Традиционный иудаизм считает, что, во-первых, оба Храма рухнули в один день, что чисто статистически невозможно и исторически не подтверждается. А во-вторых, что Храм разрушила "напрасная ненависть" между евреями. В Талмуде есть история Камцы и Бар-Камцы, которая показывает, что Храм разрушила даже не напрасная ненависть, а нечто другое. Что же? Обратимся к Талмуду.
Камца и Бар-Камца
Вавилонский Талмуд, Гитин, 57б
В то время когда Храм еще стоял, в Иерусалиме было много богачей, владевших большими красивыми домами. Как-то один из таких людей решил устроить пир на весь мир и пригласил к себе всех друзей и знакомых, чтобы вместе с ними есть, пить и веселиться.
У этого богача был близкий друг, которого звали Камца. Богач сказал своему слуге:
— Иди к моему старому другу Камце и позови его на пир!
Рассеянный слуга не разобрал имя и вместо Камцы пошел к другому человеку, которого звали Бар-Камца. Придя к нему, слуга сообщил:
— Мой хозяин зовет тебя на пир.
Бар-Камца и этот богач никогда не были друзьями. Напротив, богач терпеть не мог Бар-Камцу и считал его своим врагом. Удивленный неожиданным приглашением, Бар-Камца подумал: "Зачем этот человек пригласил меня к себе? Может быть, он хочет помириться со мной? Если так, то и я не стану помнить обиду и приду к нему на пир".
Бар-Камца надел свои лучшие одежды и пошел в дом богача. Вместе с другими гостями он сел за праздничный стол. Хозяин поприветствовал дорогих гостей и стал искать глазами своего старого друга Камцу — и вместо него увидел за столом Бар-Камцу! Придя в ярость, богач бросился к нему через весь зал и закричал:
— Что ты здесь делаешь? Разве ты не знаешь, что я тебя ненавижу? Убирайся из моего дома!
Бар-Камца, побледнев от стыда перед остальными гостями, сказал тихим дрожащим голосом:
— Наверное, ты пригласил меня по ошибке. Однако, раз уж я все-таки пришел, дозволь мне остаться здесь, и я заплачу за все, что съем и выпью.
Читайте также
Однако хозяин закричал еще громче:
— Нет! Я этого не желаю! Убирайся!!!
Тогда Бар-Камца сказал:
— Позволь мне остаться, и я заплачу за половину пира!
— Нет! Ничего мне от тебя не надо! Немедленно оставь мой дом!
— Позволь мне остаться хоть ненадолго, и я заплачу за весь пир!
— Не хочу! Ни за что на свете! Убирайся отсюда немедленно.
С этими словами хозяин схватил Бар-Камцу за руку, силой поднял со стула, выволок из-за стола и вытолкал на улицу. Бар-Камца был страшно оскорблен и разгневан. Обиднее всего ему показалось, что хозяин страшно оскорбил его при гостях, но ни один за него не вступился. И тогда Бар-Камца решил:
— Ну ничего, я им всем отомщу! Эти люди еще пожалеют, что так обошлись со мной. Я им устрою такое, что от их домов останется одно пепелище!
О том, что его дом тоже может сгореть вместе с городом, Бар-Камца как-то не подумал.
Горя желанием отомстить, Бар-Камца отправился к римскому императору Нерону, который правил в те времена Землей Израиля, и сказал ему:
— Евреи в Иерусалиме восстали против тебя. Они не желают, чтобы ты был их императором, и хотят найти себе другого правителя.
— А чем ты докажешь?
— А ты отправь им теленка, чтобы они принесли его в жертву в твоем Храме, и если они не примут твой дар, значит они тебя не уважают и что-то замышляют против тебя.
Нерон согласился, приказал выделить хорошего теленка, но Бар-Камца по дороге в Храм нанес теленку дефект, а, как известно, животное с дефектом не может быть принесено в жертву. Мудрецы в Храме увидели, что теленок с дефектом, но решили, что лучше бы им его принять, иначе погрома не миновать.
И тут в истории появляется Захария Бен-Авкулис - раввин-фундаменталист, как и любой упоминающийся в Талмуде раввин. Чтобы понять его взгляды, достаточно вспомнить, что, когда у него спросили, можно ли в Шаббат убирать со стола объедки, это ведь работа, но объедки воняют, он ответил, что, да, можно стряхнуть их со стола за спинку кровати и оттуда убрать их уже после окончания Шаббата.
Так вот, Захария Бен-Авкулис сказал мудрецам, что ни в коем случае нельзя приносить в жертву теленка с дефектом, так как в таком случае будет создан прецедент, что любое животное с дефектом можно приносить в жертву при условии наличия внешней угрозы. Все испугались, согласились с этим и тут же нашли новое свежее решение: "А давайте убьем Бар-Камца, никто ничего не узнает, и римляне не будут разгневаны". Но и тут Бен-Авкулис сказал, что нельзя этого делать, потому что это тоже создаст прецедент, что любого человека, нанесшего вред жертвенному животному, можно убить. Все его послушали и отправили теленка обратно Нерону. Разгневанный император послал против евреев огромное войско. Римские солдаты захватили Иерусалим и разрушили Храм.
Вот и получается, что евреи потеряли Храм и Землю Обетованную из-за фундаментализма и фанатизма.