Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Не перепутать нос с мизинцем

На Израиль давят не только для того, чтобы заставить его уйти со своей земли. Гораздо важней вынудить его сделать это по собственной инициативе.

24.11.2021
Источник:mnenia.zahav.ru
Саммит ЛАГ. Фото: Getty Images / Jordan Pix

Обычно виноват тот, кто прав, но не вовремя.
Законы Зазеркалья


Мир соткан из... бессмыслицы. И в этом его главный смысл. Потому что, как говаривал, Льюис Кэрролл (он же Чарльз Лютвидж Доджсон) даже железную логику можно легко превратить в чистейшей воды ерунду. Именно он, признанный сказочник и фантазер, подарил нам "поэзию бессмыслицы". Помните шараду с парикмахером? Сначала Кэрролл- Доджсон допустил, что мастера в парикмахерской нет. Зачем же тогда туда идти? А если он все-таки есть? Какой из вариантов наиболее правдоподобен? Оба. На основании чего? Тут он брал лист бумаги и выводил аксиому: из предположения, что парикмахера нет, следует совершенно противоположное, то бишь он сейчас как раз на месте.

По этому же принципу строится и дипломатия. Иногда вообще кажется, что главная ее цель не поиск компромисса, а состязание в абсурде. Посудите сами. Когда ситуация на польско-белорусской границе накалилась до предела, угрожая серьезной вооруженной эскалацией, Совет безопасности ООН в экстренном порядке обсуждал более насущный вопрос: что делать с "зарвавшимся Израилем"? Инициатором выступил ряд европейских стран во главе с Францией, которым не понравилось израильское решение объявить террористическими дочерние организации так называемого "Народного фронта освобождения Палестины". Того самого, на счету которого десятки кровавых терактов, включая угоны самолетов и захват заложников. И того самого, с которым французские спецслужбы почти полвека назад заключили негласное соглашение о взаимном нейтралитете, как завуалировано назывались двусторонние контакты. Об этом старом скелете в Елисейском шкафу поведал миру бывший главный контрразведчик страны Ив Бонне. Вызвав нескрываемое раздражение не только в Париже.

Психологи утверждают, что если взять человека за мизинец во сне, то он ответит на все вопросы. Правда, умалчивают, какими будут эти ответы - честными, уклончивыми или и вовсе лживыми. Хотя в любом случае это лучше, чем аморальное молчание. А ведь было бы неплохо поинтересоваться, допустим, у того же министра иностранных дел Ирландии Саймона Ковени, почему в числе инициаторов наряду с Францией оказалась и его страна? Не потому ли, что, как минимум, две террористические структуры из израильского черного списка - "Аль-Хак" и "Адамер" - не первый год финансируется и Дублином, отравляя его и без того напряженные отношения с Иерусалимом? Явно не случайно, надо полагать, оказалась в столь сомнительной компании и Эстония, одной из первых объявившая восемьдесят лет назад "юденфрай", то бишь территорию, свободную от евреев. А вот как попала туда Албания, спасшая практически всех своих граждан Моисеева закона, ума не приложу. Не иначе как бес попутал. В лице Евросоюза. И тут уж даже психологи бессильны.

Зато Ахмеда Абуль Гейта и за мизинец держать не надо. У него что на уме, то и на языке. Недавно генсек Лиги арабских государств чуть ли не в ультимативной форме потребовал у Британии публичных извинений за Декларацию Бальфура, которая, по его словам, привела к "более чем столетним страданиям палестинцев". Осталось лишь прислать счет за причиненный моральный и материальный ущерб. Но больше всего умилил его призыв "признать независимость Палестины в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме". Только что, спрашивается, мешало ЛАГ сделать это до Шестидневной войны, когда на этих самых "оккупированных территориях" хозяйничали египтяне и иорданцы? Впрочем, этот вопрос настолько банален, что его и задавать бессмысленно. Это даже не абсурд, а гораздо хуже. Это традиция.

На сей раз Великобритания ответила достойно, включив ХАМАС в список террористических организаций. Но это ничего, по сути, не меняет. Ведь где дипломатия, там и ложь. Особенно в историческом ракурсе. С чего вдруг такие страсти вокруг Декларации Бальфура, само название которой стало чуть ли не нарицательным? Ведь это всего лишь письмо, пусть даже и официальное, отправленное 2 ноября 1917 года британским министром иностранных дел Артуром Бальфуром лорду Уолтеру Ротшильду, в котором Лондон подтверждает свою приверженность идее создания в Палестине "национального очага для еврейского народа". В феврале 1918 года эту идею поддержала Франция, в мае - Италия, а в августе - Соединенные Штаты. 24 апреля 1920 года бальфурская декларация была принята на конференции в Сан-Ремо, и два года спустя легла в основу британского мандата, утвержденного Лигой Наций. А дальше происходит самое интересное. Созданная после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций обязалась оставить в силе все узаконенные ранее мандаты. Особо выделив в своем уставе специальную восьмидесятую статью, отменить которую не в праве даже генассамблея ООН. Что, кстати, отражено и в документах расквартированного в Гааге International Court of Justice.

В связи с этим напрашивается вполне закономерный вопрос: как же быть тогда с международным правом, в нарушении которого постоянно обвиняют Израиль? Вы ждете однозначного ответа? Напрасно. Правила устанавливают люди. Они же их и меняют. И что в сухом остатке? Одни превращают демагогию в дипломатию, а другие - дипломатию в демагогию. Но не так страшны мифотворческие диверсии, как их толкуют. Это просто такой своеобразный садистский трюк: держать за мизинец, но водить за нос. На Израиль давят не только для того, чтобы заставить его уйти со своей земли. Гораздо важней вынудить его сделать это по собственной инициативе. Иными словами, добровольно совершить политическое харакири. А заодно и замести следы. Ведь принимая решение о разделе Палестины на два государства - арабское и еврейское, генассамблея ООН грубо нарушила свой же устав (точнее - ту самую его 80-ю статью). Полагая, очевидно, что проблема вскоре исчезнет сама собой. Вместе с еврейским государством. Но в итоге стала заложницей своей же недальновидности.

И это, что ни говори, похлеще шарады с парикмахером. Тут все гораздо серьезней. Как в жизни, где абсурд и реальность переплелись настолько, что превратились в нечто абсурдно реальное. Наподобие борьбы за энергоносители, где ирония и цинизм идут бок о бок. Помните? Пока Европа искала альтернативу российскому газу, российский газ нашел альтернативу Европе. У каждого свой потолок. Но если кто и может позволить себе изгаляться, то только не арабы. Потому что решения Лиги Наций для них обязательны. Прежде всего, в силу того, что любое, пусть даже завуалированное непризнание мандата на Оттоманскую Палестину автоматически влечет за собой потерю базовых основ государственности целого ряда стран, начиная от Ирака с Сирией и заканчивая Иорданией с Саудовской Аравией. Поэтому при приеме в ООН все они обязались их неукоснительно выполнять. В противном случае просто остались бы за ее бортом.

Как же тогда понимать странный демарш Ахмеда Гейта? Исходить, скорее всего, следует из того, что он предназначался исключительно для внутреннего пользования. Стало быть, и воспринимать его надо как типичный жест отчаяния. Лига и раньше не отличалась единством и сплоченностью, а теперь и вовсе пошла в разнос. И если еще вчера могла предложить Израилю в качестве инвестиций разве что миллионов эдак десять арабов, то сегодня уже сама ищет машиниста со своим тепловозом и рельсами. А "лаговцы" тем временем все откровенней и пристальней поглядывают в сторону Иерусалима. Разве мог кто-то вообще представить, что Израиль будет демонстрировать свои новейшие военные разработки на ежегодном авиасалоне Dubai Air Show, начнет тесно сотрудничать с Арабскими Эмиратами в космосе и даже собирается наладить совместное производство беспилотных кораблей? И это, похоже, только начало. А заодно и громадный стимул для соседей.

Процесс, который, пожалуй, уже вряд ли остановить, быстро пошел по нарастающей. Вызывая зависть и удивление одних и нескрываемую ярость других. Трудно даже вообразить, что Марокко, к примеру, приобретает "Железный купол". И надо видеть с каким нетерпением ждут в Рабате министра обороны Бенни Ганца, куда он отправляется, чтобы подписать контракт. Но это лишь вершина айсберга. Королевство также кровно заинтересовано в производстве израильских беспилотников и барражирующих боеприпасов. Особенно на фоне резко усилившейся напряженности с соседним Алжиром, который не признает марокканский контроль над Западной Сахарой. Не признает его и ООН. Тем не менее, благодаря усилиям короля Мухаммеда VI здесь введена в эксплуатацию крупнейшая в мире солнечная электростанция. А поскольку Израиль - признанный лидер в освоении альтернативных источников энергии, то в Марокко не без основания рассчитывают на его опыт и взаимовыгодное партнерство. Что в конечном счете может реально снизить потребление углеводородов. Ведь не стоит забывать, что территория Сахары, охватывающая почти дюжину государств, сравнима по площади с бразильской.

Но еще большей сенсацией стал неожиданный визит в Израиль сына маршала Халифы Хафтара, которого не без оснований прочат в президенты Ливии. Как бы ни закончились декабрьские выборы, он при любом раскладе останется ключевой политической фигурой. Его программа создания широкой коалиции "национального единства и примирения" - находит широкий отклик. Поскольку это единственный способ спасти страну, раздираемую десятилетней гражданской войной. Да и сама кандидатура маршала устраивает основных мировых игроков, за исключением разве что Турции. У Хафтара американское гражданство, что на руку Вашингтону. Вместе с тем, он выпускник академии имени Фрунзе и неплохо говорит по-русски, что сближает его с Москвой. Да еще при этом не устает восхищаться успехами Израиля, постоянно ставя его в пример.

Не исключено, что Ливия станет следующей, кто присоединится к "Авраамовым соглашениям". О чем и сигнализируют переговоры, которые провел по поручению отца Саддам Хафтар.

История, увы, не щедра на дубли. Политическую культуру на Востоке формирует местный политический ландшафт. Поэтому арабская Лига и столь неоднородна. Тут никогда не упустят последний шанс. Поскольку уверены, что будут и другие шансы, которые тоже можно упустить. И над тем, что осознали в Ливии, в Йемене или Ливане пока даже не задумываются. Хотя и кричат во всю мочь "SOS!". Ливанский посол в Париже Рами Адван призвал бывших еврейских соотечественников вернуться на родину и помочь стране выбраться из экономического коллапса, в который она сама себя загнала. Но при этом обозначил красную черту, отделяющую "патриотов" от "сионистов". Настойчиво обхаживает американских "сирийцев" и Дамаск. В Багдаде тоже вдруг вспомнили о своих некогда изгнанных земляках. Правда, министр иностранных дел Фуад Хусейн сразу же предупредил, что Ирак не та страна, которая планирует нормализовать отношения с Израилем.

Читайте также

Подобное тянется к подобному. Израильско-эмиратский товарооборот приближается к миллиарду и растет рекордными темпами. Что только разжигает аппетит. Поэтому, как это ни парадоксально, посла ОАЭ сегодня вы быстрей встретите в Тель-Авиве, чем в Бейруте, откуда его отозвали. И это о многом говорит. Аутсайдер - он и в глазах арабов лузер. Чем может привлечь Ливан? Стотысячной армией боевиков, которой бахвалится Хасан Насралла? Или тоннелями, ведущими на израильскую территорию, которые усердно роют кроты "Хизбаллы"? Один из них, расположенный на восьмидесятиметровой глубине и оборудованный по последнему слову техники, осмотрела недавно группа европейских парламентариев. И, убедившись, куда идут деньги ЕС, со спокойной совестью укатила назад. А поскольку ливанское правительство полностью контролирует "Хизбалла", то ей и приводить в чувство лежащую в коме экономику. Опять же в большей степени за счет европейских финансовых вливаний. Ну и в самом деле: не Гейта же подключать.

Спасибо Льюису Кэрроллу. Он научил нас смотреть на события через призму политической аллюзии, где сатирический намек соседствует с исторической аналогией и жизненным абсурдом. Это что-то вроде неоспоримой научной идеи. Сначала ее воспринимают как явную нелепицу. Затем неохотно соглашаются: да, в этом что-то есть. И наконец снисходительно улыбаются: мол, это же очевидно. Чем меньше иллюзий, тем адекватней восприятие как самого себя, так и окружающего мира. Поэтому если мы не замечаем явного абсурда, значит он стал нормой. Всегда был уверен, что смех - прерогатива человека. Однако смеяться, оказывается, могут и крысы. Присмотритесь повнимательней и наверняка увидите крысиную ухмылку и на человеческих лицах. И она красноречивей любого мизинца. Хотя его и не стоит.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке