На минувшей неделе в заголовках израильских газет, разумеется, превалировали новости о войне в Украине, и за ними осталась практически незамеченной наша собственная, израильская позиционная война, которая бушевала на экономическом поле. В этих боях министр финансов осуществил ряд маневров, которые в мирные дни вряд ли прошли бы вне общественного внимания.
Сражения велись на четырех фронтах, причем все четыре были связаны между собой. Поражение на любом из них могло вызвать эффект домино - все рухнуло бы и на остальных.
• Первый фронт - оказание помощи предпринимателям.
• Второй - пенсии военных.
• Третий - против дороговизны жизни.
• Четвертый - баталии вокруг минимальной зарплаты и пакетной сделки между правительством, работодателями и профсоюзами.
Министр финансов Авигдор Либерман одержал победы на всех четырех фронтах. И этим проложил дорогу к утверждению государственного бюджета на 2023-2024 годы, что в свою очередь является основной гарантией дальнейшего существования нынешнего правительства.
Однако путь к победе был перекопан траншеями, в которых окопались противники, и утыкан минами, нейтрализация которых требовала умения и терпения от опытного полководца.
Первая мина подстерегала министра финансов в бою за изменение порядка оказания помощи предпринимателям. Между прочим, о своем решении данного вопроса Либерман сообщил не под фанфары, собрав специальную пресс-конференцию, а на заседании парламентской фракции своей партии "Наш дом Израиль".
Министр финансов пообещал, что ко времени подачи отчетов об НДС новый порядок будет опубликован. Но для именно такого времени обнародования была еще одна причина: в тот же вечер проходило голосование по вопросу воинских пенсий - любимом детище министра обороны Бени Ганца. Без поддержки депутата Кнессета Аюба Кара, который особо настаивал на выплате компенсации предпринимателям, закон о пенсиях военным не прошел бы. Кара получил желаемое, и, несмотря на критику, новый порядок оказания помощи можно было рассматривать как достижение для предпринимателей. Этот закон был разработан при участии Ярона Гинди, возглавляющего Национальное бюро налоговых консультантов, через голову бюджетного департамента и Налогового управления Минфина, которые ему противились, утверждая, что, поскольку локдаун не вводился, не должно быть никаких компенсаций за него. Но Авигдор Либерман решил иначе. Предприниматели получат компенсацию в сумме до 600 тысяч шекелей - так, как это было после операции "Нерушимая скала", и это на покрытие всех расходов, включая муниципальный налог и выплату работникам.
Проекту министра финансов суждено претерпеть изменения еще до поступления на утверждение в финансовую комиссию Кнессета, которая тоже внесет свои поправки. Размер компенсации будет уменьшен с 35% потери доходов до 30%, а, может, и ниже того. Максимальный оборот сделок, подлежащий компенсации, будет понят с 60 миллионов шекелей в год до 100 миллионов. Таков будет результат, хотя неизвестно, окончательный ли. Если вирус в том или ином обличии вернется вновь - это спутает все карты.
Еще один шаг, который был осуществлен в рамках кампании, которую ведет министерство финансов - это утверждение Кнессетом в первом чтении так называемой пакетной сделки и в первую очередь содержащегося в ней параграфа о повышении минимальной заработной платы.
Первоначально утверждение должно было произойти еще неделю назад, но голосование задержалось из-за "обид" Бени Ганца. Пакетная сделка поступит на обсуждение комиссии Кнессета по труду и социальному обеспечению под председательством депутата Кнессета Эфрат Рейтон. И хотя Либерман сказал, что изменения в условия сделки могут быть внесены только с согласия всех сторон, следует ожидать, что какие-либо поправки от комиссии придется сделать. Так, Рейтон уже заявила, что размер минимальной зарплаты будет увеличен. Изменений потребует и генеральный секретарь Гистадрута Арнон Бар-Давид, точку зрения которого разделяет президент Объединения промышленников Дуби Амитай. Выступая недавно перед членами рабочих комитетов на севере страны, Бар-Давид высказал мнение, что, поскольку условия в израильском экономическом секторе изменились, это влечет за собой необходимость вносить перемены и в пакетную сделку.
Еще одна проблема, которая была снята с повестки дня, - это вопрос о подорожании жизни. Война дает прекрасный повод для повышения цен. В какой-то момент произошло повышение стоимости горючего на 34 агоры за литр, и стоимость литра бензина достигла максимума в 7,05 шекелей. Несмотря на ожидания, министерство финансов не проявило готовности раскошелиться и уменьшить подорожание. В деловом секторе ожидали, что даже если Либерман не уменьшит акцизный налог, он, по крайней мере, не использует подорожание, чтобы увеличить налог на добавочную стоимость. В Федерации торговых палат посчитали, что автоматическое прикрепление НДС к цене влечет за собой повышение налога на 5 агорот за литр, и при потреблении 4,34 миллиарда литров в год речь идет об увеличении доходов государства на 220 миллионов шекелей.
Так почему же министерство финансов не отказалось от этой надбавки, чтобы умерить подорожание жизни? Министр финансов разъяснил: "Эта война будет, вне всякого сомнения, иметь экономические последствия для всего мира. Мы станем свидетелями повышения цен на нефть и на разные нефтепродукты, а также значительных колебаний на биржах. Я слышу много призывов принимать срочные меры. Господа, спокойнее, не торопитесь! Нужно немного выждать, посмотреть, как сложится ситуация. Потому что предпринимать на этом этапе какие-то шаги, это все равно, что устраивать побелку стен во время землетрясения". Либерман в принципе прав, но с другой стороны, если происходит землетрясение, недопустимо использовать развалины для увеличения доходов от НДС.
Читайте также
Дороговизна жизни - это не только бензин и повышение трат на заправке. В ближайшее время производители продуктов питания намерены повысить цены на ряд товаров вследствие войны и резкого подорожания импорта.
Что же предпринимает министерство финансов? На днях оно добилось утверждения в Кнессете мер по снижению пошлин на ряд импортируемых продуктов питания. Кроме того, экономическая комиссия Кнессета утвердила предложение об увеличение квот на импорт яиц. Заметим при этом, что председатель данной комиссии Михаэль Битон вовсе не склонен утверждать все, что попало. Но кроме этих шагов и увеличения льготных налоговых единиц для работающих родителей, у министерства финансов вроде бы нет действенных шагов в этом плане.
В заключение можно сказать, что для министра финансов Авигдора Либермана это была неделя, на которой ему удалось обезвредить целый ряд экономических мин, угрожавших подорвать целостность коалиции. Это проложило путь к утверждению бюджета на 2023-2024 годы, что в свою очередь в значительной мере гарантирует осуществление ротации и заветной мечты Яира Лапида - "взойти на трон" премьер-министра Израиля.
Источник - Маарив
Использовано стоковое изображение от Depositphotos