Ровно год назад было создано "правительство перемен". Одной из главных заслуг в социальной сфере, которое оно приписывало себе, была помощь пенсионерам. Когда в октябре прошлого года, перед утверждением бюджета, главу финансовой комиссии Алекса Кушнера спросили, сколько пенсионеров, по вашей оценке, выиграют от реформы, он ответил: "Сегодня около 200.000 пенсионеров получают социальную надбавку, соответственно, их доход увеличится. Помимо этого, право на нее получат еще около 60.000 пенсионеров, которым сегодня социальную надбавку не платят. Эти люди получат и дополнительные деньги, и связанные с этим пособием льготы, которые достигают 800 шекелей в месяц. И конечно же, если у этих пенсионеров нет собственного жилья, они получат право встать в очередь на соцжилье и получать пособие на съем квартиры".
С момента вступления в силу бюджета в январе этого года прошло пять месяцев. Все это время я пытался выяснить, сколько пенсионеров действительно получили эту надбавку, и насколько возросло число людей, имеющих право на дополнительные блага. Только недавно мне удалось это сделать. Я вышел на журналиста газеты "Калькалист" Шахара Илана, опубликовавшего данную информацию. В статье под названием "Почему только 6 тысяч бедных пенсионеров получили право на социальную надбавку?" он дает детальный анализ ситуации.
Немного статистики. В 2021 году количество пенсионеров, получающих социальную надбавку, составляло 189 тысяч. Сейчас их - 195 тысяч.
Подчеркну: глава финансовой комиссии обещал, что надбавку будут получать 260 (!) тысяч. Как объяснить столь значительное расхождение в словах и делах? Или наши "ответственные органы" не имеют информации, кому и что положено, или же они просто берут цифры с потолка? Разберемся в ситуации. Многие пенсионеры, живущие на грани бедности, продолжают работать и в 70 и в 80 лет, и им естественно, не положена надбавка. Это своего рода заколдованный круг. Далее. Чтобы получить социальную надбавку, на счету пенсионера-одиночки должно быть не более 36.060 шекелей, а у пары - 54.090. Если вы работали, и на протяжении долгих лет скопили больше указанных сумм, надбавка вам не положена. Если вы получаете пенсию и пособие по старости, и у вас общая сумма превышает 3.799 шекелей (а для пары - 6.002 шекеля), вам тоже не положена надбавка. Не положены также и льготы, которые эта надбавка дает. Естественно, что положение тех людей, кто не получают социальную надбавку, намного хуже положения тех, кто ее получают.
Теперь поговорим о пособии по старости. На сегодняшний день пособие по старости получают 858.670 пенсионеров. Как мы уже писали, большинство из них не имеют социальной надбавки. С 2011 года, по моим подсчетам, за 10 лет средняя зарплата в Израиле увеличилась с 8.307 шекелей до 11.773 шекелей, в то время как пособие по старости с 1.444 шекелей до 1.596 шекелей. То есть, средняя зарплата возросла на 3.466 шекелей, а пособие по старости - только на 152 шекеля. Видимо, депутаты кнессета и министры полагают, что жизнь в стране подорожала только на 152 шекелей, и этого должно хватать на все расходы. Недаром же они утверждали, что с первого января не осталось пенсионеров, живущих за чертой бедности.
Кто и как решает судьбу наших пенсий? За последние годы было подано 13 законов об увеличении пособия по старости, но депутаты были так заняты, что до обсуждения этих законопроектов дело не дошло. Это не помешало им в 2017 году увеличить себе пенсионные отчисления с 18% до 23% в месяц. Кроме этого, в Израиле существует закон, согласно которому депутат, успевший отсидеть 10 лет в Кнессете, получит пенсию в размере 50% от своей зарплаты. Таким образом, человек нигде не работавший, но отсидевший 10 лет в Кнессете, будет получать 22.637 шекелей и льготы.
Читайте также
В настоящее время правительство готовит бюджет на 2023 год. Не удивлюсь, если одним из главных пунктов социальной программы будет значительное увеличение пособия по старости. Мы снова услышим бесчисленные обещания улучшить жизнь для пенсионеров и пожилых людей, сделать все, чтобы старость была счастливой и радостной. Нам скажут, что все что делается, не делалось на протяжение последних 20 или 30 лет.
Шансов, что бюджет будет принят, крайне невелики. Гораздо больше вероятность того, что нас ожидают досрочные выборы, и тема бедственного положения пенсионеров вновь станет на вес золота у всех партий.
Я же задаюсь вопросом: почему вы, министры и депутаты, не подняли эту наболевавшую тему еще раньше; почему не подняли пособие по старости, когда утверждали бюджет 2022 года? А когда я обращался во все инстанции и обращал внимания на бедствия пенсионеров, то получал лаконичный ответ: "Мы уже помогли, и сегодня уже нет пенсионеров, живущих за чертой бедности".