Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+22+14
Иерусалим
+20+12

Мнения

А
А

Огромные бюджеты для арабского сектора исчезают бесследно

На протяжении многих лет сотни миллионов шекелей, выделяемых арабским муниципалитетам из госбюджета, исчезают по дороге. Куда - неизвестно.

27.08.2023
Источник:Новости недели
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Несколько недель назад министр финансов Бецалель Смотрич решил приостановить перевод местным органам власти арабских населенных пунктов нескольких сотен миллионов шекелей - средств, которые были им обещаны предыдущим правительством. Министр объяснил это решение в том числе тем, что эти средства достаются преступным и террористическим организациям, которые контролируют тендеры и бюджеты во многих арабских органах власти, и что до сих пор механизма обхода этих тендеров нет.

Подчеркну: в этом материале речь пойдет не о том, прав Смотрич или нет, должен он был все-таки перевести деньги сразу, не оставляя муниципалитеты без средств к существованию, или только после создания упомянутого им механизма. Я хочу показать, насколько действительно велика проблема финансирования местных властей арабского сектора. И сколько миллиардов вкладывает государство в этот сектор, прекрасно зная, что немалая их часть не дойдет до места назначения, а исчезнет по пути.

Звучит безумно, но это - реальность. Коррупцию можно найти, конечно, везде. Она существует и в еврейском секторе. Но ее структурированность, организованность и последовательность типичны именно для арабского сектора.

В апреле 2022 года директор Управления по контролю и правоприменению в министерстве просвещения Гур Розенблат положил на стол тогдашнего генерального директора ведомства Далит Штаубер шокирующий документ. Несколькими годами ранее правительство приняло план экономического развития арабского сектора. Один из многих проектов этой программы - "Продвижение социально-общинных ценностей в арабском обществе" - должен был помочь арабской молодежи получить в Израиле равные возможности для совершенствования личных и социальных навыков... развивать свое будущее по собственному желанию и обеспечивать социальное лидерство.

Для этого минпрос выделил из своего бюджета ставки координаторов по делам молодежи в арабских органах власти и школах и организовал широкий спектр бесплатных классов. Только на этот конкретный проект министерство ежегодно в течение нескольких лет выделяло по 70 млн шекелей, а всего инвестировало в него более полумиллиарда шекелей. Итог аудиторской проверки, который лег на стол госпоже Штаубер, был поразителен: основная часть денег, вложенных в эту важную программу, то есть сотни миллионов шекелей были потрачены впустую и так и не дошли до молодежи.

Например, по результатам 2018 года в 42 арабских инстанциях проверили деятельность 250 упомянутых бесплатных классов и выяснили, что 77% из них существовали только на бумаге. Местные власти получали от минпроса деньги и, не моргнув, сообщали ему ложные сведения.

Но и это еще не все. Реальная ситуация намного хуже, поскольку данные министерства основываются лишь на липовых отчетах, которые посылали арабские муниципалитеты. А 35 из 76 органов власти, включенных в программу, вообще не сочли нужным отчитаться перед минпросом о том, что сделали с переданными им бюджетами, поэтому их вообще не проверяли.

А вот еще одна непостижимая цифра: в 2017-2018 учебном году только 13% учеников, о которых сообщили арабские власти, приходили на занятия. По остальным учащимся в министерство были отправлены фиктивные отчеты. И это не один такой непокорный орган местной власти или один проблематичный городской или сельский глава. Таких - десятки.

При проверке некоторых платежных квитанций в минпросе выявили, что полученные средства пошли на цели, не имеющие ни малейшей связи с детско-юношескими развивающими программами. Обнаружились также договоры с родственниками глав муниципалитетов, противоречивые отчеты об одних и тех же кружках, поддельные и дублирующие друг друга счета-фактуры, двойные выплаты заработной платы и т.д.

В одном случае местные власти представили счета-фактуры от поставщиков строительных материалов - выяснилось, что вместо перечисления денег детским кружкам глава местной власти потратил их на ремонт своего офиса. В другом случае выделенные средства были использованы для финансирования предвыборных конференций глав местных советов, которые проходили "под маской" просветительских вечеров для детей и молодежи.

Мы вновь и вновь слышим от глав арабских органов власти требования вкладывать деньги в детей и молодежь, чтобы те не уходили в криминал, но когда государство дает эти деньги, они используют их на другие цели.

В июле 2020 года Ронен Перец, исполнявший обязанности гендиректора канцелярии премьер-министра, заявил в специально подготовленном на эту тему отчете: "Большие бюджеты местных властей, в особенности бюджеты в рамках программы №922 об экономическом развитии национальных меньшинств, манят преступников. Местные власти представляют собой "золотую жилу" для преступных организаций, источник огромных доходов, полученных способами, которые кажутся законными".

Два года назад государственный контролер Матаниягу Энгельман опубликовал специальный отчет о ситуации в Негеве. Этот документ - еще одна возможность представить себе, как государственные деньги растекаются по арабскому и бедуинскому сектору в неизвестных направлениях. Возьмем, к примеру, транспортные тендеры. В 2019 году государство выплатило 180 млн шекелей за подвозку в школу учащихся из двух бедуинских региональных советов - Эль-Касум и Неве-Мидбар. Большие деньги, но... "Из поступивших в прокуратуру сведений на основе различных отчетов перевозчиков возникают подозрения в манипуляциях и несоответствии с фактами", - говорится в отчете.

В чем конкретно несоответствие? А вот в чем: в период с 2015 по 2018 годы министерство просвещения провело две выездные инспекции. В первой проверялись расстояния проезда учеников с учетом уплаченных за них сумм. Обнаружены расхождения в пределах от 100 до 500 процентов между расстоянием, указанным в платежном требовании, и фактической длиной проезда.

Например, расстояние от поселка Сабаха до детского сада для детей с особыми потребностями составляет три километра, а в заявке на перевозку указано... 17. До детского сада для детей с проблемами развития в Касейфе расстояние составляет 15 километров, а в заявке на перевозку указано 29. Нетрудно подсчитать, сколько денег за эти годы осело в карманах любителей приписок.

Второй аудит минпроса, проведенный в региональном совете Неве-Мидбар в июне 2018 года, обнаружил огромный разрыв между количеством учащихся, подвозимых в школу согласно отчетам совета, и данными ведомства: разница была в 3015 учащихся обычных школ и 178 учащихся школ специального образования. Государственный контролер оценил ущерб от фиктивной отчетности почти в 20 млн шекелей!

А вот еще пример. 12.600 учащихся, о перевозке которых сообщал региональный совет Эль-Касум, вовсе не учатся на его территории и даже не живут там. Управление минпроса по делам бедуинов обозначило ситуацию совершенно недвусмысленно: "Транспортный бюджет чрезвычайно раздут и основан на неверной информации об объектах обучения, количествах и маршрутах".

В Негеве, как известно, есть поселения, которые обладают правом на налоговые льготы. Такая льгота может достигать 42 тысяч шекелей в год. И что получилось? Местные бедуины, имеющие такое право, помогают сородичам, которые не живут в "льготном" поселении, зарегистрироваться в нем.

А теперь посмотрим, что происходит с охраной образовательных учреждений. Региональный совет Неве-Мидбар заплатил за два года 14 млн шекелей за обеспечение безопасности учебных заведений. В Эль-Касуме сумма за эти же два года составила около 20 млн шекелей. И что показала проверка? Что в обоих советах никакой охраны в детских садах и школах не было и нет!

В марте 2022 года был опубликован сводный отчет группы, возглавляемой тогдашним генеральным директором МВД Яиром Хиршем. Он был посвящен мерам по предотвращению захвата тендеров в арабских местных органах власти криминальными элементами. В числе прочего члены группы рекомендовали отнять право на проведение тендеров у местных властей.

Я, кстати, писал об этой проблеме еще полтора десятка лет назад. В том числе и о том, какими методами действуют криминальные организации, чтобы выиграть такие тендеры. Но практика, как видим, продолжается. Потому что это не проблема той или иной властной структуры или той или иной партии. Это проблема, которая охватывает весь арабский сектор целиком. Там рассматривают государственные деньги, как прекрасную возможность распределить деньги между своими.

В одном из местных советов на севере, например, инспекторы МВД обнаружили, что 45 из 60 млн шекелей бюджетного дефицита, о которых сообщил совет, - липовые долги. Другой местный совет подал в министерство внутренних дел запрос на помощь в асфальтировании дороги для поселения и даже получил обязательство на ее финансирование в объеме 728 тысяч шекелей. Пять лет спустя подрядчик представил совету счет к оплате за подписями главы совета и казначея, которые подтверждали, что работы выполнены. Однако прежде, чем произвести оплату, МВД направило в поселок инспекторов, и те не обнаружило никакой дороги. Когда же в МВД поинтересовались, как инспекторы раньше подтверждали, что асфальтирование было выполнено, выяснилось, что им показывали другую дорогу, которая действительно была заасфальтирована.

А вот еще одна история о том, как заполучить государственные деньги. В нее трудно поверить, но которая произошла в действительности. Социальный работник, завершивший свою работу в поселке, подал в суд по трудовым спорам иск на сумму 3322 шекеля за неполученную им заработную плату за один месяц работы. Суд постановил, что справедливость на его стороне, и обязал совет выплатить ему деньги. Но совет этих денег так и не заплатил. Сумма росла и росла, и к тому времени, когда МВД начало проверку, долг социальному работнику, который первоначально составлял 3322 шекеля, вырос до 486 185 шекелей.

А вот история с бухгалтером, которая потребовала 47 530 шекелей за невыплаченную заработную плату - и потребовала справедливо. Совет снова решил не платить и позволил раздуть долг. Когда МВД узнало, что происходит, он уже составлял 806 480 шекелей.

В другом арабском местном совете был выявлен другой не менее интересный метод, позволяющий приближенным к власти зарабатывать, не работая, миллионы. Лица, к которым местный совет не имел никакого отношения, предъявляли ему фиктивные иски, и совет после судебного разбирательства "готов" был пойти с ними на "компромисс", выплатив часть суммы.

В одном из таких случаев некто из приближенных главы совета подал в суд, утверждая, что оказал совету различные услуги на сумму 3 млн шекелей, но не получил ни агоры. Между сторонами якобы состоялись "переговоры", по итогам которых совет согласился выплатить всего 1,7 млн шекелей. Тщательная проверка МВД показала, что никаких деловых отношений между "работником" и советом никогда не было, но это не конец истории.

Читайте также

Потому что совет выплатил деньги чеком, а когда чек без оплаты вернулся, "работник" обратился в службу судебных исполнителей. Через нее удалось увеличить сумму для взыскания еще на 3.6 миллиона. Когда МВД начало проверку, чтобы остановить это безумие, общая сумма долгов совета перед "работником" достигла 13 миллионов шекелей. Неплохо для человека, который ничего не сделал для совета и которому совет не задолжал ни единого шекеля!

Оказалось, что так действуют десятки арабских муниципалитетов. Многие из них использовали также метод "отсутствия защиты", когда они просто не являлись по вызову в суд, и судья решал дело в пользу заявителя.

Местный совет Маджд Аль-Крума нанял подрядчика для проведения земляных и канализационных работ, который выполнил для совета указанные работы. За прошедшие годы этот подрядчик возбудил против совета 22 иска на общую сумму более 5 миллионов шекелей. Раз за разом он подавал иски. Раз за разом совет предпочитал не являться на суд, позволяя судье вынести решение в пользу истца, чего бы тот ни потребовал. Когда в дело вмешались инспекторы МВД, выяснилось, что совет должен был выплатить подрядчику еще 4,6 миллиона шекелей, помимо того, что он обязан был заплатить по договору.

В Илуте, где у совета был дефицит в размере 285 миллионов шекелей, накопились судебные иски на 42 миллиона шекелей. Проверка показала, что 19 миллионов шекелей причитались поставщикам, о которых не было обнаружено никаких записей в бухгалтерских книгах и вообще не было никаких упоминаний об их деятельности. В Эйн-Махле выяснилось, что совет вступил в переговоры с подавшими на него в суд поставщиками и сумел "договориться" с ними о более высокой сумме, чем те требовали. А в других советах писали, что платят за перевозку школьников в те месяцы, когда вообще не было никаких занятий. ах вообще не выступал в июле-августе, в дни больших праздников.

Какой вывод можно сделать из всего вышеприведенного? Что государство должно вкладывать в арабский сектор столько же средств, сколько в сектор еврейский, а иногда, учитывая его особо тяжелое положение, даже больше? Но нельзя забывать, что в этом секторе процветает хорошо организованная преступность. У государства нет иного выбора, только найти способ, при котором каждый выделенный арабским властям шекель будет тратиться только на заявленные цели.

Источник: Маарив

Сокращенный перевод: Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке