Сегодня ему исполняется сто лет. А месяц назад он дал 8-часовое интервью журналу "Экономист". Злые языки, правда, говорят, что для ветерана и тяжеловеса мировой политики это абсолютно коммерческая история, и такое интервью стоит порядка 40 тысяч долларов в час. Всяко может быть с Генри Киссинджером. Впрочем, его консультация и впрямь дорого стоит, его мнение о России и Китае достаточно весомо. Правда, по меньшей мере сомнительна высказанная в 2012 году мысль о том, что через десять лет Израиль перестанет существовать, и куда более ранняя - о судьбах советских евреев, которые ему, как минимум, безразличны.
Кто он, циничный сторонник "реалполитик" или - разочаровавшийся идеалист? Последнее предположить куда труднее, хотя в молодости он открыто высказывался о необходимости прививать понятия свободы и уважения к человеческому достоинству.
Подобно советскому лидеру Лазарю Кагановичу, он всегда легко открещивался от собственного еврейства, что ему нещадно припоминают. Хотя именно ему выпало вернуться в военной форме победителя в Германию, которую его семья была вынуждена покинуть в 1938 году. Тринадцать его ближайших родственников и большинство одноклассников погибли во время Холокоста. Он отвергает мысль о влиянии Холокоста на свое политическое развитие, но с готовностью признает, что благодаря ему он эмоционально привязался к Израилю.
Советник по национальной безопасности при президенте Никсоне в 1970-х годах, Киссинджер служил президенту, имевшему антисемитские предрассудки. В самом начале Никсон дал Киссинджеру понять, что не доверяет ему в вопросах, связанных с Израилем, и пытался отстранить его от работы на Ближнем Востоке. Тем не менее, Киссинджер вместе с Ицхаком Рабином - тогда послом Голды Меир в Вашингтоне - был инициатором создания стратегического альянса между США и Израилем. Две основных цели Киссинджера - поддержать претензии Израиля на землю, отвоеванную в результате Шестидневной войны, и уменьшить советское влияние в регионе. В октябре 1973 Киссинджер отправился в Москву и Тель-Авив, чтобы договориться о прекращении огня, которое положило бы и конец войне Судного дня, и начало новой роли США в качестве посредника в арабо-израильском мире. Переговоры, начатые Киссинджером, привели к трем соглашениям: двум на Синайском полуострове между Израилем и Египтом и соглашению о разъединении Голанских высот между Израилем и Сирией. Во всех трех случаях Израиль уступал территорию в обмен на стабильные промежуточные границы.
По мнению экспертов, именно подход Киссинджера заложил последующую возможность урегулирования отношений Израиля и Египта Кемп-Дэвидскими соглашениями 1978 года. С другой стороны, то, как Киссинджер манипулировал пошаговыми переговорами, подорвало доверие стран арабского мира к этой стратегии, заставив их настаивать на общем пакетном урегулировании, которое до сих пор оставалось невозможным.
Как пишет Мартин Индык, бывший посол США в Израиле и биограф Генри Киссинджера, если бы Киссинджер осенью 1973 серьезно отнесся к угрозам египетского лидера Анвара Садата, войну Судного дня можно было бы вообще предотвратить. А если бы Киссинджер позволил королю Иордании Хусейну восстановить плацдарм на Западном берегу, когда у него была такая возможность, палестинский вопрос, возможно, решался бы совершенно иначе.
В некоторых случаях его приверженность тайной дипломатии не приносила результатов. Например, в 1974 году, когда в конгрессе США обсуждалась поправка Джексона-Вэника, увязывавшая экономические бонусы для Советского Союза со свободой эмиграции для советских евреев. Американское правительство уже одолжило Советам около 104 миллионов долларов под очень низкий процент. И около 232 миллионов долларов ожидали одобрения. Поправка Джексона-Вэника прекратила бы дешевые кредиты для СССР. Киссинджер считал, что келейные переговоры эффективнее санкционных мер.
В октябре 1974 Киссинджер и сенатор Джексон обменялись письмами: Киссинджер, ссылаясь на неформальную договоренность с СССР, обещал небывалое. По его словам, СССР увеличит число выездных виз, прекратит репрессии против желающих уехать, обеспечит простые и понятные правила получения таких виз и понимание при рассмотрении трудных случаев, даст США возможность контролировать выполнение обещаний и - в перспективе - количество показателей эмиграции будет расти вплоть до полного соответствия числу заявителей.
Сенатор немедленно предал переписку гласности.
Читайте также
Советский посол Анатолий Добрынин в книге "Сугубо доверительно" вспоминал: президент Форд "считал, что сенатор вел себя "как свинья"… 18 октября Форд оговорил с Джексоном: сенатор может сказать прессе, что была достигнута принципиальная договоренность. Джексону не давали согласия на публикацию конфиденциальных писем. Однако он, едва выйдя из кабинета президента, тут же в Белом доме устроил пресс-конференцию и передал в печать тексты самих писем".
Кроме того, 18 декабря сенатор Джексон опубликовал письмо советского министра иностранных дел Громыко, переданное госсекретарю еще 26 октября. Киссинджер этого письма никому не показывал. Когда, через пару лет его спросили об этом, он ответил, что просто забыл о нем. Из этого забытого письма абсолютно очевидно, что Москва ни в коей мере не собирается гарантировать ни одного из пунктов, перечисленных в письме Киссинджера. В тот же день международное агентство печати США сообщило, что Советский Союз категорически отказывался от любого торгового соглашения, обязывающего Москву облегчить эмиграцию. Эмиграция из СССР резко сократилась после введения поправки, и здесь Киссинджер не ошибся. Вот что он оценил неверно, так это свою способность нейтрализовать сторонников поправки.
Какие долгосрочные прогнозы Киссинджера верны, какие его стратегии будут реализованы, а какие - останутся неудачными проектами, это все еще вопрос будущего. Его сардоническая цитата "старики - бесполезные едоки" не относится к нему самому. Лично он полезен и востребован. Впрочем, с его выводами можно не соглашаться. Ему наплевать.