Удержаться на плаву. Любой ценой. Сделать все от тебя зависящее (и даже больше), чтобы пережить еще один день. А за ним еще один, пусть этих дней уже отмерили тебе немного (время в наших краях всегда в дефиците). Не сдаваться, не слушать аналитиков, врагов и недоброжелателей - и поди знай, что принесет тебе завтрашний день. Главное - идти вперед.
Как шел вперед Эхуд Ольмерт. Откатившись на 33-е место в списке "Ликуда" на выборах в Кнессет 16-го созыва, он смог добиться от Ариэля Шарона должности исполняющего обязанности главы правительства. Что, как выяснилось очень скоро, было куда более важной позицией, чем пост министра промышленности и торговли.
На Ближнем Востоке мы не загадываем далеко вперед. Мы строим планы и рисуем схемы, но в наших краях все меняется внезапно. И это главное правило, которое наизусть знает каждый израильский политик.
Когда в минувший понедельник Биньямин Нетаниягу появился в прайм-тайм перед телекамерами (еще одна пресс-конференция, о 99% содержания которой знали заранее плюс-минус все), он руководствовался именно этой логикой: пережить еще один день, и по возможности сделать запас на день грядущий. Ведь что нового можно сказать о ситуации в сфере безопасности - на следующий день после обстрелов Израиля с территории Сирии? Что можно сказать такого, что касается строго этой темы, а не является политическим заявлением или информацией, на которую наложен запрет армейской цензуры?
Ничего.
Читайте также
Именно поэтому на пресс-конференции, главной заявленной темой которой была ситуация в сфере безопасности, Нетаниягу ожидаемо обвинил во всех бедах своего предшественника Яира Лапида. И лишь финал его речи, когда Биби сообщил, что оставляет Йоава Галанта на посту министра обороны, имел во всей этой истории свое значение. Более того, это и было той причиной, по которой глава правительства позвал журналистов. Чтобы прожить еще один день, ему нужно было объявить о том, что курс корабля стабилен. Мало того, с его точки зрения этот корабль будет идти своим курсом все четыре года.
"Ботаники" вроде меня скажут, что в Израиле правительство вообще редко когда доживало до конца своей каденции. Но это неважно: два года, три, четыре - какая разница? Главное - прожить следующий день.
Полгода назад Нетаниягу вел битву за возвращение на пост премьера, полагая, что он может задавить оппонента своим авторитетом. В конце концов, ведь сколько лет был Биби у власти… Свое поражение в 2021-м он считал недоразумением (или предательством со стороны Нафтали Беннета), а пришедшее на смену "правительство перемен" - нелегитимным. И хотя бы уже потому его триумф первого ноября Нетаниягу воспринимал как данность.
"Бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться".
Выяснилось, что победа - это не число мандатов, а состав коалиции. Именно она (коалиция) определяет, как много дней проживет правительство. В ситуации, когда каждый из коалиционных партнеров может диктовать свои условия, а самым вменяемым их них вдруг оказался Арье Дери, Нетаниягу с самого начала стал бороться за каждый свой день, как за последний. Он ведет эту битву с оппозицией, с коалицией и даже с собственной партией. С момента создания 37-го правительства Израиля оно живет в 24-х часовом цикле: день продержались - и хорошо.
Вместо планирования - кризис-менеджмент. Вместо признания ответственности - перекладывание ее на плечи других.
В инстинкте движения вперед есть один минус: однажды наступает момент остановиться, но не каждый политик его заметит. Давид Бен-Гурион закончил свою политическую карьеру в возрасте 83-х лет, когда его "государственный список" (да, да…:)) набрал четыре мандата. И это был Бен-Гурион…
Сегодня заканчиваются наши пасхальные праздники. Можно назвать иронией то, что именно завершающая Песах Мимуна считается одним из самых главных политических мероприятий. И хотя Кнессет по-прежнему на каникулах, битва Нетаниягу за завтрашний день продолжится этим вечером - за столом с муфлетами, медом и золотыми украшениями.
Дмитрий Дубов - израильский журналист, главный редактор 9-го телеканала