После 13 лет правления правых премьер-министров Яир Лапид стал 14-м премьером Государства Израиль. Это могло бы показаться победой левоцентристов, но сомнительные обстоятельства охладили торжество. Только поздравительный твит президента США Джо Байдена объявил на весь мир о новом израильском премьере.
И Лапид в день своей личной победы над массами комментаторов, недооценивших его способности, был вынужден праздновать с относительной сдержанностью. Демонстрация дружеских отношений при передаче ключей от Нафтали Беннета действительно показывает возврат к соглашениям, которые соблюдаются, но также и крах правительства, которое они создали - и демонтировали - своими руками.
Лапид должен был вступить в канцелярию премьер-министра только в августе 2023 года и, по крайней мере на бумаге, на срок два года три месяца. Решение Беннета о роспуске правительства перетасовало карты. Он передал эстафету - но премьер-министру переходного правительства, срок которого не определен.
Поэтому Лапид был осторожен, не делал исторических заявлений о заре нового дня. В период перед выборами его возможности весьма ограничены, а в итоге он может лишиться кресла. Или не лишиться. У него есть четыре месяца, чтобы воспользоваться преимуществами своего положения и попытаться сделать временное постоянным. Тот, кто в полной уверенности готов делать ставку, что его пребывание в должности будет коротким, идет на риск - в полночь Лапид доказал скептикам, что он может сделать то, что считается невозможным.
В свой первый день на посту премьер-министра Лапид встретился с главой ШАБАКа и начал консультации по вопросам безопасности в тель-авивской Кирие. В начале следующей недели он будет председательствовать на первом заседании кабинета министров, а в четверг отправится в свою первую политическую поездку в Елисейский дворец в Париже. Через две недели он встретит президента Байдена в аэропорту "Бен-Гурион", а в сентябре планирует выступить на Генассамблее ООН. Не исключено, что Лапид также попытается ускорить потепление и нормализацию отношений с Саудовской Аравией вплоть до исторического визита в Эр-Рияд.
Ожидается, что внешнеполитическая деятельность станет основным двигателем предвыборной кампании Лапида, который продолжит удерживать и портфель министра иностранных дел, что даст ему почти исключительный контроль над политической повесткой и быстрый доступ к заголовкам в прессе.
Беннет продолжит держать "иранский портфель", но не совсем ясно, что это означает, а министр обороны Бени Ганц продолжит поддерживать свой независимый международный авторитет, который он взращивал в прошлом году. С Беннетом Ганцу приходилось спорить, например, по поводу встречи с Абу Мазеном, или соревноваться, как в случае поездки в Индию.
Хотя Лапид и Ганц близки по своим позициям и за последний год продемонстрировали единство в принятии решений, можно с осторожностью предположить, что в предвыборной атмосфере сохранить его будет сложнее.
Ганц был первым из лидеров коалиции, кто приветствовал нового премьер-министра в Twitter, и он не ответил на щедрые предложения, которые поступали до последней минуты от посланников Нетаниягу занять должность премьер-министра в альтернативном правительстве при нынешнем составе Кнессета и отменить пятые выборы.
Он мог получить год или полтора в ротации со всеми гарантиями, которые он требовал, но предпочел этого не делать. Не из-за любви к Лапиду, а из-за полного недоверия к Нетаниягу.
При этом Ганц рассчитывает вновь получить предложения от право-ультраортодоксального блока после выборов, если последний снова не наберет желаемый 61 мандат, и возглавить правительство. Он сделает все возможное, чтобы превратить дуэль между Лапидом и Нетаниягу в трехстороннюю битву и бросить вызов дебюту первого в качестве левоцентристского лидера.
И не только он. Мерав Михаэли, например, еще не поздравила Лапида в Twitter. Она не в восторге от признания его лидерства в блоке и считает "Еш атид" партией, которая отобрала у "Аводы" статус правящей. Когда опросы дают ей всего пять-шесть мест в Кнессете, любое усиление Лапида подвергает опасности ее, а также МЕРЕЦ, который борется за преодоление электорального барьера.
Как и на предыдущих выборах, Лапиду будет важно не допустить, чтобы борьба между ним и Нетаниягу оттянула голоса более мелких партий. По мере того как угроза для мелких игроков слева возрастает, они будут стремиться отличаться от него как в предвыборной кампании, так и за столом правительства.
Таким образом, у Лапида на внутриполитическом уровне будет двойная задача. Параллельно с усилиями по максимизации голосов для своего блока ему придется управлять своими партнерами в правительстве, которые не обязательно хотят его успеха.
Читайте также
В прошлом году он объединил восемь партий, не связанных идеологически, в одну коалицию, но у них была общая цель - заменить Нетаниягу. Теперь у них другие цели, особенно когда дело доходит до войны за выживание. Гармония, которая существовала в правительстве до сих пор, сейчас будет нарушена.
Главный ключ к переходу от временного к постоянному находится не за столом правительства, а в домах арабского общества, вопрос в том, сколько арабских избирателей придут голосовать. Вместе с Мансуром Аббасом Лапид в прошлом году заново изобрел еврейско-арабское политическое партнерство, которое будет проверено результатами голосования на предстоящих выборах.
От кризисов с РAAM до кризисов с Ринауи-Зоаби Лапид также расширил в прошлом году свои связи с главами местных властей в этом секторе, которые помогали ему из-за страха перед альтернативой Нетаниягу и Бен-Гвира.
Готовность Лапида опираться на "Объединенный список" еще больше расширяет возможности сотрудничества, что также отличает Лапида от Нетаниягу, который предлагает прямо противоположное.
Но именно громкая кампания "Ликуда" против "правительства Лапида с Айманом Удой и Ахмадом Тиби" может оказаться бумерангом. Если арабы пойдут на избирательные участки, шансы Лапида удержаться в кабинете премьер-министра увеличатся; если они отвергнут протянутую руку, а явка останется низкой, то Нетаниягу может вернуться к власти.
Источник - Walla!