"Почему вас пугает слово "равенство"?", - вопрошала в 2017 году нынешняя министр абсорбции, представительница эфиопской общины, Пнина Тамено-Шете. Она была права тогда, и она права сегодня. В демократической стране не может быть неравенства между гражданами. И тем не менее…
10 февраля 2022 года вступило в силу решение министерской комиссии по алие и абсорбции под номером 1103. Это было решение правительства о выделении средств в качестве "подарка" на приобретение жилья только выходцам из Эфиопии, проживающим в центрах абсорбции. Пара без детей получит 235 тысяч шекелей, пенсионер-одиночка - 90 тысяч, семья с одним ребенком - 390 тысяч. Максимальная сумма подарка - 650 тысяч. В документе указывалось, что срок действия помощи - до 2031 года.
В министерскую комиссию по алие и абсорбции входят десять министров, двое из которых русскоязычных (министр строительства Зеэв Элькин и министр туризма Константин Развозов) и министр сельского хозяйства Одед Форер от партии НДИ.
Уместно спросить: почему никто из них при голосовании не удосужился вспомнить проблемы других групп репатриантов? Почему помощь оказывается не по социально-экономическим критериям, а исключительно по стране исхода? Это ли не дискриминация?
Стоит упомянуть, что столь значительную помощь эфиопская община никогда бы не получила без финансирования Минфина, во главе которого стоит еще один ведущий представитель "русской" алии - Авигдор Либерман.
Мне могут возразить, что без этой помощи они не смогут купить жилье и навсегда останутся в центрах абсорбции. Но проблема в том, что они уже получили то, о чем другие группы репатриантов и мечтать не могут.
Репатрианты из Эфиопии получают ипотечную ссуду на сумму до 600 тысяч шекелей ( возврат в течение первых 10 лет без процентов, а затем с годовой процентной ставкой в 2%). Их собственный капитал должен составлять всего 5%, а не 25%, как для остальных граждан, включая новоприбывших из других стран. Но и этого оказалось, как мы видим, недостаточно, с точки зрения наших политиков. Теперь, в добавление к уже имеющимся благам, они получают дополнительные подарки от государства.
В последнее время мы все чаще слышим призывы к изменению Закона о возвращении. Любопытно, что в случае таких изменений пострадают репатрианты практически из всех стран, и прежде всего, выходцы из бывшего СССР, поскольку внуки евреев не смогут приехать в Израиль. Но все эти изменения никак не повлияют на репатриацию из Эфиопии: ведь они репатриируются не по закону о возвращении, а в соответствии с решениями правительства.
Читайте также
Несколько недель тому назад БАГАЦ заморозил такое решение о репатриации трех тысяч выходцев из Эфиопии. Причиной тому стал иск со стороны ряда организаций, утверждавших, что все эти люди не имеют никакого отношения к еврейству. В списках людей, имеющих право на репатриацию, которые были составлены еще в 1999 году, они не фигурируют. Существенно, что среди подателей иска есть организация выходцев из Эфиопии.
Благодаря усилиям министра абсорбции за благополучие эфиопской общины можно не волноваться: они без проблем смогут приобрести себе квартиру. Это несомненно заслуживает всяческих похвал.
Но остается вопрос: почему одни получают все, а другие - ничего? Не является ли это явной и неприкрытой дискриминацией? Неужели репатрианты из других стран намного богаче выходцев из Эфиопии?
Решение, кому следует оказывать помощь и какой она должна быть, должно приниматься исключительно на основании социо-экономических критериев. Социальная поддержка слабых слоев населения должна оставаться вне политики! Когда представители правительстве перемен заявляют, что у государства нет средств в решении жилищной проблемы, я им не верю. Решения, принимаемые ими, говорят об обратном. У вас есть деньги, господа! Вопрос в том, по каким критериям вы их распределяете.
Нам нужен министр абсорбции, который будет заботиться в равной степени обо всех репатриантов, а не только о представителях своей общины. Будучи категорически против любой дискриминации, я обратился с письмом к премьер-министру Нафтали Беннету с требованием уволить Пнину Тамено-Шете.
Что же касается русскоязычных министров и депутатов, я вновь призываю их проснуться наконец и начать отстаивать интересы тех, кого они представляют в Кнессете и правительстве. Ваши выступления в русскоязычных СМИ - не более чем пиар. Я хочу видеть, чтобы вы защищали нашу общину с той же решимостью и настойчивостью, с какой Пнина Тамено-Шете защищает интересы выходцев из Эфиопии.