О том, что отношения Израиля и России стремительно портятся, говорят уже не первый день. Странно, если бы было складывалось иначе - два государства принадлежат к разным лагерям, и по мере поляризации мировой политической системы пропасть между ними неминуемо должна углубляться. Однако на фоне всего происходящего в мире российско-израильские отношения могут служить эталоном сдержанности и дипломатичности.
Москва все больше сближается с нашим злейшим врагом Ираном, угрожает запретить "Сохнут" и объявить еврейские организации иностранными агентами, обвиняет нас в "краже мозгов", осуждает удары ВВС ЦАХАЛа по иранским объектам в Сирии и проводит показательные маневры вблизи Голанских высот. Израиль, со своей стороны, помогает Украине и присоединяется к антироссийским резолюциям в ООН. Тем не менее алия из России идет полным ходом, и никто не мешает выезду евреев, безвизовый режим действует, деловые, научные и культурные связи работают, российские граждане в Израиле получают свои пенсии, а наши самолеты по-прежнему беспрепятственно атакуют склады и базы Ирана в Сирии. Израиля до сих пор нет в растущем списке враждебных России государств, куда попали даже Багамские острова. Ситуация каждую минуту может измениться, но на данный момент обострение существует лишь на словах. Причина одна: Россия и Израиль не хотят становиться врагами, хотя рано или поздно это должно произойти.
В свое время сближение Иерусалима и Москвы на почве совместных целей в Сирии казалось странным и малореальным. Но жизнь показала, что совершенно разные государства могут строить сотрудничество и даже некое подобие дружбы ради общих интересов. Особых иллюзий по этому поводу не было, и все же Россия и Израиль достаточно долго оставались "друзьями поневоле", закрывая глаза на не вполне дружественные действия партнера. Теперь они становятся "врагами поневоле", но по мере возможности сопротивляются этому процессу - никому не нужны новые враги. Конечно, вечно так продолжаться не может. Уже намечается "размен мелких фигур" - "Сохнут" на Российский культурный центр в Тель-Авиве. И все же до настоящего разрыва далеко - пока далеко.
Израилю с самого начала было трудно лавировать между позицией Запада, сочувствием к Украине и своими особыми отношениями с Россией. Мы до сих пор официально не присоединились к мировым антироссийским санкциям, вызывая раздражение всего международного сообщества. Российской пропагандистской машине все труднее удержаться от откровенного антисемитизма, который органично вписывается в схему "кругом фашизм и русофобия", все сложнее объяснить своей распаленной аудитории, почему не пришло время гнать евреев. Напряженность нарастает, и от руководителей государств требуется профессионализм и мудрость, чтобы резкие слова не превратились в погромы и орудийные залпы. И если от российских властей трудно ждать здравомыслия, то тем осторожнее должны вести себя наши лидеры.
Увы, ситуация в Израиле не располагает к дипломатии. Предвыборный период - это время громких фраз и дерзких поступков, время стараний политиков любой ценой привлечь к себе внимание и выделиться на общем фоне. Правительство возглавляет Яир Лапид, который никогда прежде не занимал столь высокой должности и не имеет того опыта, который был даже у Беннета. В Кремле его не воспринимают всерьез, считая временным местоблюстителем. По натуре Лапид - популист, мечтающий занять кресло премьера после выборов. Стоит ли удивляться, что чаще всего он ведет себя не как глава правительства, несущий ответственность за судьбу страну, а как политик, работающий на свой электоральный рейтинг.
Если Нетаниягу станет премьером, на чьей стороне будет Израиль?
Читайте также
Помимо всего прочего, дипломатичность - не самая сильная черта Лапида. Его заявление об ухудшении отношений с Россией из-за претензий к "Сохнуту" прозвучали голословно и преждевременно и заранее осложняют возможность решить дело мирным путем. Вообще в столь непростые времена политическим лидерам стоит десять раз подумать, прежде чем произносить что-то вслух, но такая сдержанность противоречит духу предвыборной кампании.
Сторонники Нетаниягу громко выражают надежду, что придет Биби и все разрулит, ведь он всегда умел договариваться и с Кремлем, и с Белым домом. Но Биби старается не высказываться на темы Украины и России. Скорее всего, он ждет, пока Лапид безвозвратно испортит отношения с Москвой и продемонстрирует избирателям свою некомпетентность. Не исключено, что к тому времени уже невозможно будет что-то исправить, зато выборы будут выиграны.
Положение очень и очень серьезно. Согласованный Москвой с Тегераном и Турцией раздел Сирии означает появление про-иранских сил у наших границ. Российские евреи по-прежнему остаются заложниками Кремля. Война и санкции загоняют российскую власть в угол, и впредь она будет все жестче испытывать терпение и лояльность Израиля, предъявляя нам заведомо невыполнимые требования. Сегодняшнее руководство противостоять этим вызовам не способно.