Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Досрочные выборы и иранская угроза

Может ли политическая нестабильность в Израиле привести к конфликту с Ираном? Насколько израильское руководство готово к этому?

03.05.2022
Источник:Новости недели
Фото: GPO / Koby Gideon

Политическая неопределенность и спекуляции о досрочных выборах с каждым днем набирают обороты. Это может отразиться на конфликте с Ираном, но не таким образом, как раньше. Начнем с того, что протяжении длительного времени Иран имел дело с Израилем, возглавляемым Биньямином Нетаниягу. Иранцы хорошо его изучили и могли предположить и даже предсказать с большой долей вероятности, как именно он будет вести себя в сложных ситуациях. Они знали, что, несмотря на воинственную риторику, он будет весьма осторожен и расчетлив в том, что касается практических действий. Они знали, что Нетаниягу стремился избежать масштабных войн и конфликтов в регионе. Например, в 2018 году он спровоцировал коалиционный кризис, потому что не хотел вторжения в Газу.

Сегодня, однако, Нетаниягу находится в оппозиции, а власть в Израиле возглавляют люди, мало знакомые иранским лидерам и плохо предсказуемые. Ситуация осложняется тем, что не ясно, как они будут вести себя в ситуации, когда окажутся перед угрозой потери власти, и насколько далеко будут готовы зайти.

Скоро исполняется год, как новое правительство находится у власти. За этот год Израиль не был втянут в сколько-нибудь значимые боевые действия, однако ежедневные столкновения у Дамасских ворот и волна террора, захлестнувшая страну, могут привести к более широкому конфликту. Такого рода волнения имеют собственную динамику, и не следуют забывать, что Иран и его ставленники, такие как ХАМАС, хотят использовать эти столкновения, как повод для конфликта с Израилем. Иран и его союзники отнюдь не дилетанты в этой игре. Они прекрасно умеют извлекать выгоду из внутренних противоречий Израиля и использовать их в свою пользу. Но они затрудняются предсказать, как поведет себя новое израильское правительство в сложной и взрывоопасной ситуации.

Лидер "Хизбаллы" Хасан Насралла находится у власти на протяжении десятилетий, как и руководство ХАМАСа. Все они хорошо знают Израиль. При этом, как иранцы, они также осознают, что новый лидер Израиля, испытывающий серьезные внутренние проблемы и сталкивающийся с трудностями политического выживания, может быть поставлен перед необходимостью проявить себя. И в этой ситуации он может выбрать войну. Так Эхуд Ольмерт, например, стремясь укрепить свои позиции, пошел на операцию "Литой свинец" (война в Газе с декабря 2008 года по январь 2009 год), которая закончилась без достижения Израилем решающего успеха и позволила ХАМАСу утверждать, что это была победа исламистов.

Как отметил мой коллега Лахав Харьков, анализируя текущие события, разворачивающийся правительственный кризис может привести к возвышению министра иностранных дел Яира Лапида, который займет место главы правительства. Лапид стремится проявить себя как энергичный и динамичный глава МИДа. Только недавно он встречался со своими греческим и кипрским коллегами, провел саммит с министрами иностранных дел Марокко, ОАЭ, Египта и Бахрейне в Негеве.

Но как поведет себя Лапид в кризисной ситуации, если Иран начнет перебрасывать крупные партии высокоточных боеприпасов или смертоносного оружия в Ирак, Сирию и Ливан, откуда сможет обрушить шквал ракет на Израиль? Где пройдет его "красная линия"? Где проходит "красная линия" нынешнего премьера и всего "правительства перемен"?

Дилеммы, возникающие из-за политического хаоса и выглядящих неизбежными новых выборов в Израиле, также могут быть связаны с потенциальной новой сделкой между Ираном, с одной стороны, и Западом, с другой. Как Израиль будет реагировать на угрозы своей национальной безопасности, вызванные соглашением с Ираном или иранскими провокациями в области ядерного обогащения?

Кроме того, неизбежно возникают вопросы об отношениях с Россией и ее военным присутствием в Сирии. Насколько Россия, ведя затяжную войну в Украине, готова и дальше осуществлять жесткий контроль над Сирией? По какому сценарию будут развиваться события в Сирии в ситуации смещения приоритетов Кремля, и в какой мере Иран сможет воспользоваться этим? Вопрос и в том, какую линию выберет российская власть в отношении Израиля.

В Москве крайне чувствительны к критике извне, а нынешнее руководство Израиля более критично относится к действиям России, чем Нетаниягу. Экс-премьер, возглавляй он сегодня еврейское государство, скорее всего, воздерживался бы от любой критики в адрес Путина, в то время как новое правительство в большей степени солидаризируется с Западом.

Недавно Нетаниягу поздравил с переизбранием премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Орбан пользуется также симпатиями со стороны президента России Владимира Путина, однако в Европе к нему относятся с настороженностью и даже неприязнью, подвергая его критике за "антилиберальную" политику.

Читайте также

Нетаниягу также поддерживал тесные отношения с другим националистически настроенным лидером, который тоже сталкивается с критикой на Западе, - индийским премьером Нарендрой Моди. Беннет планировал совершить официальный визит в Дели, но ему пришлось отложить поездку в Индию из-за коронавируса.

В широком контексте это все имеет значение. Новое правительство Израиля в большей степени ориентировано на Запад, чем Нетаниягу, и готово пожертвовать дружественными отношениями с националистическими правительствами. Вопрос, насколько это выгодно Иерусалиму и принесет ему политические дивиденды?

Иран может рассматривать политическую нестабильность в Израиле как возможность более свободно действовать в Ираке, Сирии и Ливане. Иранцы могут начать, например, переброску в Йемен новых беспилотников или осуществить провокации на море.

Иран в целом процветал как режим, когда у власти в Израиле был Нетаниягу, но не потому, что последний проводил слабую политику в отношении Тегерана. Иран способен использовать давление извне в свою пользу. Так было в условиях санкций США и "максимального давления" при Дональде Трампе, когда иранцы усилили свою роль в Ираке и Сирии. Иран в последнее время стал еще сильнее. В то же время сегодня Вашингтон и Иерусалим все больше координируют свои действия по иранской проблеме, и Израиль обрел влиятельных союзников в лице арабских княжеств в Персидском заливе.

"Ядерная сделка" способна усилить позиции иранского режима. В сущности, переговоры с Западом уже развязали руки аятоллам. Иран позволил своим союзникам нанести ракетные удары по Эрбилю и дал возможность хуситам атаковать объекты в Персидском заливе. Это указывает на растущее ощущение безнаказанности в Тегеране и готовность к еще большим провокациям. Война России против Украины также открыла "ящик Пандоры", продемонстрировав безнаказанность военных действий против соседних государств. Нельзя исключать, что в новой геополитической ситуации Иран захочет испытать "сионистское образование" на прочность, и в ситуации обострения политического кризиса в Израиле Иран может увидеть в этом для себя хороший шанс.

Вопрос, как и, исходя из каких соображений, будет действовать в такой сложной и угрожающей ситуации новое израильское правительство, остается открытым.

Источник - Jerusalem Post

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке