, а евреев оставили в покое. Хотя число жертв и на сей раз, возможно, исчислялось сотнями, это ни шло ни в какое сравнение с катастрофой, постигшей евреев во время Первого крестового похода.