Парадоксальным образом победа нынешней правительственной коалиции может обернуться ее поражением: ведь если Нетаниягу будет вынужден уйти в сторону, клей, скрепляющий коалицию, потеряет мощь, и в ней могут возобладать центробежные силы.
Обозреватель "Маарива" Бен Каспит считает: как бы Нетаниягу ни действовал, его "блок" все равно распадается. "Следующая неделя будет роковой для Биньямина Нетаниягу. Принятый государственный бюджет захлопнет тяжелые стальные ворота перед Биби, который все еще надеется, что может случиться чудо, которое позволит ему повернуть колесо вспять", - отмечает Бен Каспит.
По его мнению, проблема Нетаниягу в том, что впервые ему противостоят достойные соперники - люди "его лиги". Эти опытные лисы, в числе которых, например, Зеэв Элькин, разработали необычный план по утверждению бюджета во втором и третьем чтениях в Кнессете в среду-четверг (3 и 4 ноября), за десять дней до крайнего срока.
Почему за десять дней? Ведь у нас все происходит только в последнюю минуту (а иногда и после нее)? Элькин знает, почему он настаивает на запасе прочности в неделю. Отчаянный план спасения Нетаниягу состоит из двух этапов: во-первых, подкупить всех членов "Объединенного списка", чтобы они проголосовали против бюджета вместе с оппозицией. Во-вторых, подкупить депутата-перебежчика, чтобы он поступил, как Амихай Шикли ("Ямина"), который понизил уровень поддержки правительства до 60 голосов. Бюджет не пройдет, правительство падет. Шансов не так много, но Нетаниягу постарается.
Скорее всего, бюджет будет принят, и Израиль вступит на новый путь. Впервые с 2019 года можно будет планировать экономические шаги, проводить жизненно важные реформы, реализовывать долгосрочные планы, передавать бюджеты. Израиль снова станет нормальным, управляемым, функционирующим государством.
После того как это произойдет, если это произойдет, пишет Бен Каспит, участь Нетаниягу не завидна. То, что осталось от его знаменитого "блока", может рухнуть ему на голову. Человек, за которым в политическую пустыню брело немало глупых или загипнотизированных последователей, внезапно обнаруживает, что он там один.
Первые трещины уже видны: заявление Юлия Эдельштейна о несогласии с Нетаниягу и его предупреждение, что "пока он здесь, мы не будем у власти". Затем пришел депутат кнессета Исраэль Эйхлер ("Еврейство Торы"), завзятый бибист, который, смотря прямо в камеру, сказал простые и ясные слова: "Мы четыре раза вверяли будущее мира Торы иллюзиям Нетаниягу, даже великий Черчилль уходил после поражения".
У любого, кто смотрел интервью, сложилось впечатление, что Эйхлеру нравилось раз за разом протыкать ножом истины воздушный шарик Нетаниягу: "С самого начала, когда было сформировано правительство, я был против бойкота комиссий. Но мы были заложниками "Ликуда" и Нетаниягу. Мы должны понимать, что у нас есть общественность, и если мы не заседаем в комиссиях, то причиняем ей ущерб... Нетаниягу тащит за собой всю оппозицию на основе иллюзий, что правительство скоро падет... Я разговариваю с арабскими депутатами, и создается впечатление, что этого не произойдет... каждый раз, когда Нетаниягу думал, что он выиграет, этого не происходило, а мы шли за ним. Ему следовало уйти в отставку после первых выборов, признать, что он проиграл. Когда он не хотел соблюдать ротацию с Ганцем, мы должны были сказать ему: слушай, ты не можешь так играть с государством".
Один за другим ультраортодоксальные депутаты вернулись работать в комиссии кнессета, оставив Нетаниягу с его отчаянными приверженцами и Бецалелем Смотричем. Но и он должен помнить, что Биби всегда бросал поселенцев.
Поминальный "кадиш" по "коалиции перемен"?
Через день после того, как Нетаниягу объявит о своем окончательном уходе на пенсию, можно будет читать поминальный "кадиш" по "коалиции перемен", считает обозреватель Йехуда Шарони.
На следующей неделе, пишет он, кнессет утвердит госбюджет на 2021-2022 годы: "Утверждение стало формальностью". Остается открытым вопрос, как долго продлится жизнь "правительства перемен" после этого, будет ли каждая партия двигаться в собственном направлении до тех пор, пока коалиция не распадется.
Опасность для коалиции исходит в основном с ее правого фланга. Левый фланг, в который входят "Авода", МЕРЕЦ и в некоторой степени РAAM, получил возможность влиять на принятие решений, поэтому они не захотят распускать правительство. Весьма сомнительно, что такая возможность влиять когда-либо повторится.
Это фактор, который поможет коалиции выжить. Еще год назад министр транспорта Мерав Михаэли могла только мечтать, что она будет решать такие вопросы, как расположение скамей на станциях метротрамвая, кондиционирование в поездах или строительство аэропорта в Изреельской долине. К этому следует добавить почетное дело назначений в государственные компании. Ей будет трудно расстаться с удовольствиями, которые дает участие в правительстве, даже если министр обороны Бени Ганц решает, к ее неудовольствию, объявить шесть палестинских организаций террористическими.
Члены МЕРЕЦа ворчат по поводу строительства за "зеленой чертой", но затыкают носы и продолжают праздновать. "Политика правительства на оккупированных территориях не достойна моей поддержки, но я голосую за нее из-за альтернативы (роспуск правительства и возвращение Биби)", - заявил депутат Моси Раз.
Министр обороны мечтает свергнуть "правительство перемен", но он не может. Бени Ганц еще не отказался от своего стремления стать премьер-министром, и он разочарован тем, что его заклятый враг, Лапид, вступит в эту должность через полтора года. Тем временем он делает то, что хочет, а Беннет не может ему помешать.
Ганц находится в коалиции условно и ненадолго, и, как и Айелет Шакед, он выйдет из нее, как только будет создана подходящая политическая ситуация. Союз с Лапидом для него не католическая свадьба.
Яир Лапид, конечно, не будет разваливать коалицию. На этой неделе он сделал перерыв в своих путешествиях по свету и в сопровождении Мансура Аббаса отправился в поселения бедуинов на юге страны. Он выполнил черную работу министра внутренних дел Шакед, потому что укрепление коалиции - его главное средство на пути к посту премьер-министра.
Помимо Ганца опасность для целостности коалиции исходит от депутатов "Новой надежды" и "Ямины". Они больше всех страдают от присутствия в право-левой коалиции, но пока Нетаниягу за углом, ничего не изменится. А вот через день после того, как бывший премьер-министр объявит о своей окончательной отставке, можно будет сказать "прощай" коалиции перемен.
Подождем до января?
Обозреватель религиозного сайта Srugim Бенци Рубин называет примерное время, когда Нетаниягу может объявить об уходе из политики: после января, когда произойдут два важных для него события.
В конце января истекает шестилетний срок Авихая Мандельблита на посту юридического советника правительства. Именно Мандельблит ассоциируется с открытием коррупционных уголовных дел против Нетаниягу. Обсуждается возможность заключения сделки о признании вины еще при Мандельблите, чтобы положить конец дорогостоящему и многолетнему судебному процессу. Может быть, Нетаниягу ждет, чтобы понять, кто заменит Мандельблита на этом посту, чтобы начать с ним переговоры по поводу продолжения судебного процесса, надеясь на более удобную фигуру.
Еще одно важное для Нетаниягу событие в январе - истекут шесть месяцев, на протяжении которых бывшему главе правительства и его близким полагается круглосуточная охрана ШАБАКа.
Читайте также
Бенци Рубин вспоминает в этой связи августовский отпуск Биньямина Нетаниягу и его близких на Гавайях - первый его полноценный отпуск за 12 лет интенсивной активности в израильской политике. Им настолько по душе пришелся отдых, что дата возвращения была перенесена. Они почувствовали, что есть и другая жизнь, вдали от политических забот, ночных обсуждений на пленарном заседании кнессета и гонки за вниманием прессы.
"Председателю "Ликуда" Биньямину Нетаниягу уже 72 года, и, возможно, где-то там на Гавайях сама мысль о возвращении в Израиль - к политическому хаосу и судебной эпопее - ему внезапно показалась менее привлекательной, - пишет Рубин. - В то время как активисты "Ликуда" на местах взволнованы и готовятся к новому рывку, некоторые партийные функционеры говорят, что не удивятся, если однажды утром услышат новость о том, что Нетаниягу решил подать в отставку".
Они говорят, что это может быть через два месяца, а может, и через полгода, но убеждены, что эта мысль уже в голове нынешнего лидера оппозиции и ожидает подходящего момента. Неужели это будет январь?