Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

О трайбализме в израильской политике

Именно принадлежность к европейской цивилизации позволила еврейскому государству противостоять военной агрессии и построить процветающую экономику.

07.09.2022
Фото: Reuters

Для традиционных обществ трайбализм (на иврите его называют "шивтиют") в той или оной форме - норма. Евреи не являются исключением. В Позднее Средневековье у нас в стране сложилось организационно оформленное разделение еврейского населения на четыре общины, созданные по принципу происхождения: сефарды (говорившие на еврейско-испанском языке шпаньоль репатрианты с Пиренейского полуострова и их потомки), мустараби (арабоязычные потомки евреев, никогда не покидавших Эрец-Исраэль), магрибинцы (репатрианты из стран Северной Африке, культурно близкие к мустараби) и ашкеназы (в число которых в Средневековье включали и итальянских евреев). Имеется немало свидетельств того, что отношения между четырьмя этими общинами были далеко не всегда безоблачными (хотя не стоит преувеличивать - великий каббалист рабби Ицхак Лурия родился в XVI веке в Иерусалиме от отца-ашкеназа и матери-сефардки). Доминирующей группой при этом однозначно были сефарды. Еврейско-испанский язык стал на определенном этапе основным языком евреев в городах Эрец-Исраэль. В конце XVIII веке этнолингвистический состав еврейского населения стал постепенно изменяться из-за начала значительных волн алии говоривших на идише ашкеназов из Восточной Европы. Так сформировалось разноязыкое еврейское население Эрец-Исраэль, позднее названное "старым ишувом".

Современная же израильская еврейская нация начала формироваться в конце XIX века в результате деятельности еврейского национального движения - "Ховевей Цион", а затем - сионистов. Деятельность эта проявляла себя в первую очередь на следующих направлениях:

1. Создание организационных структур будущего возрожденного еврейского государства. При на первых этапах эти структуры формировались преимущественно в Диаспоре и за счет ее ресурсов.
2. Организованная, политически, а не религиозно мотивированная алия.
3. Выкуп земель Эрец-Исраэль у арабов и строительство новых еврейских поселений.
4. Возрождение разговорных функций языка иврит.
5. Политическое лоббирование идеи возрождения еврейского государственности на исторической родине еврейского народа.

Еврейское национальное движение, несомненно, является порождением Европы. На своих начальных этапах оно во многом подражало национальным движениям других лишенных тогда собственной государственности европейских народов. Основной опорой еврейского национального движения было многомиллионное восточно-европейское ашкеназское еврейство, большая часть которого проживала под властью Российской империи. В Российской империи евреи подвергались открытой, юридически закрепленной дискриминации. Наряду с государственным антисемитизмом российские власти активно использовали в своих интересах и "низовой антисемитизм" подвластных Российской империи народов, на этнических территориях которых проживала основная масса ее еврейских поданных, - поляков, украинцев, белорусов, молдаван, литовцев. Это создавало невыносимые условиях для существования евреев в Восточной Европе и подталкивало их к поиску выхода. Одним из этих выходов стал сионизм.

Абсолютное большинство репатриантов первой алии (конец XIX века), второй алии (начало ХХ века) и третьей алии (первая половина 20-х годов прошлого века) прибыло с территории, которая называлась тогда Россией. Заметные, но намного меньшие группы составляли репатрианты из Галиции и Румынии, являвшиеся такими же восточноевропейскими ашкеназами, как и евреи России. В отличие от концентрировавшихся почти исключительно в четырех святых городах (Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон) представителей строго религиозного "старого ишува", сформированный этими репатриантами "новый ишув" базировался на политической идеологии сионизма в различных ее проявлениях.

В то время, как "новый ишув" был почти исключительно ашкеназским (хотя, конечно, в его формировании с самого начала принимали участие представители других этнолингвистических групп евреев - горские, йеменские, русские геры-субботники, "мустараби"), "старый ишув", как уже было сказано, состоял из самых разных, причем достаточно обособленных и не нацеленных на консолидацию этнолингвистических групп. При этом в конце XIX - начале ХХ века ашкеназы "старого ишува" стремились освободиться от зависимости от хахам-баши (эту должность, называвшуюся по-еврейски "ришон ле-цион" практически всегда занимали сефарды), которого турецкие власти рассматривали в качестве единственно полномочного представителям еврейского населения Эрец-Исраэль.

Репатриантами, сформировавшими "новый ишув" были основаны Ришон-ле-Цион, Хадера, Гадера, Рош-Пина, Метула, Реховот, Тель-Авив и т.д и т.п. Справедливости ради надо отметить, что Петах-Тиква была основана представителями "старого ишува". В контексте темы трайбализма в израильской политике будет не лишним упомянуть о том, что основатели Петах-Тиквы тоже были ашкеназами. В 20-е годы прошлого века, после создания британской подмандатной территории Палестина, одним из официальных языков которой стал иврит, был основан Главный раввинат, в котором имелось два главных раввина - сефардский (бывший хахам-баши) и ашкеназский. Тогда же "новый ишув" однозначно подчинил своему влиянию "старый ишув".

Процесс европеизации ориентальной Палестины продолжался. Ашкеназской была прибывшая в Эрец-Исраэль из Польши в конце 20-х годов пятая алия и прибывшая в 30-е годы преимущественно немецкоязычная шестая алия. Представители последней не готовы были мириться с безраздельным политическим господством выходцев из Восточной Европы (немецкие евреи называли таких, как мы, "ост-юден") в представительских органах еврейской общины и поспешили создать свою собственную, "трайбалистскую" партию "Новая алия".

Показательно, что в Кнессете первого созыва, сформированном в январе 1949 году "трайбалистский" список "Сефарды и восточные общины" получил всего 4 мандата

В свете изложенного выше не удивительно, что провозгласившее свою независимость в 1948 году Государство Израиль принадлежало к европейской цивилизации, несмотря на то, что оно находится на границе Азии и Африки, а на его государственном языке пишут справа налево. Порядка 80% его населения составляли тогда ашкеназы, а среди неашкеназских евреев, подвергшихся при таком составе населения заметному ашкеназскому влиянию, было немало других европейцев - как по культуре, так и по стране исхода - репатриантов из Греции, Болгарии, Турции, а отчасти и Югославии (показательно, что в Кнессете первого созыва, сформированном в январе 1949 году "трайбалистский" список "Сефарды и восточные общины" получил всего 4 мандата). Именно эта принадлежность к европейской цивилизации с соответствующим уровнем образования населения, идеологическими установками и навыками квалифицированного труда позволила еврейскому государству успешно противостоять военной агрессии арабских государств и террору местных арабов и в то же время построить за считанные десятилетия, казалось бы, на пустом месте процветающую экономику.

В первые 3 года существования Государства Израиль в него прибыло порядка 700 тысяч новых репатриантов, что несколько превышало число евреев, проживавших в стране на момент провозглашения независимости. В первую очередь это были пережившие Холокост евреи из Европы, но не только. Началась массовая алия из стран Ближнего Востока. В последующие годы в условиях, когда большая часть евреев Европы были уничтожена в Холокосте, а подавляющее большинство уцелевших оказалась за "железным занавесом", доля восточных евреев среди новых репатриантов стала стремительно возрастать. Эта тенденция нарушалась лишь дважды: в 1955-1957 гг. в Израиль прибыли более 100 тысяч репатриантов из Польши, а в 70-е годы - около 150 тысяч репатриантов из СССР (значительную их часть составляли восточные - грузинские, бухарские и горские евреи).

Присутствие сефардов среди тогдашней израильской элиты не отменяет того факта, что восточные евреи оказались на задворках европейского по своей сути израильского общества

В итоге к 70м годам восточные евреи, крупнейшей этнолингвистической группой среди которых были выходцы из Марокко, составили порядка половины еврейского населения страны. Их интеграция в европейское по своему характеру израильское еврейское общество была сложной из-за глубоких цивилизационных различий. Новоприбывшие восточные евреи подвергались фактической дискриминации не только как новоприбывшие, но и как чужеродные, не соответствующие модернизированной европейской модели еврейства. В то время в Израиле был еще широко распространен идиш. Это позволяло не владеющим ивритом, но владеющим идишем новым репатриантам-ашкеназам легко находить общий язык со старожилами, в том числе с государственным служащими. Новоприбывшие же восточные евреи, не владевшие идишем по определению, оказывались в проигрышном положении. Последовала болезненная аккультурация, сопровождавшаяся ослаблением религиозности (этому активно способствовала тогдашняя антирелигиозная израильская элита), появлением серьезных социальных проблем, включая уголовную преступность.

Закрепившееся со времен османского владычества использование термина "сефард" применительно не только к сефардам, но и к восточным евреям, позволяло слегка затушевать очевидный факт безраздельного господства ашкеназских евреев в политике, в культуре, в науке, в бизнесе и в других сферах жизни Израиля. Например, в 1978 - 1983 гг. президентом еврейского государства был сефард Ицхак Навон, родившийся в Иерусалиме в семье, предки которой репатриировались в XVII веке с территории нынешней Болгарии (первым и пока единственным президентом восточного происхождения был уроженец Ирана Моше Кацав, занимавший этот пост в 2000-2007 гг., а затем попавший в тюрьму); начальником Генерального штаба ЦАХАЛа в 1972-1974 гг. был сефард Давид Элазар, уроженец Югославии; генеральным директором банка "Дисконт" стал в середине 50-х годов сефард Даниэль Реканати, уроженец Греции; председателем Союза Писателей в 1957 году стал прозаик Иегуда Бурла, родившийся в Иерусалиме в сефардской семье, проживавшей в Эрец-Исраэль несколько поколений. Список таких примеров может быть продолжен, но присутствие сефардов среди тогдашней израильской элиты не отменяет того факта, что восточные евреи оказались на задворках европейского по своей сути израильского общества или, как принято выражаться, стали "вторым Израилем".

Именно недовольство выходцев из стран Востока ашкеназским истеблишментом, привел в 1977 году к власти лидера правой партии "Ликуд" Менахема Бегина (уроженец Бреста)

На этом фоне формирование антиашкеназских стереотипов и агрессивных форм протеста среди восточных евреев не замедлило дать о себе знать. Уже в 1959 году репатрианты из Марокко устроили массовые беспорядки в хайфском квартале Вади-Салиб. После подавления этих беспорядков тогдашний министр финансов Леви Эшколь (уроженец местечка Оратов Киевской губернии), безуспешно выступавший за ограничение (селекцию) алии из стран Востока, заявил: "Мы еще не знаем, что за джунгли мы себе готовим". В 1971 году было создано движение "Черные пантеры" (по аналогии с негритянским движением в США), поставившее своей целью борьбу против ашкеназского израильского истеблишмента. Его лидерами стали Ави Бардуго, Саадья Марциано, Чарли Битон, Реувен Абарджиль (все - уроженцы Марокко) и Кохави Шемеш (уроженец Ирака). Движение провело ряд сопровождавшихся актами насилия шумных несанкционированных демонстраций. Широко известны слова тогдашнего премьер-министра Голды Меир (уроженка Киева) по поводу "Черных пантер": "Они не симпатичные" ("ло нехмадим"). Одно из обвинений, выдвигавшихся "Черными пантерами" против ашкеназского истеблишмента, состояло в том, что начавшаяся тогда алия из СССР получала лучшие условия, чем алия из стран Востока. В отличие от нынешней партии ШАС, "Черные пантеры" сотрудничали с левыми радикалами, включая коммунистов, и даже встречались с представителями ООП, что было тогда запрещено законом.

Однако именно недовольство выходцев из стран Востока ашкеназским истеблишментом, который символизировала сионистская социалистическая партия МААРАХ (нынешняя "Авода"), привел в 1977 году к власти лидера правой партии "Ликуд" Менахема Бегина (уроженец Бреста). Ядром "Ликуда" стало объединение ревизионистской партии "Херут", базировавшейся на идеях Владимира Жаботинского (уроженец Одессы), и Либеральной партии, опиравшуюся изначально на репатриантов из Германии, однако в итоге "Ликуд", лидерами которого неизменно оказывались ашкеназы, - стал все больше и больше восприниматься в качестве "восточной", если не "марокканской" партии. Поэтому, несмотря на то что, когда "железный занавес" пал и началась большая алия из СССР, лидером "Ликуда" был Ицхак Шамир (уроженец местечка Ружаны Гродненской губернии), другой видный деятель тогдашнего "Ликуда", заместитель премьер-министра Давид Леви (уроженец Марокко) поспешил заявить, что "абсорбции де люкс не будет".

Я прекрасно помню вопли на митингах обиженных "восточных": "Батим гарусим биглаль га-русим! ("Дома рушатся из-за "русских")" и "Руси масриах, лех ле-Русия!" ("Вонючие "русские", убирайтесь в Россию")

Его заявление не было голословным. Большинство репатриантов, прибывших из СССР в начале 90-х годов, попали не в центры абсорбции, а были направленны на "прямую абсорбцию". В результате они, как правило, оказывались в бедных кварталах в качестве соседей выходцев из стран Востока, которые за прошедшие десятилетия толком так и не абсорбировались. Теперь они получили возможность сорвать свою ненависть к ашкеназам на новоприбывших, которые поначалу толком не могли им ответить. Я прекрасно помню вопли на митингах обиженных "восточных": "Батим гарусим биглаль га-русим! ("Дома рушатся из-за "русских")" и "Руси масриах, лех ле-Русия!" ("Вонючие "русские", убирайтесь в Россию"). Бывшие активисты "Черных пантер" создали даже "Движение за прекращение алии из СССР", но это движение быстро сошло со сцены.

Прибытие миллиона новых репатриантов из СССР/СНГ похоронило не только планы арабов опять стать большинством в нашей стране за счет более высокой рождаемости, но и надежды представителей восточных еврейских элит занять высшие должности в стране за счет того, что выходцы из стран Востока станут абсолютным большинством в еврейском населении Израиле. В то же время новые репатрианты из бывшей Российской империи оказались не такими, как представлялось ашкеназам-старожилам. В частности, будучи в своей массе нерелигиозными (это обстоятельство вполне устраивало старые ашкеназские элиты), они (мы), как правило, не поддерживали идеи территориальных уступок арабам в обмен на некий абстрактный мир, что явно сближало "русим" с "мизрахим". В итоге "русим" стали своего рода "третьим Израилем". До сих пор нас неформально, но уже традиционно выделяют в особый "сектор населения", как арабов и ультраортодоксов.

Попытки создания "русской партии" предпринимались еще в середине 90-х. Созданная по инициативе бывшего отказника Юлия Кошаровского партия ДА ("Демократия - Алия") никуда не попала. А вот созданная бывшим узником Сиона Натаном Щаранским партия "Исраэль ба-алия" получила на выборах 1996 года 7 мандатов. И не случайно ее избирательная кампания была построена в значительной степени на противостоянии с сефардской (точнее - восточной) партией ШАС. ШАС тогда, как и сейчас, возглавлял уроженец Марокко Арье Дери. И уже тогда он был известен своим враждебным отношением к репатриантам из бывшего СССР.

Партия ШАС был создана в 1982 году по инициативе духовного лидера ашкеназских ультраортодоксов литовского направления раввина Элиэзера-Менахем Шаха (уроженец местечка Вобольники Ковенской губернии) в качестве ультраортодоксальной сефардской партии, ставившей одной из основных своих задач возвращение к строгому соблюдению заповедей восточных евреев, религиозность которых ослабла в результате аккультурации в европеизированном израильском обществе. Никакой антиашкеназской или "антирусской" направленности у ШАС изначально не было. Ситуация резко поменялась в начале 90-х годов. ШАС вышла из-под патронажа раввина Шаха. Ее духовным лидером стал раввин Овадья Йосеф (уроженец Ирака), а председателем - его приближенный Арье Дери, оттеснивший в сторону прежнего председателя, раввина Ицхака Переца (уроженец Марокко). Под руководством Овадьи Йосефа и Арье Дери ШАС резко сдвинулась влево, присоединившись к правительству Рабина.

На выборах 2003 года "Исраэль ба-алия" получила только 2 мандата и перестала существовать, растворившись в "Ликуде" и оставив ему в наследство бывшего узника Сиона Юлия Эдельштейна

На выборах 1996 года ШАС получила 7 мандатов, как и "Исраэль ба-алия", а на выборах 1999 года, продолжая делать основной акцент на мнимой или реальной дискриминации восточных евреев, добилась рекордного числа мандатов - 17 (большая часть голосовавших за ШАС были не ультраортодоксами, а часто даже совсем не религиозными). А вот "Исраэль ба-алия" пошла вниз. На выборах 1999 года она получила только 6 мандатов, продолжая и даже усиливая линию на противостояние с ШАС. Те, кто тогда жил в нашей стране, наверняка помнят лозунг, под которым "Исраэль ба-алия" шла на те выборы: "ШАС-контроль? - Наш контроль!".

На выборах 2003 года "Исраэль ба-алия" получила только 2 мандата и перестала существовать, растворившись в "Ликуде" и оставив ему в наследство бывшего узника Сиона Юлия Эдельштейна. ШАС тоже заметно ослабела в результате выборов 2003 года. Она получила тогда только 11 мандатов. С тех пор число ее депутатов в Кнессете стало из двузначного однозначным, но, в отличие от "Исраэль ба-алия" ШАС не исчезла.

Объясняется это в первую очередь тем, что основная масса репатриантов из бывшего СССР, овладев ивритом, успешно интегрировалась в израильское общество и не испытывала потребности в своей "общинной" партии, а предпочитала голосовать за те или иные партии в соответствии со своими политическими взглядами, а не в зависимости от акцента, с которым говорят на иврите ее кандидаты. Такая модель политического поведения абсолютно не свойственна традиционным обществам. Она характерна для мейнстрима демократических обществ западного типа. Тот факт, что парламентское представительство ШАС уменьшилось, свидетельствует о том, что процесс интеграции восточных евреев в израильскую еврейскую нацию тоже идет, хотя и медленнее, чем в случае репатриантов из СССР/СНГ, прибывших с опозданием из "той же деревни", из которой прибыли отцы-основатели Государства Израиль.

Биби Нетаниягу, ашкеназ, родившийся в семье репатрианта из Российской империи, стал вождем восточного племени

Однако здесь не все так просто. И дело даже не в том, что ШАС остается достаточно влиятельной политической силой до сих пор. Дело в том, что у недоинтегрированных выходцев из восточных общин есть сейчас полторы партии - тандем "Ликуд"-ШАС. Кто не верит, пусть посмотрит биографии нынешних депутатов от "Ликуда" и послушает высказывания ликудовских политиканов типа Мири Регев, Дуди Амсалема и им подобных. Можно упомянуть и опубликованный недавно "индекс ненависти", согласно которому 48% избирателей "Ликуда" ненавидят ашкеназов (у избирателей ШАС этот показатель почти вдвое ниже, но зато три четверти из них, как выяснилось, ненавидят "русим"). Избиратели тандема "Ликуд" - ШАС боятся мощной конкуренции со стороны репатриантов из СССР/СНГ (точнее со стороны их детей) и ведут себя соответственно. Политики этого тандема - причем политики не только восточного происхождения - умело используют этот страх, разжигая заново, казалось бы, затухающую с годами межобщинную рознь.

Биби Нетаниягу, ашкеназ, родившийся в семье репатрианта из Российской империи, стал вождем восточного племени. Это - факт, как бы его ни пытались затушевывать не получившие никаких реальных мест в списке партии русскоязычные активисты "Ликуда". На реальном (18-м) месте оказался только Эдельштейн, бортанутый туда с первого места. Несмотря на то, что он, как и блуждающий из партии в партию Зеэв Элькин, не претендует на то, чтобы представлять "русим", отношение к нему наглядно демонстрирует отношение руководства нынешнего "Ликуда" ко всем нам. Более того, кроме Эдельштейна, в партиях бибисткого (язык не поворачивается назвать его "правым") блока нет ни одного уроженца СССР, что, учитывая состав нашего населения, не может быть простой случайностью. Нашим землякам, голосующим за эти партии, остается утешать себя тем, что мы - по сути европейцы, мы уже интегрировались в израильское общество, и трайбализм нам чужд.

Читайте также

Уроженцы СССР в количестве больше одного представлены на реальных местах в списке "Еш атид" и НДИ. Во многих отношениях эти партии близки, хотя НДИ, в отличие от "Еш атид", безусловно, правая партия, а русский акцент в ней весьма отчетлив. Несмотря на последовательное стремление НДИ не быть "общинной" партией, ярлык "русскости" приклеился к ней прочно. Она - воплощение коллективного израильского "руси", несмотря на то, что большинство "русим" за нее не голосует. Соответственно НДИ - самая ненавидимая сторонниками бибистского блока партия. Можно подумать, что именно НДИ виновата в том, что в нашей стране до сих пор не было ни единого премьер-министра неашкеназского происхождения (более того, Нафтали Беннет в прошлом году стал первым в истории Израиля премьером, который не только сам не родился в Российской империи, но и не родился в Израиле в семье репатриантов из России. Он родился здесь в семье репатриантов из США. Надо полагать, что их деды бабки эмигрировали в Америку из Восточной Европы, как и предки большинства американских евреев).

Так в общих чертах обстоят дела с трайбализмом (про "эфиопов" я не пишу, это отдельная сага) в израильской политике на сегодняшний день. Уверен, что со временем и это тоже пройдет. Однако пока ситуация достаточно пугающая. Как уже было сказано выше, именно принадлежность к европейской цивилизации с соответствующим уровнем образования населения, идеологическими установками и навыками квалифицированного труда позволила еврейскому государству успешно противостоять военной агрессии арабских государств и террору местных арабов и в то же время построить процветающую экономику. Если мы утратим принадлежность к европейской цивилизации и станем похожими на окрестных арабов, мы можем не устоять. Однако я почти уверен, что до этого не дойдет. Гораздо больше меня, как верующего еврея, пугает возможность того, что, если подогреваемая трайбализмом беспричинная ненависть в нашем обществе начнет зашкаливать, Всевышний, как уже не раз бывало с нами в прошлом, напомнит нам, что мы все - один народ, народ, окруженный врагами и отстаивающий свое право на независимость. Если Он сочтет нужным нам об этом напомнить, то мало не покажется никому.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке