Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+28+20
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Либеральная ортодоксия как дальнейший этап развития иудаизма и государства Израиля

Какие идеалы и цели религиозный сионизм должен выдвинуть, чтобы проложить путь к дальнейшему развитию иудаизма и Государства Израиля?

Пинхас Полонский
05.09.2022
Фото: Walla! / Реувен Кастро

1. Почему религиозный сионизм потерял сегодня свою лидерскую роль, и как это восстановить

В первые десятилетия существования Израиля религиозный сионизм был движением обновления, которое развивало иудаизм в беспрецедентном направлении: глубокая интеграция в сионистское движение и государство Израиля во всех сферах жизни, в армии и экономике. В 1970-х-1990-х "вязанные кипы" стали лидерами поселенческого движения в Иудее и Самарии. Религиозный сионизм выдвинул и продвигал новые идеи, поэтому его влияние — как на сам иудаизм, так и на общество в целом — было очень значительным.

Но сегодня все эти цели достигнуты. Они еще не полностью практически реализованы (например, поселения еще не стали признанной частью Государства Израиля), но в идеологической области все эти аспекты уже разработаны. Доделать практическую реализацию это сфера работы практиков и политиков. А для того чтобы быть лидером — нужно кроме "практической работы" выдвигать новые идеологические идеи и цели, ориентиры для дальнейшего развития.

Но на сегодня религиозный сионизм новых целей не выдвинул, он остался на уровне "поддерживаем государство, армию и поселения". Поэтому он потерял свою лидерскую роль.

Какие же новые идеалы и цели религиозный сионизм должен выдвинуть, чтобы проложить путь к дальнейшему развитию иудаизма и Государства Израиля?

Именно такие цели мы и хотим предложить религиозному сионизму (т.е. самим себе).

2. Отождествление светского сионизма с "началом мессианского процесса", с "царем Саулом"

Современный религиозный сионизм сформировался в начале ХХ века, когда рав А.И. Кук выдвинул концепцию "сионизма Герцля как начала мессианского процесса", и отождествил его с царем Саулом современности (на языке иудаизма "Машиах бен Йосеф"). Это отождествление было основано на совпадении их функций: царь Саул в свое время был избран для того чтобы обеспечить народу "нормализацию и безопасность" ("Тогда и мы будем как все народы, и наш царь будет нас судить, и будет выходить пред нами, и вести наши войны" — книга Самуила I, 8:20) — и именно это было целью сионизма Герцля, провозглашенной на 1-м Сионистском конгрессе 1897 г. в Базеле.

Этим отождествлением рав Кук снял конфликт между религией и сионизмом. В тот период абсолютному большинству религиозных евреев казалось, что эти вещи друг другу противоречат, что сионизм уничтожает религию. Но рав Кук разъяснил что светский сионизм это "предварительный Машиах из категории Иосифа" (материального строительства государства), поэтому его необходимо поддерживать; а далее он "духовно умрет" и его постепенно сменит Машиах бен-Давид, полноценный Мессия, который принесет духовное продвижение всему миру. Благодаря сионизму и Государству Израиля иудаизм исправит свои галутные установки (сегодня их придерживаются харедим, ультраортодоксы), и это приведет к расцвету более правильной израильской формы иудаизма. Поэтому нужно действовать на двух уровнях: на практическом уровне поддерживать "царя Саула современности", а на идеологическом развивать в иудаизме понимание сионистских ценностей чтобы на следующем этапе развития стать лидерами продвижения Государства.

Этот подход абсолютно изменил массу религиозных евреев: они стали поддерживать светский сионизм именно из религиозных соображений. Так сформировалось движение "вязаных кип", которое направило религиозную энергию сначала на поддержку строительства государства — а затем, после Шестидневной войны, возглавил поселенческую деятельность Иудеи и Самарии. (А поселения это не просто населенные пункты — но это те места где была древняя еврейская история, т.е. через поселения Танах вторгается в нашу жизнь и разворачивает Израиль от "государства-убежища" к "государству возрождения духа Танаха").

Однако на сегодня ситуация изменилась, потому что:

1. поселения в своем развитии прошли критическую точку невозврата, их невозможно снести, они из "идеалов" превратились в "практику",
2. светский сионизм "духовно умер": его идеалы безопасности и нормализации уже достигнуты (Израиль никак не менее нормальная и безопасная страна чем все другие), поэтому они уже больше никого не воодушевляют, и не могут служить мотором развития Страны.

Но если Машиах бен-Йосеф умирает — кто же должен его сменить? Никакой Машиаха бен-Давид в сегодняшнем израильском социальном пространстве не вырисовывается (а Машиах в наше время это не индивидуум, а социальное движение). Так кто же должен сменить умирающего Машиаха бен-Йосефа?

Религиозный сионизм не имеет на сегодня внятного ответа на этот вопрос, и в этом сущность его кризиса как лидера.

3. Программа р. Кука по развитию иудаизма

Рав Кук в свое время выдвинул не только идею "интеграции иудаизма с сионизмом", но и более общий принцип. Он описывает программу развития иудаизма как интеграцию идеалов трех групп в еврейском народе:

• ортодоксы (их идеалы это изучение Торы и соблюдение заповедей),
• светские националисты-сионисты (освоение Страны, построение государства, безопасность и экономика)
• либералы-универсалисты (общечеловеческие ценности)

Рав Кук разъяснял, что "светские националисты" и "либералы-универсалисты" только лишь потому находятся в оппозиции к иудаизму, что их ценности отсутствовали в галутной форме иудаизма (который является "уменьшенным иудаизмом", необходимым для выживания в тяжелых условиях Изгнания). Однако эти ценности должны быть восстановлены в полноценном иудаизме Страны Израиля. А без этого иудаизм не может ни привлечь сердца всего еврейского народа, ни реализовать свою миссию.

Сегодня мы видим, что достигнута ровно половина пути: национальные идеалы уже интегрированы в среде последователей р.Кука, а общечеловеческие идеалы пока что еще нет. Поэтому идеологические усилия религиозного сионизма должны быть направлены именно на вторую половину работы: интеграцию в иудаизм либерально-универсалистских идеалов, т.е. понимания религиозной ценности науки, технологии, искусства, эстетики, прав человека, демократии, феминизма, экологии, чистоты улиц и т.д., и практическая деятельность для реализации этих идеалов.

Либеральная ортодоксия нацелена на интеграцию именно этих ценностей, и поэтому она прокладывает путь к дальнейшему развитию развития иудаизма и Государства Израиля.

4. Три царя Саул, Давид и Соломон как три стадии развития Государства Израиля

Эпоха Машиаха сына-Йосефа, т.е. "светского государства как этапа мессианского процесса", сегодня заканчивается, потому что оно уже выполнило свою роль.

Предполагалось, что его должен сменить Машиах сын-Давида, т.е. полноценный Мессия, который принесет духовное продвижение всему миру — но пока что, как мы отметили выше, в израильской жизни нет никакого социального движения которое могло бы претендовать на эту роль.

Это означает что теология "двух стадий мессианского процесса" требует коррекции.

Такую коррекцию мы предлагаем сделать на основе того, что прототипами мессианских фигур являются не два, а три царя древнего Израиля: Саул, Давид и Соломон. А это означает что в мессианском процессе также и сегодня мы должны выделить не две, а три стадии. И тогда мы сразу увидим соответствие между ними и сегодняшним Израилем. А именно:

1. Саул, светский сионизм: построил обычное государство, обеспечил безопасность и нормализацию. Его не интересуют религиозная жизнь и тем более Храм. Это Машиах бен-Йосеф. Сегодня это современное Государство Израиля, реализующее сионизм Герцля и его концепцию "государства-убежища".

2. Давид, религиозный сионизм: еврейский народ начал осознавать свое государство как основу и платформу для реализации Божественной миссии. Всевышний не разрешил Давиду построить Храм, потому что Храм не строится в ситуации войны. Этот "промежуточный Машиах" (можно назвать его "Машиах бен-Иеhуда"). Сегодня это поселенческое движение в Иудее и Самарии и все кто их поддерживает. Целью этого процесса является трансформация Израиля из "государства-убежища" в "государство Танаха", при полном сохранении его светского и демократического характера.

3. Соломон, универсально-религиозный сионизм: еврейский народ становится религиозным центром человечества и дает всему миру новый уровень понимания Божественного. Это полноценный Машиах бен-Давид (ведь именно Соломон это "бен— Давид"). Войны прекращаются (и в эпоху Соломона их не было). Храм строится не только еврейским народом, но и при поддержке народов мира, как символ мировой религиозной и духовной роли Государства Израиля.

Правильным будет такой принцип: благодарим Саула, поддерживаем Давида, прокладываем дорогу для Соломона.

Сегодня Государство Израиля находится на переходе от Саула к Давиду. (В частности, договор Осло был попыткой Саула уничтожить Давида — но, как и три тысячи лет назад, эта попытка сорвалась из-за войны с филистимлянами-палестинцами). Дальше Давид должен реализоваться и проявить себя, а еще через несколько десятков лет начнется переход от Давида к Соломону — когда мы не только возрождаем Танах, т.е. нашу собственную историю, но и обращаемся ко всему миру.

Однако без интеграции в иудаизм универсальных ценностей мы не сможем ничего сказать миру. Тот, кто не понимает в науке, искусстве, эстетике, правах человека и в экологии — не в состоянии возвестить миру адекватные религиозные смыслы.

И поэтому сегодня мы должны — не прекращая, на уровне политики, поддерживать поселенческое движение и все что с этим связано! — начать работать над интеграцией в иудаизм этих универсальных ценностей. Точно так же, как рав Кук в 1920-х годах поддерживал светский сионизм и при этом начал подготовку к лидерству религиозного сионизма, которое смогло полноценно развернуться только в 1970-х.

5. Что конкретно нужно делать для реализации этой программы?

Прежде всего нужно понять, что проблема только в нас самих, а не во вешних факторах. Когда мы сами будем готовы к следующему этапу — тогда и сформируются объективные возможности для его запуска (так же как Шестидневная Война и победа в ней пришли тогда, когда религиозный сионизм стал готов к началу поселенческой деятельности в Иудее и Самарии).

Поэтому нам нужно работать над самими собой, и развивать в иудаизме религиозное понимание универсальных ценностей — науки, технологии, искусства, эстетики, прав человека, демократии, экологии, чистоты улиц и т.д. Разрабатывать и преподавать учебные курсы на эти темы, а также вести конкретную деятельность, общественную и государственную.

Разумеется, в Израиле этим может успешно заниматься только "либеральная ортодоксия", т.е. либеральное крыло религиозных сионистов.

Правильным будет такой принцип: благодарим Саула, поддерживаем Давида, прокладываем дорогу для Соломона.

• Благодарим Саула, первоначальное нерелигиозное сионистское движение, за то что оно создало наше замечательное государство. Все недостатки это временно и преодолимо.
• Поддерживаем Давида, поселенческое движение, национально-религиозные ценности, восхождение на Храмовую Гору, религиозное участие во всех областях жизни государства.
• Прокладываем дорогу для Соломона, разрабатываем и продвигаем интеграцию в иудаизм универсальных ценностей. Формируем в иудаизме "ортодоксально-универсалистское" направление, обращенное ко всему человечеству.

Только так мы сможем выйти на следующий уровень развития религиозного сионизма, и стать основой дальнейшего развития Государства Израиля и еврейского народа.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке