Израиль должен стремиться к тому, чтобы сектор Газа в долгосрочной перспективе стал демилитаризованной зоной, контролируемой легитимной властью, которая признает Израиль и не применяет против него насилия. С учетом базовых концепций и позиции ХАМАСа по отношению к Израилю становится ясно, что эта организация не только не может быть партнером для политического решения, но и явный враг Израиля.
Оккупация Газы или стабилизация правления ХАМАСа
При решении проблем, которые ставит перед ним сектор Газа, у Израиля есть два варианта. И тот и другой непривлекательны: один - оккупация сектора Газа и смена власти в ходе масштабной военной операции, прямые и косвенные издержки которой высоки, а ее продолжительность неясна при отсутствии стороны, желающей и способной взять власть в секторе в свои руки.
Второй вариант заключается в стабилизации и поддержании режима прекращения огня и в то же время в продолжении политических и военных усилий для сохранения потенциала израильского сдерживания, политической изоляции ХАМАСа, предотвращения его усилий по экспорту терроризма из Газы в Иудею и Самарию. Именно такой подход характеризует политику Израиля.
Слабые стороны этого пути заключаются в том, что спокойствие, которое он предлагает, всегда будет временным и непрочным. Оно будет сохраняться лишь от одного от раунда конфронтации до другого. Задача будет состоять в том, чтобы максимально продлить продолжительность передышки, в полной мере воспользоваться ей, чтобы укрепить сдерживание, ослабить ХАМАС, а в случае конфликта - проверить, созданы ли условия для шага, приближающего к стратегической цели, к которой мы стремимся.
В современных реалиях основное напряжение, которое требуется разрешить Израилю, заключается в вопросе, как обеспечить мир и в то же время не допустить усиления ХАМАСа.
Так мы достигнем временного и хрупкого мира
Новое смягчение политики Израиля в отношении сектора Газа заставит задуматься лидеров ХАМАСа, когда они столкнутся с искушением вступить в конфликт с Израилем. Это также укрепит в руководстве исламского движения сопротивления позиции тех, кто поддерживает временное прекращение войны против нас. Но в то же время это смягчение может предоставить ХАМАСу дополнительные возможности и ресурсы и способствовать ее военному укреплению, что сильно повлияет и на ее мощь, и, возможно, на сроки следующего противостояния.
В свете этого, а также в качестве урока из прошлых боевых действий, верно то, что при управлении рисками в отношении Газы большее значение следует придавать вопросу укрепления возможностей террористов. Наши силовые структуры должны определять сдерживание и нанесение ущерба качественным возможностям противника как центральную задачу.
При этом важно сохранить возможность избирательной политики при выдаче разрешений на ввоз в Газу сырья и материалов двойного назначения, которые могут быть использованы ХАМАСом в его усилиях по вооружению. Этот подход следует принять в качестве основного элемента стратегии.
Через неделю после окончания операции "Рассвет" стало известно, что Израиль намерен пойти на ряд новых уступок в своей политике в отношении сектора Газа. Среди прочего - увеличить экспорт из Газы и импорт в нее, увеличить количество воды и удобрений для сельского хозяйства, которые будут в нее ввозить, разрешить ввоз токарных станков на заводы, увеличить количество разрешений на работу в Израиле и позволить облегчения в других областях.
Казалось бы, строительство новых кварталов в Газе не должно вызывать беспокойства в израильском оборонном ведомстве, равно как и решение проблем с электричеством и водой или меры по улучшению местного сельского хозяйства.
Но это только кажется. Годы, прошедшие с тех пор, как ХАМАС захватил власть в секторе Газа, научили нас тому, что его длинные руки повсюду. Почти ничто не попадает в Газу и не покидает ее против его воли, и трудно представить, насколько он изобретателен в своих усилиях по извлечению из этого прибыли, финансовой или иной.
На протяжении многих лет Израиль шел на такой риск, когда стремился предотвратить развитие гуманитарного кризиса и обеспечить возможность удовлетворения основных потребностей населения. Ситуация - как с голодными заложниками. Понятно, что они должны быть обеспечены едой, даже если их похитители будут первыми, кто ею воспользуется.
Однако нет ничего общего между увеличением квоты на воду и ввозом удобрений и станков - не только с точки зрения их важности для населения, но и с точки зрения ущерба безопасности, который может быть нанесен Израилю.
Не нужно объяснять, для чего ХАМАСу требуются современные токарные станки и что можно производить из азотных удобрений, даже если на их упаковке написано "только для сельскохозяйственных нужд".
Строительство новых кварталов в Газе может быть делом гуманитарным, не связанным с безопасностью, только тогда, когда будет гарантировано, что оно не будет использоваться в качестве прикрытия для ввоза тяжелого механического оборудования, строительных материалов и качественного сырья для прокладки туннелей. Сомнительно, что это может быть гарантировано в реалиях, сложившихся в Газе.
Читайте также
Это не воображаемый сценарий
Всем, кто считает, что это ложные подозрения или вымышленные сценарии, рекомендуется просмотреть ежегодные сводки, которые появляются на сайте ШАБАКа.
Например, можно прочитать в отчете за 2015 год, через год после "Несокрушимой скалы": "Ярким событием этого года стало пресечение контрабанды военных материалов через КПП "Керем-Шалом", предназначенных для усиления террористических элементов в секторе Газа, прежде всего - ХАМАСа.
Это материалы и устройства, для ввоза которых в сектор Газа требуется специальное разрешение, учитывая, что они используются в том числе для производства взрывчатых веществ, такие как графит, нитрат серебра, или такие устройства, которые требуются ХАМАСу для наращивания его возможностей.
Речь идет о лебедках, двигателях и компрессорах, которые используются для рытья туннелей, аккумуляторах всех видов, кабелях связи и стальных заготовках. В рамках контрмер арестовано около 70 торговцев, перевозчиков, складских работников, водителей и поставщиков, произведено более сотни изъятий запрещенных товаров".
С тех пор ХАМАС не изменил своего курса. Он просто усовершенствовал свои методы. Когда ХАМАС нуждается в передышке, чтобы укрепляться, и использует укрепление, чтобы угрожать Израилю, стоит проявлять осторожность во всем, что может способствовать его укреплению.
Меир Бен-Шабат -старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, в 2017-2021 годах возглавлял Совет национальной безопасности. До этого руководил Южным направлением ШАБАКа и занимал другие руководящие должности в организации
Источник - Walla!