Все сбудется, стоит только расхотеть.
Фаина Раневская
Самое простое в этой жизни - давать советы. А самое неблагодарное - строить планы. И прогнозировать будущее. Но как без прогнозов? Да еще накануне Нового года. Пусть даже и еврейского. Тем более, говорить все равно придется о Ближнем Востоке. Итак, британский журнал "Экономист" опубликовал свой прогноз, в котором предрекает одну из самых разрушительных войн на Ближнем Востоке. "Первая причина будущей войны - стремление Ирана любой ценой получить ядерное оружие и желание Израиля воспрепятствовать этому тоже любой ценой, - говорится в редакционной статье. - Другая причина - усиленное вооружение "Хизбаллы". Наличие в ее арсеналах 50 тысяч ракет коренным образом изменили соотношение сил. Впервые у экстремистской организации появилась возможность простым нажатием кнопки уничтожить тысячи жителей израильских городов. Но тогда Израиль ответит с удвоенной силой".
Вас ничего не смущает? Не ощущаете подвоха? Ладно, не буду интриговать. Этот прогноз был опубликован накануне 2011 года. С тех пор количество ракет у "Хизбаллы" увеличилось втрое, если не вчетверо. А в целом, как видим, никаких изменений. Те же враги, те же вызовы и те же опасения. Даже та же риторика. Не говоря уже о действующих лицах, которые то уходят в тень, то снова возвращаются на политическую арену. Словно и не было десяти лет. Мы будто в каком-то провинциальном театре, где и репертуар беден, и артисты не ахти. В Тегеране новая метла - Ибрагим Раиси, сменивший на президентском посту Хасана Рухани. Что о нем можно сказать? Его называют преемником Али Хаменеи. Скандальную известность он приобрел еще в 1988 году. Как один из вдохновителей массовых казней политзаключенных. Внесен в санкционный список госдепартамента. А правозащитная организация Amnesty International призывает к возобновлению уголовного расследования, обвиняя "тегеранского мясника" в причастности к преступлениям против человечности.
Но Иран - не Израиль. Здесь прислушиваются к голосу муэдзина, а не правозащитников. Да и санкции воспринимаются как нечто обыденное, хотя и досадное. Что-то типа глупости средней тяжести. Правда, доведенный до отчаяния народ время от времени бунтует. Однако спонтанные протесты не представляют серьезной угрозы режиму. Пока, во всяком случае. Тем не менее, ситуация накаляется с каждым днем. Страну накрыла пятая короновирусная волна. А небывалая за последние полвека жара усугубила и без того изнуряющую засуху, приведя к острой нехватке питьевой воды. Водный кризис, в свою очередь, наверняка спровоцирует голод. Что, естественно, неминуемо приведет к новым ожесточенным беспорядкам. Именно это, видимо, и побудило Раиси назначить министром внутренних дел Ахмада Вахиди. Бывшего командира диверсионных сил "Кудс", пересевшего затем в кресло министра обороны в правительстве Махмуда Ахмадинеджада. В общем, того самого головореза, на совести которого организация теракта в еврейском центре Буэнос-Айреса в 1994 году, в результате которого погибли 85 человек и еще свыше 300 получили ранения. Кстати, Аргентина до сих пор добивается его экстрадиции.
Если на Западе политика - искусство возможного, то на Востоке - это балансирование на грани невозможного. И Тегеран с этим успешно справляется. Выжимая из любой ситуации возможное и невозможное. Так было в Ливане, где в результате войны всех против всех победил Иран. То же происходит и в Сирии, где иранцы давно обосновались как у себя дома. Не говоря уже об Ираке, где американцы закопали свыше двух триллионов долларов, а плодами так называемой войны с террором воспользовался все тот же Иран. Теперь на очереди Афганистан, где снова замаячил призрак гражданской войны, которую Иран будет всячески разжигать и поддерживать. Такая тактика не стоит почти никаких усилий. И денег. Зато приносит серьезные геополитические дивиденды. Позволяя режиму аятолл держать в напряжении весь Ближний и Средний Восток, а заодно набросить узду и на собственный народ. Номинально не участвуя при этом ни в одной войне.
Мы живем по законам цикличности, где конец одного цикла становится началом другого. Так устроено мироздание. В политике тоже все взаимосвязано. И в какой-то степени предсказуемо. Если не закрывать глаза на очевидное. Возьмем 2006 год. Почему он стал таким напряженным и не слишком удачным для Израиля? Сначала похищение Гилада Шалита и последовавшая за этим операция "Летние дожди" в секторе Газа. Вслед за ней кровопролитная Вторая ливанская война. И на закуску ноябрьская операция "Осенние тучи" с целью пресечения обстрелов израильской территории ракетами "Кассам". Причина, между тем, совершенно прозаическая. Иран находился под жестким давлением Совета безопасности ООН, требовавшего от него немедленно прекратить обогащение урана, которое уже было доведено почти до оружейного уровня. И тогда Махмуд Ахмадинеджад дабы отвлечь внимание решил втянуть в конфликт Израиль.
Хотя санкций в конечном счете все-таки не избежал. Они нашли отражение в резолюции №1737, единогласно принятой за неделю до нового 2007 года.
Сейчас ситуация снова повторяется. МАГАТЭ бьет тревогу: режим аятолл в шаге от ядерной бомбы. Конечно, это вызывает недовольство гарантов иранского "мирного атома". И сильно напрягает Израиль, который заявил устами министра обороны Бени Ганца, что "мы находимся в точке, когда не исключены военные действия против Ирана". Но и Тегеран не хочет выглядеть слабым. Особенно в преддверии решающего раунда переговоров с американцами, если до этого вообще дойдет. Поэтому сознательно идет на обострение отношений со своими соседями. Заодно вольно или невольно задевая и их союзников. Наверное, этим и объясняется, казалось бы, совершенно бессмысленная атака на японский танкер Mercer Street, который косвенно связывают с именем израильского бизнесмена Эяля Офера. Необъявленная ирано-израильская морская война ведется не один год. Преследуя строго политические цели. И ограничиваясь в основном причинением исключительно материального ущерба. Однако на этот раз эти правила были грубо нарушены. В результате удара дронов-камикадзе у побережья Омана погибли два члена экипажа - англичанин и румын. А вслед за этим интенсивному ракетному обстрелу израильскую территорию подвергла и "Хизбалла". Чего она не позволяла себе на протяжении 15 последних лет.
Говорят, любое событие неизбежно. Иначе бы не случилось. В том, что все эти действия заранее срепетированы, не сомневаются даже вечно сомневающиеся правозащитники из Human Rights Watch. Несмотря на яростное иранское отнекивание. Но поскольку конфронтация никому нужна, инцидент постарались замять. Уж на что обычно ершистый британский министр иностранных дел Доминик Рааб и тот отреагировал на удивление спокойно, попеняв Тегерану за "нарушение международного права". И Вашингтон дальше дежурного осуждения не пошел. Дабы не навредить будущим контактам. Спецпредставитель по Ирану Роберт Мэлли дал понять, что США вообще могут пойти на двустороннюю сделку, оставив за рамками как ключевые вопросы планируемой для обсуждения повестки, так и сам переговорный формат. Чем ввел в ступор не только Израиль, но и своих партнеров из группы "пять плюс один". Хотя шесть лет назад Джон Керри и Мохаммад-Джавад Зариф тоже сначала сами заключили предварительное секретное соглашение, которое затем и легло в основу окончательного договора.
Повторится ли старый сценарий? Не исключено. Ведь те, кто активно ковал тогда победу, снова в Белом доме. Только на должностях рангом повыше.
Джек Салливан - советник президента по национальной безопасности. Вэнди Шерман - первый заместитель госсекретаря. А Уильям Бернс - директор ЦРУ. И каждый из них в состоянии самостоятельно курировать переговорный процесс. Но не все так однозначно. Ибо пойдет ли им навстречу верховный аятолла Али Хаменеи? И на каких условиях? Тем более, что американское положение сильно подорвано паническим бегством из Афганистана. Прислушиваются к сильным, а споткнувшимся помогают упасть. Такова уж природа политического каннибализма. Тегерану и в самом деле торопиться некуда. Он наводит мосты с Москвой и Пекином, понимая, что тесное сотрудничество с ними если и не сведет на нет западные санкции, то заметно их ослабят. И попутно укрепляет собственные позиции. На днях министерство обороны Исламской республики сообщило о широкомасштабной программе развертывания сети ракетных баз и форпостов за пределами страны. Для Израиля это плохая новость. И теперь Нафтали Беннету уже не отделаться пусть и грозным, но дежурным предупреждением о том, что "иранцам не удастся спокойно сидеть в Тегеране, безнаказанно поджигая оттуда Ближний Восток".
Да, всяких там окружающих надо периодически пугать, чтобы не сильно окружали. Но и относиться с пониманием, то бишь не оставаться в долгу. Учитывая не только старые традиции, но и новые реалии. А они таковы, что нынешнее президентство Джо Байдена можно без обиняков назвать третьим обамовым сроком. И если раньше Америка оказывала помощь, то теперь оказывает услуги. Эту разницу, надо полагать, уже начал ощущать и Израиль. Как далеко это может зайти и чем чревато? Чтобы найти ответ, надо вернуться в 2008 год. И вспомнить, что говорил Барак Обама накануне тех первых своих президентских выборов. Вот одна из его цитат, приведенная Дейлом Линдсборгом на страницах The Washington Post: "Мое намерение, если буду избран, разоружить Америку до уровня, приемлемого для наших ближневосточных собратьев". А дальше еще интересней: "Если бы мы, нация воинственных людей, вели себя, как народы ислама, у которых превалирует мир, то наступил бы период полной взаимной гармонии...".
Подобных шокирующих откровений было с избытком. Но их намеренно пропускали мимо ушей.
И кто бы что сегодня ни утверждал, но Обама оказался и искренней, и честней всех нынешних диванных патриотов. Это они профукали страну. А он что обещал, то и сделал. И продолжает делать. Низводя армию до "приемлемого уровня". Об этом уровне регулярно пишет The National Interest - аналитический журнал по военно-политической тематике, который издает авторитетный Никсоновский центр. И вовсе не то, чего хотелось бы Белому дому и Пентагону. "В конфликте с Китаем нашу армию ждет разгром, как во время Филиппинской операции 1941-1942 годов, - огорошивает военный аналитик Джон Россомандо в своей статье "Is the Woke U.S. Military Going the Way of 1940's France?". - Потому что наши генералы и адмиралы похожи на французских, которые использовали в 1940 году устаревшие подходы Первой мировой войны". Достается "политизированному и близорукому Пентагону, который погряз в бюрократии" и от Марка Каца. "Пора наконец признать, - резюмирует обозреватель, - что американская гегемония в мире ушла в прошлое. А вместе с ней и однополярный мир".
Что дальше? Есть ли жизнь после афганского фиаско? И как вообще жить без мирового жандарма? Или их теперь будет несколько? You cannot burn the candle at both sides. Нельзя поджечь свечу с обеих сторон, как говорят американцы. Не стоит смотреть на мир исподлобья. Он гораздо многоцветней и разнообразней, чем нам кажется. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что исламский мир отреагировал на победу "Талибана" гораздо напряженней, если не сказать истеричней, чем даже вконец растерянная Европа. И дело вовсе не в потенциальной опасности, которую несет это движение соседним государствам. Талибы - это те же пуштуны, которых не без основания считают потерянными израильскими коленами. В связи с этим рекомендую посмотреть документальный фильм израильского режиссера Симхи Якубовича " Пуштуны - потомки Израиля".
Они обитают в основном в Афганистане и Пакистане и частично - в Иране и Индии. Их порядка 15 миллионов. Живут племенной жизнью, сохраняя большинство еврейских обычаев. Так, обрезание делают на 8 день. И в субботу не работают, не варят и не пекут. Строго соблюдают кашрут. Этого требует закон пушту - правовая система Пуштунвали, весьма напоминающая Тору. Интересно, что если пуштунские традиции вступают в противоречие с законами шарииата, выбор всегда будет в пользу традиций. Поэтому в Иране и прочих исламских странах их не считают полноценными мусульманами. И относятся с опаской и недоверием.
Не будем гадать, как будут развиваться события. Мы, как те пассажиры в поезде, которые могут свободно передвигаться по вагону и решать, что делать во время поездки, но не в состоянии контролировать ни скорость, ни направление движения. Наступающий 5782 год - особый во всех отношениях.
Читайте также
Это год шмиты. Или Субботний год, у которого своя цикличность. Отсчет ведется со времени завоевания Земли Израиля. После каждых семи семилетних циклов наступал пятидесятый год - год йовеля. В книгах Пророков его называют еще "годом свободы" (Йехезкель 46:17). Потому что в этот год предписывалось освободить еврейских рабов и рабынь: "И объявите свободу на земле всем жителям ее..." (Ваикра, 25:40-41). А заодно вернуть прежним хозяевам и ранее принадлежавшие им земельные наделы: "...и верните каждому владение его" (там же, 25:8-13).
После разрушения Второго Храма и изгнания евреев из родной страны юбилейные года больше не учитываются. Но в 49-й год, а именно сейчас он и наступает, евреи могут просить Б-га освободить их от галутного рабства и вернуть отнятые когда-то силой земли. Ведь они Его рабы. И дети. В самой идее Субботнего года заложены важные моральные основы, непосредственно связанные как с исправлением и совершенствованием мира, так и кардинальными изменениями в жизни любого человека. Не случайно многие важнейшие исторические события происходили именно в год шмиты либо сразу после его окончания. Например, война с Наполеоном началась в год шмиты. И разгром фашистской Германии тоже выпал на этот год. Зато Вторая мировая война вспыхнула сразу после года шмиты. Под эту же закономерность подпадают октябрьский переворот в России, Шестидневная война, война Судного дня. И даже ирано-иракская война, не говоря уже о мистической атаке на Всемирный торговый центр. И как знать, может и это неожиданное и стремительное возвращение талибов не лишено смысла. Не зря ведь арабы называют пуштунов могильщиками персов. У каждого своя судьба. Поэтому одни сидят на коврах, другие на диванах, а кто-то и вовсе на нарах. И только евреи - на чемоданах.