На протяжении многих лет тренировочная база десантников пользовалась в армии доброй славой. Считалось, что тут для солдат созданы максимально комфортабельные условия. Однако, как утверждают родители десантников, за красивым фасадом скрывается совсем иная картина.
По их словам, в столовой на базе отсутствуют элементарные гигиенические условия. Пищу, перед тем как ее подают на стол, успевают поклевать птицы. Командование базы в курсе этой проблемы, однако никаких мер для ее решения до сих пор не принято.
Кроме того, родители утверждают, что бойцов и штабных служащих кормят по-разному - как с точки зрения качества, так и количества получаемой еды. На привилегированном положении находятся и военнослужащие, выполняющие хозяйственные работы. Представители армии утверждают, что это не соответствует истине, так как пищу на базе десантников готовят для всех на одной кухне.
Солдаты, как показал внутренний опрос, оценивают питание на базе в три балла из пяти возможных. Один из десантников отметил, что в столовой для бойцов еда иногда заканчивается раньше, чем все успели поесть, и в первую очередь это относится к пище, содержащей белок. В таких случаях солдаты остаются голодными. Вместе с тем, по словам военнослужащих, когда в течение нескольких недель на базе проходила конференция сухопутных войск, еда на базе была обильнее и качественнее.
Из-за недостаточного питания бойцы вынуждены выходить на задания, не поев досыта. Командиры говорят, что они в курсе дела, однако никаких действий для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию, они не предприняли.
Армия сообщила комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, что в распорядке дня военнослужащих установлено дополнительное время для приема пищи: в 10 часов утра, в 4 часа дня и в случае необходимости - ночью. Однако, по словам десантников, на практике это расписание не соблюдается. Максимум, что им дают, - это хлеб с вареньем, арахисовым маслом или шоколадной пастой. Такие продукты, как сыры, финики, орехи, йогурты и фрукты, во время дополнительных приемов пищи военнослужащие не получают. В результате оставшиеся голодными десантники вынуждены сами покупать себе еду в кафетерии.
В течение последних недель сайт Walla неоднократно сообщал о плачевном положении кухонь и столовых на различных армейских базах. Военнослужащие дивизии "Иудея и Самария" жаловались на ужасающие санитарные условия на их базе, солдаты, проходящие службу в Южном военном округе, также сообщали об антисанитарии и нехватке пищи, заставляющей их тратить собственные деньги на еду. Солдаты, служащие в районе Дженина, заявили, что условия на их базе "непригодны для жизни людей".
Армейская пресс-служба в ответ заявила: "На тренировочной базе десантников во всех столовых подается одна и та же пища, которая готовится на одной и той же кухне. В результате внезапной проверки, проведенной Генштабом, питание на этой базе заняло первое место. Столовая проветривается, и это приводит к тому, что туда иногда залетают птицы. Эта проблема решается в настоящее время. Вследствие жалоб военнослужащих будет проведена дополнительная проверка".
Тем не менее результаты опроса, проведенного недавно Институтом демократии, должны всерьез встревожить армейское командование. Они свидетельствуют об изменении имиджа армии в израильском обществе, предупреждает обозреватель "Хаарец" Амос Харэль. И трудно отрешиться от мысли, пишет он, что ухудшению ситуации в этой области способствовали недавние решения начальника Генерального штаба Авива Кохави.
Месяц назад общественную бурю вызвало намерение Кохави еще до увольнения в запас опубликовать сборник собственных размышлений о руководстве армией (тем временем он отказался этой мысли). На днях газета "Исраэль ха-йом" сообщила, что Кохави намерен присвоить звание бригадного генерала приближенной к нему военнослужащей, начальнице отдела по изучению поведенческих моделей Хадас Минка-Бренер, а также повысить в званиях других своих приближенных.
А 22 ноября Кохави принял решение продвинуть по службе командира батальона, отстраненного от должности и признанного виновным в гибели военнослужащего во время учений в Нахаль Хилазон. И ранее в ходе структурных изменений в Генштабе Кохави с легкостью раздавал генеральские звания, не задумываясь о бюджетных последствиях этих решений.
Каждый из этих инцидентов по отдельности выглядит незначительным - особенно по сравнению с теми масштабными реформами, которые планирует провести начальник Генштаба. В течение последних недель под его руководством проходит серия учений, призванных повысить готовность армии к вероятной войне.
Однако все вместе упомянутые выше инциденты набирают критическую массу. Общество ощущает невыносимый диссонанс между непомерной расточительностью армии во всем, что связано с материальным обеспечением высших офицеров, и демонстративным равнодушием к условиям службы простых солдат. Проблема заключается в общем отношении к делу, которое все более и более кажется наплевательским, особенно в том, что связано с подвозками и питанием солдат. В последние годы в армии что-то испортилось в этой области, и это только усугубилось за время эпидемии коронавируса. С начальниками Генштаба такие вещи происходят не впервые. В то время как они заняты планированием высокотехнологичных войн будущего, внизу все начинает скрипеть.
В первые дни пребывания в должности Кохави пользовался широкой общественной поддержкой. Однако на правом фланге эта поддержка очень скоро превратилась в медвежьи объятия. Правые были рады избавиться от предшественника Кохави, Гади Айзенкота, во многом - вследствие твердой позиции, занятой им по делу Эльора Азарии.
Кохави в свою очередь воздерживался от любых высказываний на этические темы. Он не вымолвил ни слова во время спора по поводу правил открытия огня в Иудее и Самарии и намеренно затянул решение вопроса об обучении женщин дополнительным армейским профессиям. Это ему не слишком помогло. После того как Биньямин Нетаниягу покинул пост премьер-министра, поддержка Кохави правым лагерем иссякла. К этому добавились надуманные обвинения в связывании рук нашим солдатам, которые стали раздаваться после гибели снайпера Барэля Шмуэли на границе с сектором Газа.
Читайте также
Вместо того чтобы спорить со своим отражением в зеркале, армии стоит всерьез задуматься о происходящем, полагает Амос Харэль. Данные опросов и жалобы военнослужащих - по-настоящему тревожный знак. Для того чтобы родители продолжили посылать своих детей в боевые части, а налогоплательщики продолжили финансировать гигантский военный бюджет, армия и ее руководство должны пользоваться широким общественным доверием.
Любая гражданка должна знать, что командиры принимают решения взвешенно и осторожно, задумываясь о своих солдатах и избегая лишних трат. ЦАХАЛ должен обеспечить максимально возможную прозрачность и отказаться от избитых приемов саморекламы. Стоящие перед армией проблемы невозможно решить с помощью стратегических советников, которые еще немного подгримируют глубокие царапины. Проблему не решить с помощью высокомерных ответов критикам. Сегодня многие родители видят себя держателями акций армии и справедливо требуют от нее отчета за все допущенные ею промахи.