Культурные войны - далеко не новое и не только американское явление. Американцы, как и другие народы, постоянно находятся в поиске самих себя, задаваясь вечными вопросами: что следует считать правильным, а что - неправильным.
История
Культурные войны бушевали в американской политике задолго до появления этого термина. К примеру, битвы велись вокруг роли католицизма в протестантских США, института рабовладения, иммиграции из Южной Европы и Азии, прав женщин, "сухого закона", государственных программ социальной поддержки и пр.
Во всех этих случаях конфликты были масштабны, болезненны, иногда кровавы, а однажды привели к полномасштабной гражданской войне, однако во всех случаях американское общество было способно преодолеть их и измениться - чаще всего к лучшему.
Термин "культурные войны" в научный оборот ввел американский социолог Джеймс Дэвисон Хантер, в 1991 году опубликовавший книгу "Культурные войны: Борьба за определение Америки" (Culture Wars: The Struggle to Define America). Хантер пришел к выводу, что американцы разделены не на основе принадлежности к расам, этническим группам, религиям или политическим партиям, а на основе взглядов на общество и мир - "конкурирующих систем морального понимания".
Хантер разделил общество на две большие группы, которых назвал "традиционалистами" и "прогрессистами". Первые считают, что нормы и правила установлены божественными заповедями, универсальны и неизменны, вторые - что многообразие невозможно унифицировать и все нормы нуждаются в регулярном пересмотре и изменении.
В массовый лексикон термин попал благодаря консервативному политику и публицисту Патрику Бьюкенену, высокопоставленному сотруднику администраций нескольких президентов-республиканцев (сам он трижды пытался стать президентом США).
Во время избирательной кампании 1992 года Бьюкенен заявил, что идет "война за душу Америки". Бьюкенен выступал за утверждение христианских духовных ценностей, запрет абортов и однополых браков, ограничение иммиграции, снижение налогов и изоляционистскую внешнюю политику. Бьюкенен также выступил с теорией, что главные противники этих взглядов - левые радикалы и марксисты, пытающиеся уничтожить США, и что политика, которую принято называть "либеральной", приведет к "смерти Запада" (название его книги, опубликованной в 2002 году).
Описывая противостояние двух кандидатов в президенты США - республиканца Джорджа Буша-старшего и демократа Билла Клинтона - Бьюкенен декларировал, что на предстоящих выборах избиратели "примут решение о том, кто мы есть", "во что мы верим" и "выживут ли иудео-христианские ценности, на основе которых была создана эта нация". Эти же принципы, используя аналогичную риторику, отстаивают американские традиционалисты в 2023 году.
Поля битвы
Культурные войны в США ведут люди, по-разному оценивающие прошлое, настоящее и будущее своей страны. Поэтому полями битвы, которая не останавливается, становятся самые разные сферы: от образования и медицины до института семьи и военной подготовки.
Если традиционалисты (в основном, их интересы представляет Республиканская партия) оценивают Америку с точки зрения большинства, то прогрессисты (в основном, сторонники Демократической партии) обращают внимание на разнообразные меньшинства - группы населения, чьи права долгое время не были защищены или различным образом ограничивались американским обществом и государством: от коренных американцев и женщин - до ЛГБТК и мигрантов.
Во многих случаях философские принципы с трудом применимы к сути культурного конфликта. Так, например, универсальный принцип индивидуальной свободы в равной степени касается права женщины на искусственное прерывание беременности и права человеческого эмбриона на жизнь. С другой стороны, религиозные традиционалисты склонны смотреть на будущего ребенка как на дар божий, а либеральные прогрессивисты - как на результат сексуальных связей и семейного планирования.
Сторонники конфликтующих воззрений смотрят различные телеканалы (например, Fox News ориентируется и отражает взгляды американских консерваторов, а CNN - либералов) и читают разные газеты (в Вашингтоне The Washington Post - либеральное издание, Washington Times - консервативное).
Разделение проходит и в религии: к примеру, в 1845 году произошел раскол священнослужителей и прихожан баптистской церкви - причиной раскола стало отношение к рабству, а в 2022 году разделились методисты - из-за отношения к ЛГБТК.
Колледжи и университеты США также традиционно делятся на "либеральные" (например, New York University) и "консервативные" (например, Texas A&M University): на основе этих систем мировоззрений выстроены их образовательные программы и регулируется жизнь студентов.
Более того, американские консерваторы и либералы живут по-разному: широко известно разделение штатов на "красные" (республиканские и консервативные) и "синие" (демократические и либеральные). Либералов чаще можно встретить в крупных городах и на побережьях, консерваторов - в сельской местности и в центральной части страны.
Читайте также
Бесчисленные конфликты идут вокруг норм поведения, на которые оказывают влияние самые разнообразные факторы. Так "британское вторжение" 1960-х годов (лавинообразная популярность в США таких рок-групп, как The Beatles и The Rolling Stones) изменило стереотипы поведения американских мужчин: традиционные милитаризм и подчеркнутая маскулинность стали немодными и несовременными. В свою очередь, это оказало влияние на многие другие сферы американской жизни, начиная от моды и заканчивая отношением к войне во Вьетнаме.
В 2020-е годы полем культурной битвы в США стала пандемия COVID-19: многие традиционалисты отказывались носить маски и вакцинироваться или выступали против карантинов и массовой вакцинации, однако эти действия поддержали прогрессисты.
Феномен культурной войны проявляется и в области внешней политики. Так, президент РФ Владимир Путин, который начал войну с Украиной, декларирует что выступает в защиту "традиционных ценностей", рассчитывая привлечь симпатии части американских консерваторов.
Опрос, проведенный в апреле 2023 года телеканалом NBC News, показал, что 50% американцев считают необходимым, чтобы государство делало ставку на большее уважение к традиционным моральным ценностям, а 42% уверены в необходимости проявления большей терпимости к людям разного происхождения и образа жизни.
В этой связи показателен пример стихотворения "Холм, на который мы восходим" (The Hill We Climb), поэтессы Аманды Горман, которое в 2021 году было прочитано на церемонии инаугурации президента-демократа Джо Байдена. В 2023 году школьная библиотека во Флориде ограничила доступ детей к стихотворению после жалобы одного из консервативных родителей, который обнаружил в тексте призыв к насилию. Речь шла об этих строчках: We've learned that quiet isn't always peace, And the norms and notions of what "just is" Isn't always justice. (Примерный перевод: "Мы поняли, что тишина - это не всегда мир, а привычные нормы и правила - не всегда справедливость").