Как утверждал Никколо Макиавелли, "всякая перемена прокладывает путь другим переменам". Сегодня мы это наблюдаем воочию.
Завершилось первая зимняя сессия нового Кнессета. На пленарных заседаниях были рассмотрены все поданные коалицией 1083 законопроекта. 28 из них были приняты во втором и третьем чтении. Что мы знаем о них? Практически ничего. Нам известно только о тех, которые вызвали наибольший резонанс в СМИ и привели к массовым демонстрациям протеста.
Однако множество других законов представляют не меньший интерес и таят в себе не меньшую опасность для определенных групп населения.
Месяц назад депутат Кнессета Моше Гафни ("Яадут ха-Тора") заявил: "Я никогда не проводил закон, ущемляющий жизнь других людей". Действительно?
На самом деле, с точки зрения ультраортодоксальных партий, юридическая реформа - лишь прелюдия к серии законов, главным из которых является "Основной закон: изучение Торы", обещанный им Нетаниягу. Закон предполагается провести в ближайшие месяцы и освободить ультраортодоксов от призыва на воинскую службу. Повлияет ли это решение на жизнь других людей? Тех, которые будут по-прежнему служить в армии и рисковать жизнями, пока ультраортодоксы будут изучать Тору. Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин…
Далее. На фоне продвижения реформы, которая ослабит полномочия Верховного суда по защите прав человека, министерский комитет по законодательству одобрил законопроект того же Моше Гафни о расширении полномочий раввинатских судов. Теперь они (с согласия обеих сторон) смогут разбирать гражданские и хозяйственные тяжбы, а также вести дела в сферах, не связанных с бракоразводными процессами. Жертвами этих решений в первую очередь неизбежно станут религиозные женщины.
Эти религиозные суды будут решать гражданские и экономические споры по своду правил, априори противоречащих системе гражданского права, — и фактически создадут отдельную систему правосудия, которая основывается на законах Торы.
Моше Гафни заявил на конференции "Ятед Неэман": "в течение 34 лет я ждал, когда мы уменьшим полномочия Верховного суда". Этот момент, похоже, уже скоро наступит и мы все больше приближаемся к теократии.
Недавно Кнессет принял во втором и третьем чтении законопроект Моше Гафни, Яакова Ашера и Ицхака Пиндруса ("Яадут ха-Тора") о запрете проносить в дни праздника Песах в больницы квасное. Но и это только начало "большого пути".
Если вокруг квасного разыгралась буря, то о куда более далекоидущих шагах ультраортодоксальных партий никто практически не слышал.
Уже упомянутые персонажи представили законопроект, уже прошедший предварительное чтение и обязывающий государственные компании нанимать ультраортодоксов на работу в количестве, вдвое превышающем их долю в населении.
Поскольку значительная часть государственных компаний являются оборонными, это означает, что концерн "Рафаэль" (где ультраортодоксы составляют сегодня всего 0.9%) или Компания аэрокосмической промышленности ("Таасия авирит") будут вынуждены значительно увеличить количество сотрудников из этого сектора. Они займут там 18% новых рабочих мест, поскольку их доля среди трудоспособного населения - 9%. Ультраортодоксы преподносят это решение, как "корректирующую дискриминацию", но ведь они совершенно не готовы к такого рода деятельности!
Излишне говорить, что этот законопроект нереалистичен, и приведет к одному из двух сценариев. Или госкомпании подчинятся закону и будут принимать неподготовленных и неквалифицированных работников, что приведет к резкому снижению качества производства на оборонных и прочих предприятиях. Или же, что скорее всего и произойдет, это требование будут игнорировать и оно так и останется на бумаге.
Чтобы ультраортодоксы действительно могли интегрироваться в сложное технологичное производство, они должны прежде всего знать точные науки и английский язык. Но что происходит на самом деле?
Согласно проекту бюджета на 2023 году, который прошел уже в первом чтении, ультраортодоксальные учебные заведения должны получить дополнительно 2,5 миллиарда шекелей, из которых 620 миллионов шекелей (вместо 302 миллионов) получат школы, где практически не преподают английский язык, физику и математику.
Читайте также
Согласно еще одному законопроекту, которые продвигают депутаты от "Яадут ха-Тора", право работать с детьми с особыми потребностями получат не только выпускницы колледжей, как это происходит сейчас, но и девушки, закончившие восьмимесячные религиозные курсы. Это законопроект вызвал бурю возмущения даже среди собственно ультраортодоксов, которые не готовы отдавать детей в руки непрофессионалов. Среди негодующих - Адина Бар-Шалом, дочь ныне покойного раввина Овадии Йосефа. По ее словам, таким образом будет нанесен непоправимый вред и самим детям, и всей профессиональной системе подготовки, созданной ею. "Если это произойдет, то в высших религиозных учебных заведениях не останется учеников, и они просто закроются", - предупредила она.
Ультраортодоксов никогда не интересовал состав судей Верховного суда. Их всегда интересовало только одно: интересы собственной общины, которые во многом идут вразрез с интересами светского населения. Нынешняя юридическая реформа открывает им двери для ползучей ультраортодоксальной революции. При этом они не вполне отдают себе отчет в том, что, одержав тактическую победу, могут в будущем заплатить за это сами непомерно высокую цену. Ибо вряд ли масса светского населения согласится, чтобы им навязывали чуждые им нормы жизни и их заставляли платить за благополучие людей, чьи духовные ценности они совершенно не разделяют. Любому терпению, как известно, приходит конец…
"Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества", - писал Жан Жак Руссо. Вопрос, насколько наши нынешние законодатели отличаются мудростью, остается открытым.