После вторжения российских войск в Украину прошло более недели, но военные действия лишь нарастают. Так же, как и ненависть с обеих сторон. О том, что стало причиной агрессивного поведения России, какие могут быть последствия этого шага, и стоит ли нам бояться ядерной войны, я поговорила с военным экспертом Зеэвом Янкелевичем.
— Зеэв, с точки зрения политической и экономической действия России в Украине выглядят как бессмысленное самоубийство. А с точки зрения военной - какие цели преследует российская армия?
— Военных целей здесь нет. Военные аналитики не видели вообще никакого смысла в этой войне. Это выплеск больного мозга Путина. Ничего другого здесь нет. Если посмотреть на то, что происходит сейчас, то мы видим постоянное наращивание мощи украинской армии и провал России в конвенциональной войне.
— А что такое "конвенциональная война"?
— Это война в соответствии с международными конвенциями. Ведь смотрите, на что пошел Путин. Сейчас он бьет по жилым районам не высокоточным оружием.
— Для чего это делается?
— Хороший вопрос. Я тоже его задаю: для чего? Чтобы запугать население, и оно побежало убивать Зеленского? Это же безумие! Наоборот, народ сплачивается вокруг президента. На сегодняшний день, я считаю, шансов у Путина не осталось. Ни при каком раскладе для него нет хорошего исхода.
— Насколько я понимаю, был расчет на "блицкриг", на еще один Крым, куда войдут российские войска, и их примут с цветами и объятиями. Вместо этого мы видим ожесточенное сопротивление украинской армии и украинского народа в целом.
— Да, блицкрига не получилось, и война только усиливается. Был расчет на что: кто такой Зеленский? Подумаешь, комик какой-то! Мы ему автомат покажем, и он приползет на коленях и будет умолять о пощаде. Что это за украинская армия, кто ее видел? Да мы ее в два счета разгромим! Но реальность оказалась совершенно иной. Зеленский проявил лидерские качества, а украинцы встречают российские войска как оккупационные. Мой сын был в Киеве по работе, а в Израиль возвращался через Львов. И он своими глазами видел, как на польском переходе стоят толпы украинцев, которые возвращаются из-за рубежа, чтобы пойти воевать. И еще одна маленькая деталь: каждый погибший украинец — герой, а каждый погибший россиянин — ноль. От него не остается ничего: ни трупа, ни могилы, ни извещения, ничего.
— А насколько мы можем судить о реальных потерях, когда нет достоверной информации? Россия вообще запретила называть все происходящее войной и закрыла доступ к фактам, Украина передает только свою версию. Как мы можем составить адекватную картину того, что там происходит?
— Мы можем основываться только на тех сообщениях, которые передают украинские власти. А это около 4,5 тысячи погибших российских военных и 450 погибших украинских. То есть соотношение 1:10. Но зная, как воюет Россия, тут сомневаться не приходится. Знаете, как она воевала в Сирии? Сбрасывают бомбу, а потом объявляют, что целились по террористам. То есть на кого упало, тот и террорист. То же самое сейчас начинается на Украине. Потому что боевые действия Россия проиграла. Очевидцы, в том числе и мой сын, утверждают, что российские военные — это оборванные, голодные, несчастные, растерянные пацаны, в которых стреляют со всех сторон. Причем некоторые сдаются в плен, а другие просто бросают оружие и пешком уходят. А украинцы знают, за что воюют. Они воюют за свой дом. А за что воюют русские, вообще непонятно.
Какую позицию следует занять Израилю в русско-украинской войне?
— Буквально за несколько дней до вторжения я написала, что война невозможна, потому что она бессмысленна и иррациональна. Я не учла простой вещи: безумие одного человека.
— Вы в хорошей компании. Потому что я так же точно считал, что война невозможна. Так же считали Гарри Табах, Марк Солонин. Украинская армия на тот момент составляла около 250 тысяч человек, а Путин сосредоточил на границе примерно 120 тысяч. То есть с военной точки зрения начинать войну с армией в два раза меньше армии противника - это просто нереально. Для этого нужно было сосредоточить армейскую группировку под миллион человек. То есть соотношение должно быть 1:3 как минимум. Но во всей России около миллиона солдат. А это значит, что нужно было оголять южное подбрюшье, границу с Китаем и так далее.
— В современном мире, где изменились международные нормы, где все передвижения войск просматриваются через спутники, казалось бы, невозможно бомбить города. Но тем не менее это происходит. Причем под таким оправданием: почему силам НАТО можно бомбить, а нам нельзя? Почему НАТО не ответило за свои преступления, а мы должны отвечать?
— Никто не бомбил Югославию ковровыми бомбардировками, не бомбили роддомы и зоопарки. Там применяли высокоточное оружие. Поэтому эта аналогия неуместна. Логика "почему им можно, а нам нельзя" — это логика извращенцев. Давайте пойдем грабить и насиловать, потому что это кто-то делает! Это дикость, это рассуждения подворотни.
— Тогда почему Россия воюет с Украиной? Есть этому хоть какое-то разумное объяснение?
— А почему Гитлер воевал с евреями? Если бы он их не выдавил из Германии в Америку еще до начала войны, они бы создали ему атомную бомбу. А вместо этого он принялся их уничтожать. Есть этому разумное объяснение? Нет. Вот то же самое у Путина, только вместо евреев — украинцы. Путин — большой сказочник. Он выдумывает врагов, изобретает историю. Ему бы книжки писать, а не страной с ядерным оружием руководить.
— Да, еще бы литературную премию получил. Но давайте серьезно, возвращаясь к реальности. Каким оружием воюют российские войска и чем им отвечают украинские?
— На сегодняшний день в Украину из Европы идут огромные поставки летального оружия. В том числе очень хорошо работают турецкие беспилотники.
— Израильское оружие там есть?
— Нет, и это, видимо, связано с опасением, что Путин может осерчать на нас в Сирии. Кроме того, Украина на протяжении всей своей истории поддерживала антиизраильские резолюции, и особой теплоты между нашими странами не было.
— А чем воюет Россия?
— Идет старая техника, КАМАЗы, устаревшие танки, самолеты. Вот смотрите, можно судить по тому, как подготовлены боевые летчики. Для летчика самое главное — налет часов. Израильские летчики имеют около 400 часов налетов, американские - 200, европейские - 100 с лишним, а российские примерно 8-10. То есть можете понять уровень подготовки. Кроме того, Украину завалили "Стингерами", это переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для сбивания низколетящих целей — самолетов и вертолетов. И они с этим успешно справляются. Но сейчас доходят сообщения, что в сторону Киева со скрипом движется колонна бронетанковой техники. Они попытаются взять Киев рывком. Я думаю, что жертвы среди мирных жителей будут очень серьезными, но взять они Киев все равно не смогут.
— А зачем вообще нужно захватывать Киев?
— Вот был такой парень, Наполеон. Он захватил Москву, и что? И ничего. Теоретически они могут поставить свое правительство и объявить, что война с денацификацией закончена. Такой же вариант был задуман во время войны с Финляндией. Уже подготовили своего ручного коммуниста, который должен был возглавить правительство. Но все это провалилось в Финляндии, провалится и здесь. История — это такая штука, которая никого ничему не учит. В Украине самый главный ресурс — это люди. А в России этого нет. Этим все и объясняется.
— Прошла информация о том, что в Украину отправляют чеченских головорезов.
— Отряд чеченских головорезов хорош тогда, когда нужно запугать население, разогнать протестные группы — в общем, когда есть стабильная власть. Но это не военные. Поэтому часть этих головорезов просто сожгли, а остальные, увидев, что происходит, вернулись обратно.
— Если Путин будет понимать, что он проигрывает по всем фронтам, нет ли опасности, что он применит ядерное оружие?
— Это не так просто. Там три уровня защиты. Такой специальной "ядерной кнопки" не существует, это легенда. Путин сам ни на что не нажимает, запуск производит офицер. Но при этом все понимают, что в случае, если будет суд, прикрыться приказом не получится. Нюрнбергский процесс показал, что судить будут всех. Путин потерял все, но те, кто рядом с ним, еще всего не потеряли. Более того, есть и те, кто не готов подставляться под пожизненное заключение, есть такие, кто не готов рисковать капиталами и роскошной жизнью. Поэтому существует хорошая русская традиция — табакерка в висок, которая решает все проблемы.
— Есть еще платок, ледоруб.
— Да "Новичок", в конце концов, тоже есть. Много вариантов имеется. Путин долгое время служил "крышей" для прикормленных олигархов, защищая их интересы. А сейчас он никого не защищает, у них конфискуют капиталы, накладывают на них санкции, отдыхать посылают в тайгу, а не в Монте-Карло. И таким образом получается, что сейчас он им только мешает.
— Так что развитие событий может быть разное. Скажите, я правильно понимаю ситуацию: Путин создал на Донбассе анклав, очень напоминающий сектор Газа, в котором засели террористы, беспрерывно атакующие местных жителей. Украинская армия отвечает примерно так же, как отвечал бы ЦАХАЛ. И эта вялотекущая война длится уже восемь лет.
— Да, но сейчас, после вторжения в Украину, ситуация резко поменялась. Теперь удержать "вялотекущую войну" уже не получится. России придется уйти, и из Донбасса тоже. А что такое Лугандон без России? Я надеюсь, что дальше Зеленский справится.
— Теперь давайте перенесемся к проблемам, которые касаются нас напрямую. Когда бомбят Киев и Харьков, это видим не только мы, но и иранские аятоллы. Какой вывод они могут из этого сделать?
— Да, Иран остался на какое-то время вне поля зрения общественности. Но есть такие ребята, они называются "Мосад". Они следят за иранцами достаточно пристально. Ядерную бомбу иранцам сделать, в принципе, можно. Но что с ней потом делать? Положить в самолет, как это сделали американцы в свое время, — это нереально. Значит, нужна ракета, на которую сядет боеголовка. Эта сложная проблема, и не думаю, что Иран с ней в состоянии справиться. Кстати, отправить на Израиль ракеты Ирану тоже проблематично, потому что у нас одна из лучших в мире система ПВО. Кто действительно смотрит на все происходящее с интересом, так это Китай. Под шумок он может отхватить Тайвань. А единственное, что Иран может сделать, так это создать "грязную бомбу". То есть собрать радиоактивные отходы в бочку из-под солярки и взорвать ее и вызвать радиоактивное заражение местности. Но я доверяю нашему "Мосаду" и надеюсь, что они справятся с этой угрозой. Доверять американцам я бы не стал.
— А вот что касается американцев. Почему, как вы считаете, обострения психоза у Путина приходятся на время правления демократов? Крым и Грузия случились во время Обамы, вторжение в Украину — сейчас, когда в Белом доме Байден?
— Путин видел слабость американской администрации и европейских властей. Был бы сейчас серьезный президент в Америке, он бы мог ввести авианосно-ударное соединение в Черное море и объявить там бесполетную зону. Трамп отличался тем, что все знали, что он не просто говорит, а делает. И делает даже больше, чем от него ожидают.
— Когда Трамп сообщил, что ИГИЛ разбит, это было правдой?
— ИГИЛ как структура действительно был разбит. Но бандиты всегда остаются, от этого никуда не деться. Но, возвращаясь к Украине. Не надо забывать, что президент Байден напрямую завязан в конфликте через своего сына, который имел бизнес-интересы в этой стране. И когда Трамп, еще будучи президентом, обратился к руководству Украины с просьбой выдать информацию по Байдену-младшему, его в ответ гордо послали далеко и прямо. После этого неудивительно, что у Трампа отношение к украинским властям особенное. А что касается Байдена, то он, как кот Леопольд из мультика, призывает всех "жить дружно". Но сейчас, мне кажется, ориентиры украинских властей немного сместятся. Эта кровавая баня многому научит, причем всех.
Читайте также
— Российская риторика звучит так: мы освобождаем Украину от нацистов и спасаем Россию от наступления НАТО. Про нацистов мы уже поговорили, а что касается НАТО: это еще одна фобия Путина или эта организация действительно представляет стратегическую опасность для России?
— Что касается "нацистов", это патология. Путин считает, что русские и украинцы — один народ. И не может вынести мысль о том, что этот народ может выйти на улицу и свергнуть президента, как это было в 2014 году. Поэтому он готов уничтожить всех, чтобы даже мысли такой не возникало. А что касается НАТО, то у берегов Греции стоит авианосец НАТО, который при желании мог бы ударить по Москве. Необязательно подходить к границам России. Самое смешное, что Путин создал из НАТО реальную организацию. До этого это было что-то аморфное. Обычная бюрократическая структура. А теперь благодаря его агрессивности НАТО превращается в боевую организацию. Долгое время НАТО была идеологической базой для внутреннего пользования, никакой угрозы эта организация не представляет. Даже по своему уставу она не может нападать, она создана для защиты. А это принципиальная разница. Но для внутреннего пользования сойдет и так.
— Израилю стоит опасаться обострения ситуации в связи с войной на Украине?
— Израилю нужно заниматься своими проблемами: арабским террором, бедуинами, иранской ядерной программой. Украине стоит помочь, но делать это нужно без громких слов.
— Как вы думаете, чем закончится эта война?
— Абсолютно точно могу утверждать, что она закончится поражением России. А вот как и когда - этого я не знаю.
— А ядерной войны нам стоит опасаться?
— Думаю, что нет.