Обычно выдача новых разрешений на строительство в Иудее и Самарии вызывает резонанс, когда это осуждают зарубежные страны, в особенности Соединенные Штаты. Именно это произошло на этой неделе, когда, после завершения процессов, которые длились многие месяцы, были выданы разрешения на строительство тысяч единиц жилья в Иудее и Самарии. Это позволило взглянуть на полосу препятствий, которую должен пройти любой план строительства за пределами "зеленой черты". Этот процесс всегда завершается в офисе премьер-министра и министра обороны. Только потом, и обычно по прошествии длительного времени, планы попадают на стол инстанции, уполномоченной их официально утверждать - "Высший совет по планированию" в Гражданской администрации Иудеи и Самарии, или сокращенно MTA.
MTA - это установленная законом инстанция, существовавший в Иудее и Самарии еще во времена иорданского правления. После Шестидневной войны наши силы безопасности сменили иорданцев, но они применяют тот же правовой механизм, который регулировал вопросы строительства в этом районе. MTA фактически соответствует районным комитетам, действующим от имени министерства внутренних дел и утверждающим строительные проекты по всей стране. Точно так же у него находятся все полномочия для выдачи разрешений на строительство в поселениях за "зеленой чертой". Но в Иудее и Самарии любые изменения на местах, даже самые минимальные, требуют однозначного разрешения со стороны государственных и политических инстанций.
Хотя заседание MTA это всего лишь техническая процедура, но без нее невозможно продвинуть ни один план строительства в Иудее и Самарии. В прошлом против премьер-министров и министров обороны выдвигались обвинения в том, что, даже если они не заявляют о политике замораживания строительства в Иудее и Самарии, откладывая заседания совета, они фактически делают это.
Заседание совета на этой неделе для обсуждения строительства новых единиц жилья, одобренных политическим эшелоном, в какой-то момент было под вопросом вследствие трудового конфликта и забастовки в Гражданской администрации. Некоторые представители оппозиции выдвинули обвинение, что задержка навязана сверху и связали его с давлением со стороны администрации США, которая "выразила озабоченность" планом по расширению поселений. Но позже было сообщено, что конфликт разрешен и заседание состоялось. Около двух месяцев назад также был объявлен трудовой конфликт, и совет не был созван сразу после публикации списка строительных объектов, который правительство планировало утвердить.
Одно из серьезных препятствий на пути поселений в Иудее и Самарии появилось в 1996 году, во время правления первого правительства Нетаниягу. В резолюции номер 150, принятой в то время на заседании кабинета министров, было определено, что Высший совет по планированию находится в прямом подчинении министра обороны, и любое решение обусловлено его подписью. Исключительная ответственность министра обороны сделало процесс его утверждения разрешений длительным и сложным, и на всем его протяжении нет никакой уверенности, что в итоге разрешение будет получено.
Целью принятия резолюции было, согласно формулировке того времени, "урегулирование процедур, необходимых для претворения в жизнь решения правительства о продвижении этапов планирования в районах израильских поселений в Иудее и Самарии." Но ветеран поселенческого движения Боаз Хаэцни указывает и на другие мотивы, которые, по его словам, породили это решение.
"Это механизм, который сегодня используется в основном для задержки строительства в Иудее и Самарии", утверждает Хаэцни. "Его используют, в основном, по политическим мотивам. Внутри "зеленой черты", когда мэр или глава регионального совета приходит к правительству, он демонстрирует, что условия соблюдены, просит одобрить проект и сразу получает разрешение. Если этого не произойдет, он может обратиться в Верховный суд, и правительство получит за волокиту". Но в Иудее и Самарии другие правила. "В вопросах поселений каждое разрешение основывается на политических мотивах. Министр обороны может не подписать разрешение. И в отличие от того, что происходит на большей части страны, здесь невозможно обжаловать это в Верховном суде".
По словам Хаэцни, "резолюция номер 150 создала абсурдную ситуацию. Вместо того, чтобы передать власть в Иудее и Самарии от правительства местным властям и позволить им управлять, сделали обратное. Полномочия отобрали у региональных советов и передали в юрисдикцию Гражданской администрации и Высшего совета по планированию, а также министру обороны. Фактически, каждое разрешение на строительство требует прохождение пяти этапов, каждый из которых должен утверждаться министром обороны. Это решение в духе Нетаниягу, который уже тогда ввел ЦРУ в качестве арбитра между нами и Палестинской автономией. Так были установлены искусственные барьеры для замедления темпов строительства, создавая ситуацию, при которой правительства могли держать лидеров поселений за горло. Премьер-министры просят похвалы и благодарности за каждую постройку и держат руководителей советов в качестве заложников. Чтобы добиться разрешения на строительство, главам советов нужна удачное стечение обстоятельств в политической конъюнктуре, такое как выборы "
Без сюрпризов
Повсюду в Израиле получение разрешения на строительство связано с изнурительной бюрократической процедурой, но в Иудее и Самарии дорога к строительству сопряжена с еще большими проблемами, и она в несколько раз сложнее. Коби Элираз, служивший помощником по вопросам поселений при нескольких министрах обороны, подписывавших разрешения, подробно описывает различные этапы. "Чтобы получить разрешение на планирование строительства или на выделение земли, необходимо в первую очередь определить эти угодья в качестве государственной земли", поясняет Элираз. "Государственные земли - это земли, которые зарегистрированы в этом статусе в соответствии с иорданским земельным кадастром, которого мы продолжаем придерживаться, а некоторые из земельных участков прошли процедуру "провозглашения" государственными землями. Если речь идет о государственных землях, нужно получить разрешение под названием "продвижение процедур планирования", и его полномочен давать только политический эшелон. Следующий этап - план выносится на обсуждение комиссией.
"В пределах "зеленой черты" большинство планов строительства внутри населенных пунктов - планов, не несущие в себе особенной важности - утверждаются в кратчайшие сроки местным или районным комитетами, действующими по юрисдикции министерства внутренних дел. В Иудее и Самарии есть местный комитет, управляемый советами, но он практически не обладает полномочиями. Основное одобрение фактически дается в рамках процедуры, проводимой министерством обороны, которое отвечает за MTA. В Иудее и Самарии процесс выноса плана на обсуждение происходит в Высшем совете по планированию, а не в местной комиссии в региональном совете".
Что касается работы самого совета, Элираз говорит, что "стоит отметить профессиональную работу MTA, которая в целом эффективна. Задержка с выдачей разрешений не cвязана с работой комитета, а возникает в результате происходящего на политическом уровне.
"После утверждения плана комиссией", продолжает Элираз, "его необходимо опубликовать, чтобы довести до сведения общественности. Если план одобрен и можно предать его огласке, дальнейшее одобрение со стороны политического эшелона не требуется. Но если между дебатами по плану и преданию его огласке проходит длительное время, нужно снова получить разрешение от политического эшелона, который не любит сюрпризов. Через 60 дней после публикации плана нужно обсудить возражения, которые были высказаны, и внести необходимые исправления. Иногда есть возражения по техническим причинам, а также и провокационные возражения. Есть идеологические структуры, которые специально ищут причины для возражений. Иногда категорически отклоненные возражения также побуждают оппонентов обратиться в Верховный суд".
Читайте также
"После этой фазы план переходит к следующему этапу, который представляет собой "обсуждение для ратификации", которое требует одобрения политического эшелона. После этого план снова публикуется на 15 дней, и фактически вступает в силу. Затем в таких городках как Ариэль или Маале-Адумим после описанного процесса должна начаться продажа, которая также требует одобрения политического эшелона. В населенных пунктах сельского сектора дело обстоит иначе, потому что земля там была выделена отделу поселений Сионистской организации, и она передала землю кооперативным сообществам, и нет необходимости проводить тендер с началом строительства".
Как поясняет Элираз, вереница разрешений не предназначена для проверки плана с архитектурной или градостроительной точек зрения. "Речь идет о длительном и утомительном процессе, на многих этапах которого требуется одобрение политического эшелона, которое на практике является политическим одобрением планов в Иудее и Самарии. Эти процедуры не способствуют желанию развиваться и расти, и они также зависят от идеологии, которая иногда прибывает к нам из-за океана".
Источник - Макор ришон