Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Предостережения экономистов противоречат фактам и закону

Предупреждения экономистов насчет предложенной правительством реформы не соответствуют фактам. И все же реформа должна претерпеть изменения.

Шломо Маоз
12.02.2023
Источник:Новости недели
Фото: GPO / Amos Ben Gershom

Сначала - факты. Израильская экономика переживает один из лучших периодов с момента образования государства. Согласно макроэкономическим данным, она сегодня, по сути, самая сильная в мире. Не одна из сильных, а, повторю, - самая сильная. Профицит баланса по отношению к ВВП составляет у нас 4,3%, что аналогично эффективному экономическому и технологическому могуществу Нидерландов, лучше германского (3,4%) и большинства других стран OECD - Великобритании (минус 3,1%), еврозоны в целом (минус 1,2%) и даже семи самых богатых стран планеты (с их минусом в 2,2%). В лучшем положении находятся только Дания (профицит 15,2%) и Швейцария (11,7%).

Почему тогда экономика Израиля - самая сильная? Потому что есть и другие показатели, говорящие в пользу этого утверждения. Например, положительное сальдо текущих операций связано, в основном с тем, что десятая часть занятых израильтян - а это около 390 тысяч человек - трудятся в высокотехнологичных отраслях. Кроме того, в последнее десятилетие Израиль открыл в Средиземном море крупные месторождения газа и успешно добывает его. Не менее важный фактор - трудолюбивое молодое поколение, которое постоянно пополняется отслужившими в армии представителями элитных подразделений. Благодаря, в том числе, и этому у нас наблюдается минимальный - в пределах 4% - уровень безработицы.

Твитни и беги

И вот на этом фоне рой экономистов и финансистов, "по чистой случайности" оказавшихся противниками Биньямина Нетаниягу, предостерегают против реформы судебной системы. Без каких-либо объяснений, просто так они пишут посты в "Твиттере", что с принятием реформы инвесторы побегут из Израиля и прекратят вкладывать деньги в нашу экономику.

Придется им напомнить, что научные исследования в области высоких технологий концентрируются сегодня лишь в нескольких крупных центрах планеты - в Силиконовой долине Калифорнии, в Массачусетсе и в Новой Англии на западе США, а также в Японии, Южной Корее, Германии, некоторых провинциях Китая - и в Израиле. Причем, израильский получает самую высокую оценку перспективности разработок.

Придется напомнить, что нет в мире ни одной уважающей себя автомобильной или технологической компании, которая не имела бы филиала в Израиле, и именно поэтому офисы Тель-Авива заполнены не только специалистами в области высоких технологий, но и юристами, экономистами, бухгалтерами, которые ориентированы на обслуживание иностранных фирм, жаждущих использовать технологические возможности Израиля.

Боимся ли мы бегства этих фирм? Но куда они побегут? В Украину, которая еще недавно была субподрядчиком израильских компаний, но вот уже год воюет с напавшей на нее Россией? Или в Китай, который отнюдь не вселяет уверенность в том, что придуманная вами идея и полученный патент останутся в вашей исключительной собственности, а не будут украдены? Или, может быть, в Великобританию и Германию, переживающие экономический застой? В Сингапур с его полу-тоталитарным режимом и 126-процентным бюджетным долгом по отношению к ВВП? В Японию с его бюджетной задолженностью в 237%? Или даже в США, чей долг равен объему ВВП и которые не обременяют себя государственными дотациями и налоговыми скидками, как это принято в Израиле?

Высокотехнологичная мощь Израиля является - и это мало кто отрицает - производным продуктом наших военных и разведывательных систем. Так неужели же ворчуны из числа присоединившихся к антиреформистскому движению, полагают, что, скажем, подразделение электронной разведки 8200 вдруг переберется в Южную Корею? Или найдет убежище в Калифорнии, обрекая своих специалистов находиться вдали от семьи во время праздников месяца тишрей и на Песах?

Некоторые "специалисты" утверждают, что иностранные компании перестанут инвестировать в Израиль. А во что они будут инвестировать? В Ирландию? В Нигерию? Уже сейчас объем иностранных инвестиций в нашу страну составляет 227 млрд долларов, к которым следует добавить еще 186 млрд долларов, вложенных в ценные бумаги. Иными словами, кто убежит, тот потеряет и свой исследовательский центр, и знания, которые аккумулируются именно здесь, на Земле обетованной.

Множество компаний стоят в очереди, чтобы инвестировать свои средства в Израиль. Мы - уже далеко не та бедная страна, какой была во время войны в Персидском заливе, когда ее долги достигали 35% от ВВП. Сегодня, спустя три десятилетия, Израиль сам предоставил кредиты в размере 193 млрд долларов - сумма, составляющая 37% ВВП, то есть мы перешли от минус 35 до плюс 37%. Да, уже не Израиль должен миру, а мир должен Израилю!

Стоят в очереди

Деньги, как известно, должны работать, приносить прибыль, и Израиль предлагает солидные прибыли на рынке облигаций, обладая отличной платежеспособностью и высоким кредитным рейтингом. В последние годы рейтинг финансовой стабильности нашей страны пополнился еще одним фактором, о котором протестующие экономисты почему-то умалчивают, а именно - огромным зарубежным спросом на продукты безопасности и обороны, которые стремятся заполучить - особенно на фоне войны в Украине - большинство армий западного мира. Эта война, а также напряженность между отдельными странами Юго-Восточной Азии побуждают Европу закупать у нас сверхтехнологичное оборудование, и кредитно-рейтинговые агентства - в отличие от наших горе-экономистов - видят в этом большой потенциал экономического развития Израиля.

Читайте также

Изменения в реформе

Что же касается непосредственно юридической реформы, которую крайне правые проталкивают, не задумываясь о последствиях, то есть смысл остановиться на деталях.

Нет сомнений, что метод назначения судей необходимо изменить. Нынешний, при котором действующие судьи выбирают себе подобных - "друг приводит друга" - не имеет аналогов в мире. Это - кумовство, и мало того, что оно означает отсутствие адекватного представительства в Верховном суде всех слоев общества, в том числе представителей восточных еврейских общин. Нашей судебной власти требуется система, при которой судьи избираются не только правительством, а также и Кнессетом, коалицией и оппозицией.

Закон, который продвигает правительство о преодолении решений БАГАЦа ("пискат ха-итгабрут"), очень плох, отмена решений суда большинством в 61 голос неуместна, потому что позволяет отменить любое постановление Высшего суда справедливости. Это допустимо только при наличии большинства в 70-80 голосов, то есть по соглашению сторон.

Я не разделяю беспокойства некоторых протестующих по поводу намечаемых изменений в правах на собственность, которые могут повлиять на отток инвестиций. Нет никаких шансов на то, что Нетаниягу, даже если его загонят в угол, допустит нарушение прав собственности. Это полностью противоречит его экономической концепции и концепции правого правительства в целом. В настоящее время у власти супер-правое капиталистическое правительство, чей министр финансов настолько экстремален в этой области, как ни один министр финансов до него. Так чего же опасаться инвесторам?

Заявления ряда экономистов на встрече с премьер-министром о том, что некоторые лица начали уже выводить деньги из израильской банковской системы и из страны в целом, не имеют оснований. По израильскому законодательству, об этом должна докладывать официальная инстанция, в данном случае Государственное управление по ценным бумагам, которое публикует соответствующую информацию на интернет-сайте с приложением необходимых отчетов.

Выбор юридических советников правительства и министерств неоднозначен. В последние десятилетия эти чиновники стали отчасти привратниками, подчиненными Генеральному прокурору, вследствие чего министерства и министры не могли проводить порой политику, в которой нуждалась отрасль и общество.

Между тем, предложение правительства в рамках реформы излишне кардинальное: если полностью лишить советников нынешних полномочий, министры не будут связаны никакими обязательствами. Эта может нанести функционированию министерств еще более серьезный вред. Будет ли крошечное большинство в 61 голос депутата кнессета восприниматься как серьезный шаг к правосудию? Здесь тоже требуется поиск разумного компромисса.

Все эти вопросы сложны, но их решение - или не решение - вряд ли может серьезно повлиять на экономическую ситуацию в стране и на кредитный рейтинг Израиля.

Источник - Маарив

Сокращенный перевод - Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке