"Храмовая гора в наших руках!", - эти слова Моты Гура известны каждому израильтянину. Но герой Шестидневной войны ошибался: всего через несколько дней министр обороны Моше Даня передал Храмовую гору под контроль мусульманского ВАКФа. С тех пор, вот уже 65 лет, это место остается самой горячей точкой, самым опасным камнем преткновения в палестино-израильском конфликте. Достаточно вспомнить интифаду Аль-Акса, разразившуюся в 2000 году после посещения горы Ариэлем Шароном, убийство трех еврейских подростков и кровавые события 2014 года в результате попыток изменить статус-кво и другие столкновения, которые происходят здесь, в сердце Иерусалима, почти каждый год.
Храмовая гора находится на аннексированной части Иерусалима и не признается мировым сообществом территорией Израиля (исключением стали лишь США в правление Трампа). Место, где стоял Иерусалимский храм, считается главной еврейской святыней и третьей по значимости святыней для мусульман после Мекки и Медины. Еще в 20-е годы прошлого века появились слухи о стремлении евреев завладеть мусульманскими святыми местами, - они распространяются в исламском мире и по сей день. При Османской империи и Британском мандате вход на Храмовую гору для евреев был запрещен. С 1967 года гора формально открыта всем желающим, но евреям не разрешается здесь молиться и приносить с собой предметы религиозного культа, чтобы не провоцировать мусульман. Тем не менее, повод для эскалации всегда находится - это могут быть и металлоискатели на входе (хотя сейчас их убрали), и объявление ультраправых еврейских радикалов о пасхальной жертве, и само присутствие полицейских во время массовых молитв Рамадана. Полиция Иерусалима постоянно находится меж двух огней, пресекая арабские беспорядки и вылазки еврейских ультраправых. В нынешнем году Рамадан совпал с Песахом, и одного этого оказалось достаточно для бурных столкновений на Храмовой горе и угрозы новой интифады.
Отношение еврейских религиозных авторитетов к Храмовой горе неоднозначно. В то время как одни добиваются права свободно посещать гору и молиться на ней, другие (например, духовный лидер ШАС Шалом Коэн) считают, что евреи не должны посещать место, где стоял Храм, из-за своей ритуальной нечистоты. Но все это не отменяет главного вопроса: почему евреи - граждане Израиля ограничены в своем праве находиться на территории своего государства? Именно против этих ограничений протестуют ультраправые организации, и им трудно отказать в логике.
Ситуация усугубляется тем, что любое происшествие на Храмовой горе вызывает бурный резонанс во всем арабском мире. Особенно резко реагирует Иордания, по-прежнему отвечающая за сохранность мусульманских святынь в Иерусалиме. Израиль старается избежать разногласий с Хашемитской монархией, но это удается все хуже, поскольку любая уступка Израилю в этой сфере используется иорданской оппозицией для нападок на власть. Кроме того, в Аммане опасаются усиления роли Саудовской Аравии в контролировании иерусалимских святых мест. Идея о том, что еврейское государство планирует вытеснить мусульман с Храмовой горы, давно стала общим местом в антиизраильской пропаганде. Эксперты предупреждают, что именно Храмовая гора с высокой вероятностью станет поводом для очередной войны. Впрочем, для таких предсказаний не нужно обладать особой информированностью - достаточно знать историю.
Читайте также
Между тем, у Израиля есть немалый опыт оборудования святых мест для проведения молитв евреев и мусульман. Примером может служить пещера Махпела (она же пещера Праотцев) в Хевроне, могилы пророков, место захоронения праматери Рахель. Рядом с ними тоже порой происходят столкновения, но это скорее связано с их расположением в глубине арабских территорий. Почему нельзя ввести такой же порядок на Храмовой горе? О таком решении наши власти даже не заикаются, поскольку знают: это невозможно.
Причина здесь чисто политическая, а все разговоры о защите мусульманских святынь - лишь прикрытие. Прежде всего, споры вокруг Храмовой горы дают арабским экстремистам повод в любой момент устроить беспорядки не где-нибудь за "зеленой чертой", а в центре израильской столицы. Но главное не это. Арабы не готовы уступить ни сантиметра там, где дело касается Иерусалима. Действующие здесь запреты - символ слабости Израиля, его неуверенности в своем праве суверенитета над Святым городом, да и над всей страной. Наша неспособность контролировать Храмовую гору дает палестинцам и всему арабскому миру надежду, что когда-нибудь евреи уйдут из этой земли навсегда.
Роковая ошибка была сделана в самом начале, когда Храмовая гора оказалась в наших руках, но мы ее не удержали. Рано или поздно эту ошибку придется исправлять, но такой шаг будет обойдется стране очень дорого, и каждое правительство надеется, что это тяжелое решение примет кто-то другой. А тем временем от Храмовой горы разлетаются искры, способные поджечь весь регион.