Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

Докажи, что ты еврей

Вопрос, можно считать ли кого-то евреем, относится к категории тех, на которые трудно дать ответ. И число связанных с этим проблем будет только возрастать.

04.09.2023
Фото: ShutterStock

На прошлой неделе была показана 6 серия сериала "Совецка". Это новый сериал на канале КАН 11, рассказывающий о проблемах полуторного поколения выходцев из СНГ. Одной из проблем, показанной в этой серии была необходимость доказать еврейство в раввинате. В реальной жизни это очень серьезная проблема.

Мало того, что существует полное непонимание и дикая ментальная пропасть между даянами (судьями религиозного суда) и теми, кто проходит проверку - есть еще и целая индустрия по подделке документов.

Первый раз с доказательством еврейства я столкнулся в начале 1993 года. Мне это нужно было для того, чтобы сделать обрезание. Пришли мы на проверку вдвоем с моим другом, который хотел того же. Это был вообще первый раз, когда я столкнулся с религиозным истеблишментом.

Религиозный суд был в Иерусалиме на улице Хавацелет. Даяны посмотрели наши документы, отношение было достаточно доброжелательное. Потом они спросили, знает ли кто-то из мам или бабушек идиш. У мамы моего друга идиш на уровне родного, моя покойная мама идиш понимала, но не говорила, но еще была жива бабушка, которая идиш очень хорошо знала. Раввины поставили телефон на громкую связь, набрали маму друга. Обменялись с нею буквально несколькими фразами и были вполне удовлетворены.

Потом они позвонили моей бабушке, начали с ней говорить на идиш и спросили, что она помнит о еврейских праздниках у нее дома. А бабушку в детстве в середине 20-х годов в Чичельнике учили ивриту. И она сказала, что помнит, как на лейл а-седер читали "Ма-ништана". И решила пересказать даянам. И им пришлось выслушать все, что она помнила из агады. Естественно, мы оба, и я, и мой друг, были признаны евреями.

Все это было бы смешно, если бы не было бы так грустно. Что было бы, если моя и другие бабушки в то время не знали идиш, а были бы из каких-нибудь ассимилированных семей, а такие были на территории СССР, и что было бы, если бы бабушки не готовили специфические блюда еврейской кухни? Что бы было, если бы во время эвакуации какая-нибудь бабушка потеряла бы документы или они сгорели бы во время бомбежки или их бы украли на вокзале? А что делать тем, кто проходит проверку сейчас и чьи бабушки родились после ВОВ и идиш обычно не знают? А тем, чьи бабушки когда-то знали идиш, но сейчас страдают деменцией?

С точки зрения судей религиозного суда, на них свалилась испытание, с которым их предшественники раньше не сталкивались, и которое не описано в наших религиозных источниках. При принятии решения они не могут пройти всю последовательность шагов из религиозной литературы. И это вызывает у них дискомфорт. Добавляют масла в огонь бытующие стереотипы и абсолютное непонимание того, с кем им приходится общаться, и какой у претендентов культурный багаж.

При этом важно помнить о существовании фальшивых документов. Когда я был первый раз посланником в Киеве летом 2000, я общался с занимавшим тогда пост консула "Натива" Йоси Барадом. С его слов, уже тогда "Нативу" было известно, что во время распада СССР в продаже появились целые серии настоящих свидетельств о рождении и свидетельств о браке, в которые надо было только вписать нужные данные.

Можно ли отменить уже признанное еврейство? Здесь есть чисто галахическая проблема отмены решения религиозного суда равным ему религиозным судом (можно вспомнить о скандале, возникшем в связи с попыткой отмены гиюров суда рава Друкмана равом Шерманом много лет тому назад). Кроме того, есть еще один принципиальный момент - если есть сомнение, то и с юридической, и с галахической точки зрения обратиться в архивы в СНГ, провести экспертизу документов и сделать любые другие необходимые шаги для определения истины должно государство, а не граждане.

Я хочу коснуться еще одной стороны этой проблемы. Это касается представителей бухарской и кавказской общин. Были нередки случаи, когда бухарский или кавказский еврей женился на нееврейке, которая проходила то, что очень условно можно назвать процессом гиюра, просто она соблюдала обычаи семьи, кашрут, праздники, шаббат. Говорили, что в семидесятые и даже восьмидесятые годы некоторые даже окунались в микву, и были ктубы (брачные договора), и теоретически мог быть даже религиозный суд, поскольку еще были старики, которые что-то знали.

Безусловно, эти гиюры, суды, хупы и ктубы вызывают очень много сомнений относительно их кошерности с точки зрения ортодоксального мейнстрима. Но люди, придя в наш религиозный суд, с гордостью покажут даянам ктубу своей бабушки, фотографии хупы своей мамы или фотографии собственного брита. Еще они скажут, что дедушка был коэн (если бухарские) или раввин (если горские), и скорее всего на даянов это произведет гораздо больше впечатления, чем оригинальные документы у какого-нибудь ассимилированного ашкеназского еврея, у которого дома никто на идиш не говорил, а уж что готовили - лучше даянам не знать. Относительно же представителей горской или бухарской общин даяны с чувством глубокого удовлетворения отметят, что вот они те, кто даже под гнетом советской власти все равно исполняли заповеди и хранили традиции.

У меня нет информации на эту тему относительно общины выходцев из Грузии. Но в целом, чем больше вникаешь в проблему, тем больше понимаешь, насколько она запутана.

И это, кстати, касается не только выходцев из СССР/СНГ. Это не исключительно "русская" проблема, она гораздо масштабнее.

Давайте перенесемся лет так на 85-140 назад. Представьте себе еврейского парня или девушку, или молодую семью из Европы (Восточной, реже Центральной), которые иммигрируют в Северную или Южную Америку, Австралию или Южную Африку, либо делают алию в Эрец Исраэль.

Насколько мы можем быть уверены, что все они, покидая Россию, Польшу, Германию, брали с собой метрики или выписки из синагогальных книг о своих мамах и бабушках и какова вероятность, что их потомки смогут все это восстановить?

Давайте возьмем немецкую алию. Как известно, в Германии того времени смешанные браки были достаточно распространены. Какое-то количество евреев приехало в Палестину со своими нееврейскими женами, это хорошо известно. Насколько тщательно проверялось (если вообще проверялось) их еврейство или еврейство их детей? Кто сказал, что если покопаться в генеалогии кибуцников, не обнаружится неприятных сюрпризов.

Это было в 30-е годы. А уже после Второй Мировой войны, в конце 50-х годов, была польская алия и в ней тоже были смешанные браки!

Еще одна болезненная тема связана с Катастрофой. В лагеря попадали не только галахические евреи, но и те, у кого только папа был еврей. И когда освобожденные узники лагерей отправлялись в США или в Палестину, везли ли они с собой метрики своих бабушек? Скорее всего, единственным аутентичным документом у них был номер на предплечье.

Есть еще вопрос с еврейскими детьми, которых передавали в нееврейские семьи. Немалое их количество было потом спасено и переправлено в Израиль. Я не уверен, что во всех случаях родители оставляли их спасителям документы. А смешанные браки к началу Второй Мировой войны были распространены практически везде.

А теперь немного о США. Большая часть евреев США это не ультраортодоксы и даже не просто ортодоксальные евреи, а светские или относящиеся к неортодоксальным течениям. Из истории известно, что значительная часть евреев, иммигрировавших в США, переставали соблюдать заповеди. Поэтому в отличии от американских ультраортодоксов или ортодоксов, которые могут принести свидетельство из общины, значительная часть американских евреев ни к какой религиозной общине не относится и ничего предъявить не может. А свидетельства из неортодоксальных общин я очень не рекомендую показывать в религиозном суде.

Я не хочу сгущать краски, но понятно, что проблема очень масштабная. Вопрос проверки на еврейство подается, как исключительно "русский", но я думаю, что когда мы увидим массовую алию из других стран, там будет точно такая же ситуация.

Как человек, много лет работавший в системе гиюров, я не верю в то, что принявших иудаизм будет много. Причина очень простая - люди не хотят. Любой, кто работает или работал в этой системе в последние четверть века, знает, насколько тяжело набрать класс. Кроме того, разница между количеством начавших учебу, и теми, кто успешно прошел религиозный суд, составляет десятки процентов - такова статистика.

Поэтому, через какое-то время израильское общество окажется перед дилеммой: либо гиюр по факту соблюдения традиций, либо создание генеалогических деревьев ("сифрей юхасин"). Уже сегодня есть очень много тех или иных общин в религиозном секторе, которые неофициально занимаются их созданием.

Читайте также

Теперь относительно архивов, организации "Шорашим" и т.д. Да, многие архивы сохранились, но многие нет. Знаю это на опыте собственной семьи, без связи с доказательством еврейства. Когда моей покойной маме нужно было доказать, что она была в эвакуации в городе Киров во время войны, ни в архиве города Вятка, ни в архивах города Коломна нужные документы найти не удалось, а завод, на котором работал мой дедушка, перестал существовать в лихие девяностые и вместе с ним - его архивы. Хорошо, что еще был жив один свидетель, благодаря которому мама смогла доказать, что была в эвакуации.

Организация "Шорашим" делает очень важную и нужную работу, но ее возможности не безграничны. К тому же, ко всем существовавшим до сих пор проблемам в последние годы прибавились еще две, которые очень сильно осложнили доступ к архивным документам.

Во-первых, после начала эпидемии коронавируса все государства ввели карантины и прочие ограничения, поэтому физический доступ к архивам был затруднен, а общение в онлайне не всегда дает нужный результат.

Вторая проблема возникла с началом войны России против Украины. С одной стороны, поездки в Россию, Украину и Белоруссию стали более проблематичными, опасными и даже в ряде случаев невозможными. Плюс осторожное поведение российских чиновников - хоть Израиль и не был до сих пор объявлен "недружественной страной", но это не значит, что такое не случится завтра. Поэтому лучше изначально не сотрудничать, чем потом объясняться с начальством.

А в Украине, помимо необходимости избегать зон боевых действий, есть также проблема с тем, что часть сотрудников архивов эвакуирована или покинула страну и никто не знает, сколько времени еще продлится такая ситуация. Кстати, не исключено, что часть архивов пострадали от бомбардировок и обстрелов.

К сожалению, вопрос, можно считать ли кого-то евреем, относится к категории тех, на которые трудно дать ответ. И число связанных с этим проблем будет только возрастать.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке