Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+30+19

Мнения

А
А

Фальшивый маг из Тегерана

Иллюзия иранской власти поддерживалась американским участием, и в этом было все ее волшебство.

Александр Ицкович
02.07.2025
Источник:Лехаим
Демонстрация солидарности с Ираном в Ливане. Фото: Reuters

В истории бывают моменты, когда вымысел вдруг оборачивается реальностью, а реальность вымыслом. Журналист Тони Бадран в Tablet делится своей уверенностью, что именно это произошло с "летучими обезьянами" - но не теми, что у Волшебника Изумрудного города из страны Оз, а с "турбированным" шиитским богословием, распространяющимся по Ближнему Востоку под флагами Ирана. Все думали, что они сильны. Что великая персидская держава, скрепленная прокси‑сетями, контролирует Багдад, Дамаск, Бейрут и половину Тель‑Авива. Что у нее в руках ядерная дубина и весь регион боится сказать им не то слово. Считалось, что она неприкасаема, Вашингтон на всякий случай разговаривал с ней вежливо, не дай бог обидеть. Но оказалось, что это театр: грим, декорации, бюджет. А за ширмой - маленький человек с большим микрофоном. Все оказалось иллюзией.

"Иллюзия иранской власти, - пишет Бадран, - поддерживалась американским участием, и в этом было все ее волшебство".

Шутка ли, Вашингтон десятилетиями делал ставку на то, чтобы иранские прокси оставались "полезными подлецами" на карте: в Ираке, Сирии, Ливане, в Газе. И особенно после ядерной сделки Обамы, которая выдала режиму в Тегеране легитимность на будущее и щедрое финансирование в настоящем. Это было такое дорогое "мягкое поглаживание": "денежные и дипломатические чеки" от США в обмен на то, чтобы Иран не слишком шумел. Или, наоборот, шумел именно тогда, когда надо.

На Запад это действовало гипнотически: Исламская Республика представлялась им не чудовищем, а сложным, нюансированным феноменом. Все, как в Голливуде.

А потом Израиль сказал: "Хватит". И началась Двенадцатидневная война, которой предшествовал 21 месяц тихой подготовки.

"Израиль уничтожил почти весь командный состав "Хизбаллы"", - отмечает Бадран. Ливанское южное крыло осталось без глаз, ушей и нервной системы.

В Сирии в декабре 2024 года рухнул режим Асада, а новым правителем стал человек, отрезавший маршруты доставки оружия для шиитских боевиков.

Иракская "милиция" - "ничто как военный инструмент", лишь напоминание о том, что американские базы годами как‑то уживались с ними.

Ну и в Йемене, где хуситы вдруг почувствовали себя частью мировой геополитики, тоже "получили по морде": от Израиля, США и Британии.

Но Израиль пошел дальше и ударил вглубь: по самой сути магии, по Ирану. После того как в октябре 2024 года был выведен из строя иранский ПВО‑зонт, началась череда операций: по ядерной инфраструктуре, по ракетным шахтам, по центральным командным пунктам КСИР. Один за другим сыпались мифы. Даже символическая ликвидация Хании в Тегеране стала театральным эффектом: свет включен, а сцена пуста.

"Маг - это просто человек с голосом", - напоминает Бадран.

Почему же раньше это было невозможно? Потому что магию защищали не только ее собственные иллюзионисты, но и американцы. Израиль не мог бить по "Кудсу", покуда Пентагон держал в Ираке свои базы. Не мог трогать "Хизбаллу", пока госдеп пытался "стабилизировать Ливан". Не мог всерьез заняться иранской ядерной программой, пока Байден вел переговоры о возвращении к соглашению между Ираном и мировыми державами, которое временно ограничивало ядерную программу Исламской Республики в обмен на снятие международных санкций.

Слишком много было завязок, слишком много "но".

"США были структурным источником силы Ирана", - говорит Бадран. И одновременно его "крючком": сдерживающим, тормозящим, миротворческим. Вашингтон мог бы быть союзником Израиля в борьбе, но стал спонсором театра.

Почему же теперь стало можно? Ответ в персоналиях: Нетаниягу и Трамп. Один решился, второй не помешал. "Сняли тормоза", - пишет Бадран. Трамп позволил Израилю говорить на языке силы. Впервые за десятилетия американский президент не встал между еврейским государством и его врагами, не потребовал остановиться, не заигрывал с аятоллой. И тогда вдруг все рассыпалось - без фанфар, без спектакля, без аплодисментов. Просто рассыпалось.

Могут ли иллюзии вернуться? Конечно, считает Бадран: "Вашингтон остается городом, лояльным Ирану". Американская администрация может попытаться воскресить соглашение. И в ООН кто‑нибудь снова скажет: "Не провоцируйте Тегеран".

Но уже будет не то, ведь магия больше не работает, иллюзионист разоблачен. Его "летучие обезьяны" валяются в пыли. Термин "ось сопротивления" звучит как анахронизм.

И может быть, на развалинах этой декорации в будущем появится что‑то настоящее. И если следующий американский президент вновь услышит про "многоуровневую динамику региона", он, возможно, ответит: "Уберите декорации. Я хочу видеть, что там по‑настоящему".

Тогда, как говорит Бадран, Ближний Восток перестанет быть "лабиринтом теней", люди перестанут играть здесь в страшные сказки.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке