Включение в списки жертв политических репрессий лиц, которые были причастны к деятельности нацистов, является ошибкой в базе данных международной общественной организации "Мемориал" (признана в РФ НКО-иноагентом), сообщили в ее правлении, пишет "Интерфакс".
В пресс-службе организации отметили, что в базе "Мемориала" были обнаружены три человека, осужденных за коллаборационизм и причастность к убийствам евреев на оккупированных территориях в годы войны. По данным организации, эти фамилии были заблокированы в базе три месяца назад, сразу после получения информации об их несоответствии критериям, принятым составителями. Там пояснили, что в этой базе данных содержится более 3 млн имен, и в ней есть ошибки и недочеты. В организации отметили, что эти ошибки стараются выявлять и исправлять.
Вопрос об этой ошибке был затронут на встрече президента РФ с СПЧ 9 декабря в связи с делом о ликвидации "Мемориала". Путин в ходе заседания сообщил, что "Мемориал" должен следовать своим идеалам гуманизма и не включать в список жертв репрессий лиц, которые были причастны к убийствам. Глава государства уточнил, что в списках тех, кто причисляется "Мемориалом" к жертвам советских политических репрессий, есть люди, которые служили при немцах в полиции, арестовывали и конвоировали еврейских узников к местам казни, были участниками убийств евреев, и отметил, что эти сведения сделал достоянием гласности израильский историк Арон Шнеер.
Реагируя на слова Путина, оппозиционный журналист Сергей Пархоменко 10 декабря написал на своей странице в "Фейсбуке" пост, в котором обвинил Шнеера в том, что выбранная им форма публикации информации в виде эмоционального поста в "Фейсбуке" привела к тому, что из нее "получился инструмент, немедленно взятый на вооружение теми, кому важно уничтожить "Мемориал" любой ценой". Позже он писал, что у Шнеера "было более чем достаточно времени, чтобы многократно прокомментировать свое нелепое заявление и смягчить ущерб, который оно нанесло… Он мог исправить ситуацию - но не исправил. В частности, до сих пор не ответил на прямой запрос "Мемориала" с просьбой поделиться документами о трех "пособниках", к которым он имел доступ, в отличие от "Мемориала", который его не имел".
Сам Шнеер заявил в ответ, что упоминание его имени в СМИ стало для него полной неожиданностью. "Мне абсолютно не нужна "геростратова слава". И жаль, что моя реплика о пособниках нацистов стала одним из триггеров, возможно, даже спусковым крючком к делу о закрытии "Мемориала"", - писал он, одновременно указывая, что работа "Мемориала" и его подходы к увековечению нуждаются в коренной перестройке и тщательной проверке лиц, чьи имена увековечиваются по образцу сбора данных о жертвах Холокоста в Яд Вашем. Причем, по мнению Шнеера самую сомнительную категорию людей, осужденных в качестве коллаборационистов, можно проверить достаточно быстро, максимум в течение нескольких лет.
Он также заявил, что все данные о коллаборационистах, приводимые им, взяты из находящихся в свободном доступе материалов ЧГК, копии которых имеются в архиве Яд Вашем.
Читайте также
В ответ на пост Шнеера Пархоменко заявил: "Даже если ему "не нужна геростратова слава", она у него неизбежно будет. Она у него уже есть. И от г-на Шнейера (так у автора) потребуется очень много усилий, чтобы от нее избавиться. Одного только заявления: "Однако и сегодня считаю работу "Мемориала" важной и необходимой в деле восстановления исторической правды и памяти невинно осужденных в годы репрессий", сделанного в фейсбучном посте, адресованном мне, - будет недостаточно".
Заканчивая заочную полемику с Пархоменко, Шнеер назвал его "сворой" и забанил.