Написать эту статью меня подтолкнули две даты. Первая дата - Всемирный день беженцев 20 июня. Вторая - так называемый "День Накбы" 15 мая, который палестинцы считают днем своей "катастрофы".
Обе эти даты отмечаются на фоне беспрецедентных страданий миллионов украинцев и других народов, вынужденных покинуть свои дома и спасаться за пределами своих стран. ООН без сомнения помогает им, но нельзя не видеть "двойных стандартов", которыми руководствуется эта структура.
Денежные выплаты от Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) пострадавшим от войны украинцам составляют смехотворную сумму - всего лишь 59 долларов (2220 грн) на каждого члена семьи в месяц. Средства выплачивают в течение только трех месяцев. Всего ООН в первом квартале 2023 года выделили им 200 млн. долларов. Кроме того, они получают помощь в странах, которые их временно приняли, но эта помощь в последние месяцы начала сокращаться, особенно в государствах Восточной Европы, которые сами переживают экономические трудности.
Украинцы - далеко не единственные беженцы, столкнувшиеся с ужасными последствиями войн, насилия, природных и геополитических катастроф, жестокости и гонений. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), на конец 2022 года в мире насчитывалось 110,3 млн лиц, вынужденно покинувших свои дома. Эта цифра увеличилась в 3.5 раза с 33.9 миллиона в 2010 году. Для сравнения: количество беженцев в 1951 году (спустя 6 лет после окончания второй мировой войны) составляло всего 2.1 миллиона человек, из которых четверть были палестинцы.
По оценкам ЮНИСЕФ, число детей, оказавшихся на чужбине в результате конфликтов, войн и междоусобиц в конце 2021 года достигло пиковой отметки в 36,5 миллиона человек, столь высокие показатели не фиксировались со времен Второй мировой войны. Эта цифра включает 13,7 миллиона детей-беженцев и почти 22,8 миллиона детей, перемещенных из зон конфликтов в другие части собственной страны. Это число не учитывает число беженцев в результате войны в Украине.
Согласно подпункту 2 пункта А статьи 1 Конвенции 1951 г. беженцем является любое лицо, которое "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны".
Согласно ежегодному докладу УВКБ ООН "Глобальные тенденции", шансов на быстрое прекращение бедственного положения беженцев становится все меньше. Общий бюджет УВКБ ООН на 2020 год превышал 8 млрд долларов. Война в Украине, продолжающий, кризис в Афганистане, наводнения в Пакистане и насилие в Африке привело к тому, что бюджет поднялся до 11 млрд долларов в 2022 году. В текущем году поток беженцев продолжит расти, и соответственно возрастут затраты.
Крупнейшие "поставщики" беженцев: Сирия - 6.8 миллион человек, Венесуэла - 4.6, Афганистан - 2.7, Южный Судан - 2.4, Мьянма - 1.2 и Украина - более 14 миллион человек (из которых в странах Европы 5.2 млн в России 2.8 млн в США - 0.13 млн, в Канаду - 0.15 млн и еще 5.4 млн являются внутренне перемещенными лицами).
Как практически решаются проблемы масс людей, ищущих спасения в развитых странах? Очень часто их будущее не определено, многое зависит от страны, в которой они волею судеб оказались. Нередко они становятся заложниками внутренних и внешних политических игр. Пример Турции, где скопились миллионы беженцев, жаждущих добираться до благополучной Европы, показателен. "Мы посадили беженцев в автобусы и вывезли их от греческой и болгарской границ. Но мы можем это сделать лишь раз или два, а потом — уж извините. Мы можем открыть перед ними двери в ЕС и пожелать им счастливого пути", - прокомментировал ситуацию Реджеп Тайип Эрдоган.
По сути дела, это откровенный экономический и политический шантаж Европы, уставшей от массового наплыва беженцев.
На этом фоне нельзя не увидеть странную тенденцию: в мире есть "привилегированные беженцы", чей статус уже на протяжении 75 лет передается по наследству из поколения в поколение и используется в сомнительных политических играх - причем, зачастую, вопреки интересам самих этих беженцев.
В 1948 году, после создания государства Израиль и после Шестидневной войны беженцами стали 725 тысяч палестинцев. Символом Накбы стали ключи палестинцев от своих домов, которые символизируют для них право на возвращение.
В 1949 году для оказания помощи этим беженцам ООН создало Ближневосточное агентство UNRWA, оказывающее им помощь в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании и т.д. Сегодня, по данным того же агентства, палестинских беженцев насчитывается 5,8 млн человек, проживающих по всему Ближнему Востоку (в Газе, на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме, в Иордании, Ливане и Сирии), и число их продолжает неуклонно расти. UNRWA обратилось к международному сообществу с просьбой выделить для них бюджет в размере 1,6 млрд долларов.
Каким образом число палестинских беженцев растет в геометрической прогрессии при том, что нет ни новых войн, ни новых беженцев? Все очень просто. В ООН сами дают разъяснение этому феномену. Все дело в том, что статус беженцев палестинцам передается по наследству из поколения в поколение. Дети беженцев и их потомки тоже считаются беженцами до "обеспечения долгосрочного урегулирования ситуации". То есть, пока внуки и правнуки этих беженцев 1948 года или 1967 году, большинства из которых уже нет в живых, не вернутся в дома, которые те покинули 75 лет назад, они останутся получателями помощи ООН.
Читайте также
История не знает подобного прецедента - ничего подобного никогда не существовало и не существует. Начиная со второй мировой войны, беженцами считались только люди, оставившие свои дома в первом поколении и на ограниченный период времени. За 75 лет, на деньги, потраченные на палестинских беженцев, давно уже можно было решить их проблемы: обеспечить их жильем и достойным образом жизни. Вместо этого правнуков этих детей продолжают держать в нищете и бесправии в лагерях беженцев, лишая всяких надежд на нормальную жизнь и будущее. Более того, на сэкономленные деньги можно было помочь тем беженцам, которые спасаются из горячих точек мира и лишены своих домов: бирманцам, украинцам, африканцам, сирийцам.
Пришло время, чтобы ООН выработали единые критерии для всех беженцев и поставили точку в практике "двойных стандартов".