Угроза коалиционных партий свергнуть правительство, если они не добьются решения того или иного вопроса в свою пользу, является такой же частью политической игры Израиля, как и сам Кнессет, пишет журналист "The Jerusalem Post" Херб Кейнон.
Это происходит в каждой коалиции, и еще чаще это происходит в "узких" коалициях, таких как нынешняя, где каждая партия имеет огромное влияние. Поэтому никому не следует слишком волноваться из-за угроз партий РААМ и МЕРЕЦ спровоцировать кризис коалиции - и даже вызвать новые выборы - из-за министра внутренних дел Айелет Шакед ("Ямина"). Все это в порядке вещей. Угроза РААМ возникла на фоне разногласий партии с Шакед по поводу Закона об электроснабжении, когда арабская сторона обвиняет Шакед в попытке не допустить участия бедуинов Негева в плане подключения незаконно построенных домов к электросети страны. МЕРЕЦ пригрозил кризисом коалиции, если Шакед попытается вернуть в Кнессет пересмотренную версию спорного Закона о гражданстве, который не позволяет палестинцам получить гражданство, чтобы жить со своими супругами из числа израильских арабов внутри Израиля.
Законопроект был отклонен в июле, когда оппозиционные партии проголосовали против него. Однако, прежде чем реагировать на эти угрозы, обеим сторонам - фактически, всем партнерам по коалиции - следует ознакомиться с опросом "Panels Research", проведенным 16 декабря для средств массовой информации "The Jerusalem Post Group". Этот опрос показал, что, если сегодня состоятся новые выборы и лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу останется лидером "Ликуда", ни коалиция, ни оппозиция не смогут сформировать правительство. Другими словами, если стороны снова рискнут, политический затор, который привел к четырем выборам без победителя за два года, возникнет снова. Прошло девять месяцев с последних выборов (и шесть месяцев с момента формирования нового правительства), и в политическом плане ничего существенно не изменилось.
Согласно опросу, были небольшие подвижки внутри правых и левых блоков, но не между двумя блоками. Так что, если МЕРЕЦ и РААМ свергнут правительство в надежде, что это изменит ситуацию в их пользу, они, скорее всего, будут разочарованы. Позиция блоков не изменилась: коалиция получит 57 мест, четыре еврейские оппозиционные партии - 56, а "Объединенный арабский список" - семь. И снова не будет явного победителя; в очередной раз выборы заведут в политический тупик. Баланс между блоками не изменится, и есть большая вероятность, что эти выборы породят еще одни - что страна не может себе позволить.
Интересно, что из восьми партий, входящих в коалицию, по данным этого опроса, три немного улучшили бы свое положение - "Еш Атид" получит два места, а "Бело-голубые" и РААМ - по одному. "Авода" сохранит свое положение, а четыре партии коалиции потеряют позиции. Партия "Новая надежда" Гидеона Саара не преодолеет избирательный барьер и потеряет все свои шесть мест, в то время как МЕРЕЦ, НДИ и "Ямина" потеряют по одному месту из того, что они выиграли в прошлый раз. Если НДИ и МЕРЕЦ утрата места явно обескураживает, то у "Ямины" это должно вызывать особую озабоченность, потому что она теряет места, даже когда ее лидер управляет страной.
Если "Ямина" не может привлечь избирателей, когда она контролирует офис премьер-министра, то ее шансы на то, что ей когда-либо снова удастся сделать это, очень малы. Что, должно быть, больше всего расстраивает премьер-министра Нафтали Беннета, так это то, что он не смог добиться поддержки и теряет позиции по сравнению с результатами последних выборов, хотя его первые шесть месяцев были чем угодно, только не провалом. Новое правительство, которое он возглавляет, отвлекло дискуссии в стране от постоянного обсуждения ситуации с Нетаниягу; оно продемонстрировало, что партии с идеологическими разногласиями могут сотрудничать на общее благо; оно приняло бюджет; оно ведет переговоры с американцами из-за Ирана; оно соблюдает "Соглашения Авраама"; и оно, как и большинство других стран, справилось с проблемами, вызванными коронавирусом.
Читайте также
Несмотря на мрачные предсказания "Ликуда" о том, что все пойдет ко дну, если Нетаниягу не будет у власти, государственный корабль продолжает плыть. И пассажиры корабля не чувствуют такой большой разницы в результате перемен у руля. Для левоцентристов Беннет был полезен для свержения Нетаниягу. И даже если они могут рассматривать его как неплохого парня, они не согласны с ним, когда дело доходит до вопросов о палестинцах и поселениях. И не собираются голосовать за него. Для правых, естественной базы Беннета, его готовность порвать с правым лагерем и сформировать правительство с Яиром Лапидом из "Еш Атид" и Мансуром Аббасом из РААМ - непростительный грех. Конечно, он не бросается очертя голову - и вообще не бросается - создавать палестинское государство и "продавать" поселения. Но нарушение его предвыборных обещаний не формировать правительство с Лапидом и его объединение с арабской партией — это вероломство, которого они не простили, и, как показывают опросы, не забудут. Сформировав правительство с Лапидом, Аббасом, "Аводой" и МЕРЕЦом в июне, Беннет сделал ставку на то, что он так потрясающе выполнит свою работу на посту премьер-министра, что сможет восстановить доверие у своей естественной базы и даже расширить ее. Но последний опрос показывает, что, по крайней мере, пока эта авантюра не окупается с политической точки зрения.