Новое исследование, проведенное в сентябре-октябре этого года сотрудниками Института иммиграции и социальной интеграции при Академическом центре имени Рупина, повествует о том, как относится еврейское население Израиля к репатриантам.
Это исследование представляет собой подробный опрос, в котором участвовали 816 респондентов в возрасте от 25 до 65 лет, пропорционально отражающих все слои еврейского населения страны. Результаты обрабатывались бригадой социологов под руководством доктора Светланы Чачашвили-Болотиной, директора Института. В исследовании принимали участие профессор Карин Амит и профессор Нонна Кушнирович, а также доктор Равит Тальми-Коэн.
Как отмечают в Центре Рупина, подобные исследования будут проводиться ежегодно, чтобы получать сравнительный "индекс алии", то есть отслеживать общественные изменения в отношении к новым репатриантам.
А пока ученые предъявили результаты первого исследования из этой серии, которое, несомненно, представляет интерес, особенно для русскоязычных израильтян. Актуален этот вопрос и для израильского общества в целом, учитывая, что за первые девять месяцев 2022 года в страну приехало 52.300 новых репатриантов, в основном из России и с Украины.
Знает ли израильское общество, кто имеет право на репатриацию?
Как известно, закон о возвращении определяет критерии для получения статуса репатрианта. На него, помимо евреев по Галахе, могут претендовать супруги, дети и внуки евреев - вне зависимости от того, жив ли сам еврейский родственник и проживает ли он в Израиле.
65,8% респондентов оказались в курсе того, что, кроме евреев, право на репатриацию имеют и их потомки. 25,6% опрошенных считают, что право на репатриацию есть исключительно у евреев. 5,9% полагают, что репатриироваться по закону может "любой, кто изъявит такое желание и не имеет уголовного прошлого". 2,7% сообщили, что они не в курсе критериев права на репатриацию.
Кому, по мнению израильтян, следует предоставлять право на репатриацию?
После первого вопроса респондентов ознакомили с реальными критериями и задали следующий вопрос: кому, по их мнению, следует предоставлять право на репатриацию.
47,3% ответили, что это право должно быть только у "бесспорных" евреев, то есть соответствующих галахическим критериям - тем, у кого мать еврейка, и тем, кто принял иудаизм. 37,9% сообщили, что их вполне устраивают нынешние критерии закона о возвращении. 14,7% полагают, что гражданство следует предоставлять вообще всем, кто хочет его получить.
"Эти данные показывают, что вопрос о еврействе на самом деле очень важен. О нем не очень любят распространяться публично, это своего рода табуированная тема. Но проблема есть, и ее необходимо решать", - говорит доктор Светлана Чачашвили-Болотин.
Каких репатриантов хотят видеть евреи в Израиле?
Участники опроса ответили на вопросы о том, какие именно репатрианты, по их мнению, "желательны" в Израиле - по уровню образования, религиозности, возрасту и финансовому положению. Большинство полагает, что все эти критерии неважны, но приличная часть опрошенных все же озабочена "качеством" репатриантов.
Так, 65,2% опрошенных полагают, что уровень образования репатриантов неважен. Но 23% считают, что репатрианты с высшим образованием "более желательны". Еще 8,8% ответили, что у репатриантов должно быть хотя бы полное среднее или профессионально-техническое образование.
57% думают, что финансовая состоятельность или несостоятельность репатриантов не играет роли. 38,7% полагают, что репатрианты должны быть финансово состоятельны.
Примерно такая же доля опрошенных полагает, что репатрианты должны быть относительно молоды (в возрасте от 18 до 39 лет), и либо не религиозны, либо умеренно религиозны (не ультраортодоксы).
Мнение израильтян о числе репатриантов из разных стран
Участников исследования спрашивали о том, сколько репатриантов, по их мнению, приехало за текущий год из той или иной страны. Как оказалось, израильтяне довольно точно знают о численности приезжих с Украины, но завышают количество репатриантов из Эфиопии и занижают - из России.
Большинство опрошенных почти правильно указало число украинских репатриантов за текущий год - 12 тысяч, в то время как на самом деле их было 13.150. При этом то же большинство считает, что из России их приехало всего 9 тысяч, в то время как реальная цифра - 23.508. И, наоборот, большинство отвечавших полагало, что из Эфиопии приехало около 3 тысяч человек, в то время как из было всего 1252.
Готовы ли израильтяне видеть репатриантов на разных должностях
Как вытекает из исследования, 75% израильских евреев согласны на то, чтобы их самих либо их родственников оперировал новый репатриант (разумеется, врач).
77,8% согласны на то, чтобы за их престарелыми родственниками ухаживал новый репатриант.
При этом лишь чуть больше половины, 54,7% опрошенных, согласны на то, чтобы новый репатриант был их начальником на работе.
"Это означает, что репатрианты на руководящих должностях могут столкнуться со "стеклянным потолком", - комментирует эти данные доктор Светлана Чачашвили-Болотин. - Ведь то начальство, которое назначает людей на ответственные посты, оно тоже из этих людей. Они готовы, чтобы ты оперировал, они готовы, чтобы ты убирал. Но ты не будешь ими руководить. Они готовы, чтобы ты руководил отделом. Но чтобы ты руководил департаментом или, тем более, стал заместителем гендиректора - это, по их мнению, уже слишком".
Готовы ли израильтяне к семейным и бытовым контактам с репатриантами
95,6% опрошенных ничего не имеют против того, чтобы их дети учились в одном классе с новыми репатриантами, если те евреи. Если же новые репатрианты не евреи, то против такого расклада не возражают лишь 61,8% респондентов.
92,6% опрошенных готовы выдать дочь за нового репатрианта или женить сына на новой репатриантке - но, опять же при условии, если этот репатриант/репатриантка еврейской национальности. На свадьбу своих детей с новым репатриантом или репатрианткой не еврейской национальности согласны лишь 31,3% опрошенных.
Что такое репатрианты для Израиля - благо или бремя?
В ходе исследования респондентам называли разные утверждения, с которыми те либо соглашались, либо нет. Эти утверждения делались по поводу репатриантов из Эфиопии и с Украины. В частности:
* Приезд новых репатриантов усугубляет дороговизну;
* Новые репатрианты - бремя для системы соцобеспечения;
* Приезд новых репатриантов способствует росту цен на недвижимость и арендной платы за жилье;
* Новые репатрианты отнимают рабочие места у старожилов;
* Присутствие новых репатриантов в школьных классах мешает успеваемости остальных учеников.
Параллельно респондентам предлагались и положительные утверждения о репатриантах, например:
* Благодаря новым репатриантам развиваются населенные пункты на периферии;
* Благодаря новым репатриантам в стране хорошая медицина;
* Благодаря новым репатриантам поддерживается связь между Израилем и еврейскими общинами в других странах;
* Присутствие новых репатриантов в школьных классах повышает успеваемость остальных учеников.
По каждому из векторов (положительному и отрицательному), исходя из числа согласившихся и не согласившихся с этими утверждениями, вырабатывался общий балл от 1 до 5.
Так, оценка новых репатриантов в целом как блага для страны достигла 3,27 балла из 5, в то время как оценка новых репатриантов в целом как бремени составила всего 2,52 балла из 5.
Вместе с тем в отношении украинских репатриантов зазор между благом и бременем гораздо ниже - 2,99 балла и 2,63 балла из 5 соответственно.
В то же время оценка репатриантов из Эфиопии как блага для страны находится на уровне 3,2 балла из 5, а оценка их же как бремени - всего лишь 1,96 балла из 5.
"Мы задавали и вопрос о том, как поведут себя в дальнейшем репатрианты из той или иной страны - уедут или останутся. Большинство считает, что изрядная часть украинских и российских репатриантов уедет, тогда как репатрианты из Эфиопии наверняка останутся в Израиле, - объясняет доктор Светлана Чачашвили-Болотин. - Это, очевидно, и является причиной того, что оценка выходцев из Эфиопии как блага для страны выше, чем репатриантов из Украины".
Война на Украине против войны в Эфиопии
Исследователи поинтересовались у респондентов общей осведомленностью относительно двух войн - в Восточной Европе и в Восточной Африке. Оказалось, что 96% опрошенных в курсе по поводу войны на Украине. Наряду с этим о гражданской войне в Эфиопии знают лишь 52,5% израильтян-евреев.
64% опрошенных за Украину, 29,2% ни за кого, 4% не знают про войну между Россией и Украиной, и лишь 2,8% на стороне России в этом конфликте.
В то же время, как уже говорилось, 47,5% вообще не знают про войну в Эфиопии, еще 45,5% знают, но не поддерживают ни ту, ни другую сторону, 4,9% на стороне эфиопского правящего режима, 2,1% - за Народный фронт освобождения Тыграя.
Как повлиял украинский конфликт на отношение израильтян к репатриантам
Если до весенних событий 47,9% израильтян называло "русскими" всех без разбора русскоязычных репатриантов, то после начала конфликта так делают лишь 29%. И, наоборот, до войны всего 18,9% проводило различие между репатриантами из России и с Украины, а за время войны этой практики стало придерживаться 37,6%.
8,2% называют русскоязычных репатриантов русскими израильтянами, вне зависимости от страны исхода (до войны таких было 10,7%), 19,4% - просто израильтянами (18,1% до войны).
Должны ли новые репатрианты получать право голоса?
Как известно, новые репатрианты практически сразу получают гражданство, а вместе с ним наделяются и избирательным правом. Однако далеко не все еврейское население страны считает это правильным.
Лишь 45% участников исследования за то, чтобы оставить действующее правило в силе, то есть позволять новым репатриантам голосовать на выборах.
29% полагают, что избирательное право должно распространяться на репатриантов только после "определенного периода". Еще 20,5% полагают, что право избирать должно распространяться на репатриантов-евреев сразу же, а репатрианты не еврейской национальности должны сначала прожить в стране определенное время.
Читайте также
Состав участников исследования
В число опрошенной выборки вошло 816 человек, из которых 50,5% женского пола, 42% с высшим образованием, 15% - выходцы из бывших советских республик.
45,5% участников определяют себя как не религиозных (светских), 34,7% - как соблюдающих основные еврейские традиции, 10,8% - как религиозных, 9,1% - как ультраортодоксов.