Во время избирательной кампании кандидат в президенты США Джо Байден обещал не давать "чистых чеков" диктаторам. Став президентом, он, похоже, был настроен выполнить обещание и предпринял ряд шагов по изменению американо-саудовских отношений.
Новый президент заморозил продажу оружия королевству до рассмотрения вопроса о том, как оно будет использоваться, он разрешил обнародовать оценку разведывательного сообщества США, где говорилось, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман несет ответственность за убийство обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги в 2018 году, а Белый дом дал понять, что когда у Байдена будут дела с Саудовской Аравией, он будет иметь дело только с саудовским королем Салманом, а не с его сыном.
Новый подход придал убедительности обещанию Байдена проводить внешнюю политику, ориентированную на права человека и подчеркивающую демократические ценности Америки.
Однако теперь Байдену, видимо, придется развернуться на 180 градусов.
Предположение, что США могут пренебречь давним региональным партнером, основывалось на нескольких предпосылках. Во-первых, США стали крупнейшим в мире производителем нефти, что в определенной степени гарантировало им независимость от потрясений глобального энергетического рынка. Кроме того, углеводороды, казалось, теряли свое значение на фоне развития альтернативных источников энергии.
Во-вторых, ядерная сделка с Ираном, которую администрация Байдена надеялась перезаключить, должна была снизить напряженность в регионе и облегчить отступление США.
Ни одна из этих предпосылок не выдержала проверки временем. Война России в Украине привела к необходимости исключить одного из главных мировых поставщиков энергоносителей, Россию, из глобального рынка и искать пути восполнения дефицита - а тем временем расплачиваться инфляцией и бешенными ценами на бензин. А иранский воз и ныне там и двигаться, суда по всему, не собирается - в то время как Тегеран приближается к созданию ядерной бомбы.
Теперь Байден явно озабочен своей падающей популярностью и предстоящими промежуточными выборами, где его партии придется отдуваться за падающий уровень жизни американцев. Президент надеется, что если он пожмет руку кронпринцу и саудовцы согласятся качать больше нефти, то цены на горючее удастся сдержать.
Между тем, ущерб, который был нанесен саудовско-американским отношениям, дает о себе знать. Россия и Китай воспользовались вакуумом власти после предполагаемого "ухода" США, и страны Персидского залива расширили свои экономические, технологические и силовые связи с этими странами. Саудовская Аравия не осудила российское вторжение в Украину, не присоединилась к санкциям и долго не поддавалась на уговоры Запада увеличить нефтедобычу, продолжая сотрудничать с Россией в рамках ОПЕК+.
Совершенно не очевидно, что, даже получив сатисфакцию при виде американского президента, пришедшего к нему на поклон после того, как обещал не иметь с ним дело, Мухаммед бин Салман пойдет ему навстречу и резко увеличит добычу нефти.
Читайте также
Вероятно, поэтому Байден отрицает, что нефть станет главной темой его визита в Саудовскую Аравию, утверждая, что речь в первую очередь пойдет о региональной безопасности и об укреплении связей между арабскими странами Персидского залива и Израилем.
"У меня есть программа. Она имеет отношение к гораздо более важным вопросам, чем цена на энергоносители, - сказал он, согласно недавнему сообщению "ХаАрец". - Так получилось, что в Саудовской Аравии проходит более крупная встреча. Это причина, по которой я еду. И это связано с их национальной безопасностью - и израильтян".
Когда визит Байдена все еще ожидался в конце июня (на данный момент он отложен), сообщалось, что поездка будет включать саммит арабских стран, таких как Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Египет, Иордания и Ирак, а также Саудовская Аравия.
Саммит пройдет на волне принятия в США двухпартийного закона, направленного на укрепление сотрудничества в области обороны между Израилем и арабскими странами при участии Пентагона. Целью является противодействие угрозам со стороны Ирана; представители оборонного ведомства США публично поощряли такое сотрудничество в течение нескольких месяцев. Соединенные Штаты обсуждают усиление обороны в регионе против иранских ракет и беспилотников - в основном между Израилем, Саудовской Аравией и ОАЭ.
Такое внимание к региональной безопасности со стороны США тоже можно считать серьезным сдвигом по сравнению с медленной и недостаточной (по крайней мере, в глазах Эр-Рияда) реакцией Вашингтона на недавние атаки иранских ракет и беспилотников на гражданские объекты в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, или исключением проиранской йеменской группировки хуситов из списка иностранных террористических организаций.
Видимо, для того, чтобы получить доступ к саудовской нефти, США придется вновь серьезно брать в расчет интересы и опасения Саудовской Аравии. Даже если ею управляет человек с сомнительной репутацией, с котором Джо Байдену не хотелось бы иметь дел.