Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+12+11
Иерусалим
+11+6

Мнения

А
А

Служба в израильской армии - реальность и политика

Особые права, предоставляемые правительствами, как левыми, так и правыми, ультраортодоксам, вызывают растущий раскол в обществе.

28.12.2022
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Модель народной армии, творения Давида Бен-Гуриона, основывалась на нескольких принципах:

• равная всеобщая служба каждого юноши или девушки, достигших восемнадцатилетнего возраста;
• превращение армии в "плавильный котел", объединяющий выходцев из разных стран и носителей разных культур в единую сплоченную нацию;
• армия, не только как инструмент национальной безопасности, но и инструмент решения насущных социальных задачах, таких как интеграция репатриантов, создание сельскохозяйственных поселений и помощь слабым слоям населения.

С тех пор прошло много времени, и историческая модель сталкивается с новыми социально-политическими реалиями. Процент служащих в армии среди еврейского населения неуклонно снижается. Идея, согласно которой армия является "плавильным котлом", в котором выковывается новая израильская идентичность, теряет свое очарование в израильском обществе.

Согласно данным, представленным оборонным истеблишментом, если не произойдет никаких изменений, только 41% военнообязанных будет мобилизован в ЦАХАЛ в 2050 году. При этом еще 6,3% будут проходить национальную службу ("шерут леуми"), а 52,3% 18-летних не будут служить вообще. Как цинично заявил депутат от партии "Яадут Ха-Тора" Моше Гафни "Предлагаю уже сегодня, чтобы половина людей учила Тору, а половина служила в армии, а потом наоборот". Сегодня из числа тех, кто не служит в армии, 36% составляют ультраортодоксы; через 30 лет их число достигнет уже 57%. Среди национальных меньшинств не были призваны 54%; к 2050 году их станет 35%. Что касается остальных освобожденных от службы по разным причинам (судимость, трудности адаптации, люди, живущие за границей, проблемы со здоровьем), то их процент существенно не изменится.

Несмотря на общеизвестное мнение, что именно ультраортодоксы и арабы не служат в армии, ситуация сложнее, и в разных еврейских городах различна. В марте 2022 года ЦАХАЛ опубликовал данные о наборе в армию. Выяснилось, более всего служат в боевых частях… иерусалимцы, намного опережая в этом отношении другие города. Менее всего готовы идти в армию в Тель-Авиве - 67.6%. Наиболее высокий призыв новобранцев в Модиин Маккабим-Реут- 88.1% (девушки 82%), Нес-Ционе - 88.4% (87.3%), Ехуде - 88.4%, Гиват-Шмуэле - 85.8%, Кирьят-Оно - 87.6%, Ришон Леционе - 85.4%.

Налицо и явное разделение по социо-экономическому признаку. Представители более зажиточных и обеспеченных групп населения намного чаще попадают в элитные высокотехнологические подразделения, такие как 8200, 9900, кибербезопасность и т.д. Служба здесь не только престижна, но и открывает дорогу в хайтек в гражданской сфере.

Например, в этих подразделениях 37% военнослужащих относятся к девятой по уровню дохода социо-экономической группе, а 19% - к десятой. При том, что от общего числа военнослужащих они составляет всего около 4%.

Теперь обратимся к проблеме призыва ультраортодоксов. Вопрос этот находится в центре дебатов в израильском обществе с момента основания государства. Освобождение их от службы традиционно вызывает общественную критику из-за нарушения принципа равенства.

Немного истории. Данная тема вышла на повестку дня еще в 1948 году на первом этапе Войны за независимость. После переговоров между национальным штабом "Хаганы" и лидерами ешивы в Иерусалиме было подписано соглашение, по которому освобождались от службы только 400 наиболее одаренных ешиботников.

Во время Войны за независимость "Агудат Исраэль" призвала вступить в армию ультраортодоксальных мужчин призывного возраста. По мере разрастания боевых действий в религиозное подразделение "Тобиа" в Иерусалиме все больше начали вступать ешиботники, сочетая службу в армии с учебой.

Однако с годами доля учащихся ешив, получавших освобождение от службы, значительно увеличилась. В 1974 г. они составили 2,4%, в 1999 - 9,2%, в 2010 г.- уже 16%.

Это был результат коалиционного соглашения после создания первого правительства Бегина в 1977 году. Именно в это время было отменено ограничение на количество освобождений от призыва, которое до этого составляло всего 800 учащихся ешив.

Сколько же ультраортодоксальной молодежи служит сегодня в армии? Согласно официальным данным ЦАХАЛа, только около 10%. В 2019 году было мобилизовано 1.222 ультраортодокса, в 2020 году - 1.193, а в 2021 году - 1.185. Это несмотря на то, что под призыв ежегодно подпадают около 12.000 человек.

В то же время среди репатриантов из стран бывшего Советского Союза, приехавших в 90-е годы, процент служивших в армии составил 86.8% среди мужчин и 70.3% - среди девушек.

Народная армия рассматривается как важный элемент устойчивости израильской демократии. Тот факт, что ЦАХАЛ никогда не оспаривал политических решений и оставался вне политики, во многом объясняет то, что он по-прежнему остается "народной армией" — проще говоря, армией, состоящей из народа, и преданной национальным ценностям.

Согласно индексу доверия Израильского института демократии, опубликованному в начале 2022 года, доверие к ЦАХАЛу в еврейском секторе составляло 78%; к институту президента - 58%; к Верховному суду - 41%; к полиции - всего 33,5%. В конце списка оказалась израильская политическая система: правительству доверяют 27%, Кнессету - 21%, а партиям -всего 10%.

При этом, с каждым годом ситуация ухудшается: все любят армию, но все меньше израильтян готовы служить в ней. В результате через некоторое время "армия народа" рискует превратиться в маленькую армию профессионалов. Как известно, любые технологии не могут заменить человека. Как заметил Наполеон I, "Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую."

Особые права, предоставляемые правительствами, как левыми, так и правыми, ультраортодоксам, вызывают растущий раскол в обществе, гнев большей части светского населения достиг сегодня своего пика. Это - бомба замедленного действия, которую необходимо обезвредить. В то же время необходимо открыть дорогу в элитные технологические подразделения представителям слабых слоев населения, не располагающих ни деньгами, ни связями. Те же, кто не хочет служить в армии, будь то ультраортодоксы, арабы или пацифисты, обязаны проходить "шерут леуми" на благо своих общин в больницах, домах престарелых, учебных учреждениях. Только тогда мы откроем путь к национальному примирению и вернем армии ее национальный характер.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке