Нынешние демонстрации - это протест не только против изменения правил игры. Юридическая реформа, которую так активно продвигает власть, создает ощущение вседозволенности, опьянения силой, не скрываемого уже разделения на израильтян первого и второго сорта. На тех, кто служит и платит налоги - и тех, кто этого не делает.
Из всех вчерашних митингов протеста больше всего говорили о демонстрации в Бней-Браке. Потому что "слона" в нашей лавке зовут "религия и государство".
Тут очень важно не впадать в обобщения и не записывать в иждивенцы всех без исключения ультраортодоксов. Статистически это не так. Есть батальон "Нецах Иеуда". Есть те, кто сочетают работу и изучение Торы. Есть добровольцы организации ЗАКА, наконец… Я не думаю, что найдется хотя бы один адекватный человек, у которого язык повернется назвать этих людей иждивенцами.
Почему же тогда появилось это ощущение разделения на два Израиля?
Потому что так оно и есть. Мы существуем в параллельных системах. Они могут пересекаться - как сходятся в одной точке меридианы у полюсов Земли, но не все ведь сводится к одной лишь армии (тем более, что в ЦАХАЛ ультраортодоксальные евреи идут добровольно, а светские израильтяне - по обязательному призыву). В Израиле существуют автономные системы образования - от яслей и садиков до школ, где не знают, что такое английский и математика. Есть университеты, а есть ешивы. Есть модель, которая не стимулирует большую часть общины выходить за рамки привычного уклада жизни - несмотря на общую высокую социальную мобильность израильского общества. И никто бы в этот уклад не вмешивался, если бы не два "но":
1. он уже давно не соответствует реалиям,
2. он претендует на то, чтобы подчинить себе действительность.
Читайте также
- Израиль может стать самой дорогой страной в мире
- Госбюджет и молитвы Смотрича, воздушная блокада Израиля
- О чем договорились учителя и минфин, "черновики" к госбюджету 2025
- Цены на авиабилеты и ипотека, судьба Intel Israel и шансы на реформы
- Курс шекеля - барометр войны, перенос реформ, проект "Израиль-2050"
Пример - работы на железнодорожном транспорте. Когда поезда не ходят в шабат (что само по себе - тема), но хотя бы можно использовать этот день для того, чтобы осуществлять инфраструктурные проекты. Но в ультраортодоксальных партиях решили, что даже это нарушает статус-кво…
Что это такое вообще?
Статус-кво превратился в святую корову, которую трогать нельзя. При этом интерпретировать это понятие можно - кому как удобно. И никто уже не вспоминает о письме Бен-Гуриона партии "Агудат-Исраэль" с просьбой не выступать против создания еврейского государства. Взамен Бен-Гурион пообещал признать субботу "законным днем отдыха", соблюдать кашрут в госучреждениях, закрепить процедуру заключения браков и сохранить автономию ультраортодоксальной системы образования. Правда в том же говорилось о необходимости преподавания "иврита, истории, науки и так далее…", то есть это те самые базовые предметы обучения.
Так вот, сатус-кво сегодня существует лишь на бумаге. В Тель-Авиве работают магазины по субботам, а когда я в 94-м году репатриировался в Израиль, иерусалимская улица Бар-Илан еще была открыта для движения в шабат. В том же году правительство создало комиссию, задачей которой было "предложить возможное решение, которое сохранило бы свободу доступа к Стене плача и свободу молитвы на ее площади, сводя при этом к минимуму ущемление чувств верующих". Термин "Женщины стены" в этом тексте не упоминался, хотя само это движение существовало уже шесть лет.
Иными словами, проблема в том, что используя статус-кво, ультраортодоксальные партии монополизировали иудаизм. Они разговаривают с правительством от его имени, решая, что можно делать в шабат, а что нельзя, какой проходить гиюр и кому, как молиться… и главное - как распределять бюджеты. Все это вместе создает третье "но" - у нас создалось ощущение, что есть законы, которые написаны отдельно для светских и для религиозных израильтян.
Помните коронавирусные карантины с их избирательными исключениями? Но "корона" давно уже в прошлом, сегодня игра идет по-крупному: определяется будущее государства. Оно не обязательно дихотомично - компромисс между нами не только возможен, но и необходим.
При условии, что все стороны будут готовы к этому компромиссу. Который, как известно, подразумевает обоюдную готовность чем-то пожертвовать.
Хотя бы ради детей.
Дмитрий Дубов - израильский журналист, главный редактор 9-го телеканала