Законопроект Саара, который запрещает обвиняемому в тяжких уголовных преступлениях формировать правительство, ставит Беннета перед одним из самых важных политических решений в его жизни. Он сам тем временем откладывает споры на период "после бюджета". Нынешние небольшие пожары в коалиции - это лишь предвестник той головной боли, которая вскоре его ожидает.
Премьер-министр по ротации Яир Лапид посетил в четверг, 21 октября, вместе с председателем партии РААМ Мансуром Аббасом непризнанные бедуинские поселки в Негеве. Стоя рядом с Аббасом, Лапид заявил, что привержен идее урегулирования статуса бедуинских поселков на юге страны и намерен добиваться подключения большего количества поселков к электричеству одновременно с утверждением нового пятилетнего плана развития арабского общества уже в ближайшие недели.
Все эти обязательства были зафиксированы в коалиционном соглашении, подписанном партией РААМ при формировании правительства, и задержка их выполнения вызвала, мягко говоря, большое негодование исторического партнера правительства Беннета - Лапида. Как выяснилось, даже визит Лапида с Аббасом в Негев был согласован более четырех месяцев назад во время переговоров по коалиции.
В коалиции наступил период тушения пожаров накануне утверждения бюджета, которое состоится в начале следующего месяца. Ранее на этой неделе на открытии заседания кабмина премьер Нафтали Беннет попросил министров "свести к минимуму противоречия и подумать о более крупной цели", отложив ссоры и споры на несколько недель. Правительство установило для себя особенно оптимистичный дедлайн: по закону бюджет может быть принят до 14 ноября, но теперь нацелено на окончательное голосование уже в первую неделю месяца, чтобы оставить себе на всякий случай две недели на урегулирование проблем, которые могут возникнуть в последний момент.
Визит Лапида в Негев призван успокоить РААМ, которая в последние дни перешла уже к угрозам парализовать деятельность парламентской комиссии по внутренним делам во главе с депутатом Валидом Тахой. Когда у коалиции "узкое" большинство в 61 голос, любой депутат может начать шантажировать коалицию, что способно привести к ежедневным трениям. Не проходит и дня без хотя бы одной жалобы со стороны РААМа и МЕРЕЦа, которые испытывают схожие чувства негодования и гнева по отношению к министру Айелет Шакед, заложившей новую традицию каждые две недели публиковать пост с критикой Яира Лапида. Основные усилия Беннета и Лапида в ближайшие две недели будет сосредоточены на том, чтобы успокоить все недовольные голоса в коалиции и спокойно и безопасно принять бюджет.
В политических кругах полагают, что два лидера справятся с этой задачей и ни одна из подобных угроз не приведет к падению правительства. Бюджет представлен лидерами коалиции как главная цель, которая принесет правительству стабильность и даст хотя бы пару лет относительной тишины. Но пока что на столе правительства накапливаются нерешенные проблемы, которыми оно займется "после бюджета". Таким образом, все мелкие споры сейчас - это только предвестники. Самое сложное начнется после того, как бюджет будет окончательно утвержден.
Вот лишь несколько примеров из списка грядущих политических бурь: в начале октября министр внутренних дел Айелет Шакед снова представила спорный законопроект о гражданстве, который вернет к жизни старый кризис в отношениях с РААМом и МЕРЕЦем. Министр юстиции Гидеон Саар начал продвигать законопроекты, призванные ограничить срок полномочий и предотвратить возможность формирования правительства обвиняемым в тяжких уголовных преступлениях. А в это время министр обороны Бени Ганц ждет, пока появится возможность начать реализацию решения о создании комиссии по расследованию "дела о подводных лодках", против чего выступают Беннет и Шакед.
Национальная карта приоритетных районов, которая появится на столе правительства примерно через два месяца после принятия бюджета, очевидно, тоже станет ареной политической борьбы между правыми и левыми.
Принятия бюджета ждут и в Белом доме, чтобы начать настаивать на своих требованиях, таких как открытие американского консульства для палестинцев в Иерусалиме или ограничение темпов строительства в поселениях.
"После бюджета" правительству придется заняться вопросом занятости депутата кнессета Эли Авидара, которому был обещан портфель министра по делам разведки, но этот план рухнул после того, как занимающий эту должность в данный момент Элазар Штерн вышел из гонки за пост главы Еврейского агентства. Авидар уже четко дал понять, что не намерен довольствоваться придуманной для него должностью "министра стратегического планирования".
Из всех назревающих в коалиции и вокруг нее проблем именно законодательные инициативы Саара подвергают Беннета особенно серьезному политическому испытанию. У самой взрывоопасной законодательной инициативы, которую он продвигает, - закона, запрещающего обвиняемому в тяжких уголовных преступлениях формировать коалицию, - много отцов. Почти у всех членов коалиции "только не Биби" есть похожие законопроекты, за исключением партии Беннета, которая, находясь в правом лагере, твердо противостояла подобным инициативам. Саар, находясь в "Ликуде", также был против, но, создав партию "Тиква хадаша", осознал все сложности, возникающие, когда пост главы правительства занимает политик, обвиняемый в совершении уголовных преступлений.
С этого момента Саар стал политиком, последовательно продвигающим ограничительные законодательные инициативы. Уже на коалиционных переговорах он пытался добиться включения этого пункта в коалиционные соглашения, но Беннет и даже больше Шакед наложили на него вето.
Около двух месяцев назад Беннет дал зеленый свет на продвижение данных законопроектов в министерстве юстиции. Юридический советник правительства Авихай Мандельблит благословил их, и на этой неделе Саар представил два меморандума.
На следующий день после объявления Саара Шакед, как и ожидалось, заявила, что не согласна с законом, который наделит юридического советника правительства полномочиями решать, кто станет премьер-министром. По "норвежскому закону" Шакед сложила с себя депутатские полномочия, и ее несогласие не играет значимой роли с точки зрения привлечения большинства голосов против, но она не единственная представительница правого лагеря в коалиции, кто недоволен инициативой Саара. Есть еще Матан Кахана, Нир Орбах и Абир Кара. Непонятно, есть ли во фракции хотя бы один депутат, готовый поддержать министра юстиции, потому что поддержка его инициативы может восприниматься как выход из правого лагеря, к которому они относят себя уже много лет.
Читайте также
А пока Беннет оставляет этот вопрос открытым и откладывает его обсуждение на период "после бюджета", когда ему придется принимать одно из самых важных политических решений в своей жизни - делать очень сложный выбор между Сааром и Шакед. Ожидается, что Саар окажет давление на премьера, чтобы тот предоставил свободу голоса, это позволит ему принять закон при поддержке "Объединенного списка". Шакед же потребует от Беннета воспользоваться правом вето, которое есть у каждого из партнеров по коалиции по вопросу внесения поправок к Основному закону. Это уничтожит инициативу еще до вынесения на голосование.
Для Саара, Лапида, Ганца, Либермана, Михаэли и Горовица закон, который не позволит обвиняемому по уголовному делу занимать пост премьер-министра, является выполнением предвыборного обещания. Для Беннета это будет очередное изменение позиции и нарушение предвыборного обещания. С момента формирования правительства Сеть и так наводнена неприятными для премьера видеороликами из архивов Шакед, но поддержка закона Саара, которую осуждают в "Ликуде" и в целом в правом лагере, - это еще один огромный шаг в сторону линии, отделяющей два лагеря.
Таким образом, твердые намерения противоположной направленности ближайших политических союзников Беннета - Саара и Шакед - загоняют его в угол, вынуждая принять решение о своем политическом будущем. Это повлияет и на отношение к премьеру избирателей, поддержавших его и доверявших ему. Это с одной стороны. С другой - это проверка лидерских качеств, и за этим внимательно следят другие партнеры Нафтали Беннета по коалиции, поддерживающие ограничительные законы. Решение премьер-министра определит, возглавляет он "правительство Беннета" - или правительство "только не Биби".
Источник - Walla!