Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Дразнилки ультраортодоксов

Ультраортодоксальные партии дразнили светский Израиль рядом надуманных требований, которые не будут выполнены. Но они задели чувства левых и центристов.

Шмуэль Рознер
23.12.2022
Источник:Новости недели
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Есть немало людей, которые верят в конец света. Большинство протестантов в Америке в это верят. Согласно опросам, 55 процентов американцев убеждены, что однажды настанет Судный день и Иисус вернется, чтобы навести порядок. Правда, христианский конец дней не похож на иудейский - евреи не верят в Иисуса, но каждый раз после парламентских выборов некоторые из них причитают о наступлении конца. Конца чего? Одни видят в результатах голосования конец демократии. Другие - конец страны. Третьи - конец еврейского государства. Бени Ганц сказал перед выборами: "Если Нетаниягу получит 61 голос, позовите меня для интервью о конце государства". Коалиция Нетаниягу получила 64 мандата, так что Ганц может приготовиться.

Дразнилки ультраортодоксов вызывающи, видно, что они получают явное удовольствие от недовольства членов уходящей коалиции и ее избирателей. "Мы не позволим производить электроэнергию по субботам!" Вы видели, чтобы харедим сидели по субботам в темноте? Вскоре им придется заняться серьезной работой, а пока они играют на чувствах левых избирателей. Дошло до того, что пришлось будущему премьер-министру успокаивать разгневанную публику: будет в субботу электричество! Однако те, кто думают, что ультраортодоксы - предвестники тьмы, таки накликают на себя угрозу пребывания в темноте.

Ультраортодоксам хочется показать свою силу, и мы уже должны привыкнуть к тому, что их поводыри стремятся привить всем подряд любовь к иудаизму. На самом деле, они сами подчас становятся главным препятствием на этом пути. Последний пример этому - предложение расширить изучение Талмуда учащимися светских учебных заведений. Чем сильнее ультраортодоксы будут требовать большего изучения Талмуда в школах, тем сильнее будет сопротивление этому со стороны светского общества. Вместо объединяющего текста, который служит источником вдохновения и принимается евреями всего мира как общее достояние народа, он превратится в политическую декларацию одной группы населения.

Дорога в ад

Известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Одной из дорожных карт, ведущих в ад, стало коалиционное соглашение, которое напичкано непомерными требованиями религиозных партий. Вторая дорожная карта появилась недавно… на мэрии Тель-Авива. Благие намерения - вот что заставило мэра города Рона Хульдаи и его команду вывесить на здании муниципалитета огромный транспарант с текстом Декларации независимости.

Куда ведут эти благие намерения? В данном случае, как и в случае с Талмудом, они ведут к политизации одного из немногих текстов, который выдержал испытание временем и до сих пор не служил инструментом в политических играх. Если же Декларация независимости становится еще одним инструментом в арсенале левых противников будущего правительства, то она очень быстро может превратиться в глазах сторонников Нетаниягу в нечто непристойное. "Вы нам - Талмуд, мы вам - Декларацию независимости"? Достойно ли брать в заложники важнейшие исторические документы, по которым существует общенациональный консенсус, и превращать их в инструмент политической конфронтации?

Кстати, как ни странно это звучит, Декларация независимости -документ, известный далеко не каждому израильтянину. Опрос, проведенный Институтом геокартографии, показал, что 40 процентов граждан страны не могут сказать точно, что это такое. Некоторые считают, что Декларация связана с каким-то событием в ООН, некоторые - что она была подписана в Иерусалиме.

Исходя из этого, можно было бы только приветствовать инициативу широкого распространения знаний о Декларации - хоть на здании муниципалитета. Во всяком случае, это то, к чему стремился Бен-Гурион, - чтобы документ служил всем и представлял интересы всех. Потому на нем и стоят подписи представителей всех групп тогдашнего общества, включая коммуниста Меира Вильнера и ревизиониста Цви Сегаля. Это актуально и сегодня. Декларация принадлежит и тем, кто поддерживает ее, и тем, кто выступает против нее, - точно так же, как тем, кто считает "закон Дери" необходимым, так и тем, кто считает его опасным. Если он не будет касаться всех, то его статус и сила будут подорваны.

Что можно было бы сделать, исходя из вышесказанного? Один из вариантов - не вешать на здании муниципалитета текст Декларации именно сейчас и по причинам, далеким от благого желания ознакомить с ним всех желающих. Или, чтобы не видеть в этом акте политическую подоплеку, вывесить данный текст также на зданиях других муниципалитетов - тех, чьи руководители не считают себя рьяными поборниками левого лагеря. Было бы прекрасно, если бы важный текст Декларации независимости вывесили одновременно мэры Петах-Тиквы, Эльада, Бат-Яма, Нацерета, Эйлата… Я уже не говорю об Иерусалиме: попросить мэра столицы Моше Леона присоединиться к этой акции. Конечно, не каждый мэр готов пойти на такой поступок, но попробовать стоило. Хотя бы для того, чтобы спасти неплохую в принципе идею от слишком явного политического запашка.

Читайте также

Пакетная сделка

Мы жалуемся, и зачастую справедливо, что слишком много не всегда приятных вещей происходит в наших политических лагерях. Те, кто за Нетаниягу, на дух не переносят Лапида с Либерманом, а те, кто против Нетаниягу, слышать не хотят о нем и религиозном засилье в его коалиции. Как будто иссякли все промежуточные варианты. Наши позиции однозначно идут в одном пакете: либо мы за все, что хотят правые, либо мы с головой - левые. Или: либо все - центристы, либо все - "бибисты". Очень ограниченная позиция, которая не отражает мнение всех спектров общества. О чем говорит также опрос, осуществленный на днях интернет-сайтом "А-мадад".

Один из вопросов, заданных участникам опроса, звучал так: полезно ли, чтобы религиозные организации предоставляли свою информацию в государственных школах? Это вопрос, который получил большой резонанс в обществе после известия о назначении Ави Маоза от партии "Ноам" заместителем министра в министерстве главы правительства, который будет курировать все внешние проекты министерства просвещения, включая доступ в школы различных общественных организаций для проведения дополнительных уроков, лекций и т.д. Левые сразу обвинили будущего замминистра в том, что он даст зеленый свет углубленному изученному Торы и ТАНАХа в школах за счет других проектов.

Другой вопрос анкеты интересовался, уместно ли давать равный бюджет тем школам, которые не преподают своим учащимся основные предметы - естественные науки и английский язык?

Напомню при этом еще раз: нет такого понятия, как "общественность". Общество представляет собой разные группы, каждая из которых имеет свою позицию. Но благодаря опросам общественного мнения можно изучить позиции каждой из сторон и сделать на основании этого определенные выводы. В нашем случае, поскольку речь идет о разных подходах к школьному образованию, мы рассмотрели позиции религиозных и светских групп. И обнаружили интересное и важное отличие: если в отношении первого и второго вопросов - об активном проникновении религиозных общественных организаций в государственные школы и финансирования - светские люди (до 80 процентов!) проявляют особое беспокойство, то в группе ультраортодоксов наблюдается обратная картина: 77 процентов из них очень довольны реализацией обоих вопросов.

Стоит, правда, отметить, что, кроме ультрарелигиозных, у нас существуют другие группы, соблюдающие еврейские традиции. В одном вопросе они склоняются к одной стороне, в другом - к другой. Естественно, многие из них не боятся вхождения религиозных организаций в государственные школы, но в то же время понимают важность преподавания основных предметов, понимают, что без них ультраортодоксальная община будет продолжать отставать в своем экономическом статусе, не внося вклад в развитие Государства Израиль, и потому половина опрошенных этой группы не разделяет радость харедим в отношении равного финансирования.

О чем говорят приведенные данные? В данном случае выходит, что ультраортодоксы - группа, которая придерживается позиции, не одобряемой во многом другими группами. Кем-то - с особой решимостью, кем-то - с меньшей твердостью, кем-то - лишь с чуть приподнятой от удивления бровью. В демократическом обществе это нормально. Как нормально и то, что мнение меньшинства тоже должно быть уважаемо и принято всем обществом, если оно не переходит рамки разумного. В еврейской традиции позиции меньшинств также охраняются священными писаниями - с уверенностью в том, что они важны и, возможно, будут востребованы в будущем. Главное, не переходить границы этики и не превращать документы национальной истории и культуры в сиюминутные политические декларации. В таком случае не придется торопить и приход конца света.

Источник - Маарив

Перевод - Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке