В конце июня Абдалла встретился в Багдаде с президентом Египта Абдель-Фаттахом эль-Сисси и премьер-министром Ирака Мустафой Кадхими. Три лидера подписали соглашение о транспортировке иракской нефти в Европу через Иорданию и Египет. Как заметил в "Джерузалем пост" эксперт по арабским вопросам доктор Эди Коэн: "Это соглашение стало своего рода "выходом из шкафа" для короля Абдаллы, прекратившего скрывать свою тесную связь с Ираном. Теперь это официально: Иордания состоит в союзе с Ираном, поскольку Ирак фактически находится под иранским контролем".
Подобно тому, как иранский режим подчинил себе Ливан через свою шиитскую марионеточную армию "Хизбаллы", он контролирует и Ирак через иракских шиитских ополченцев, действующих в качестве его прокси.
Параллельно с подписанием нефтяной сделки Абдалла снял запрет на иранский туризм в Иорданию, введенный много лет назад — вскоре после хомейнистской революции 1979 года. Дабы подчеркнуть серьезность своих намерений, Абдалла даже посетил расположенную на юге Иордании шиитскую святыню — могилу двоюродного брата исламского пророка Мухаммеда Джаффара ибн Абу Талеба, являющуюся местом шиитского паломничества.
По оценкам иорданских властей, миллион иранских туристов, который скоро прибудет в Иорданию, принесет пользу неустойчивой экономике королевства. Впрочем, открытие королевства для шиитского туризма стало не единственной деятельность, предпринятой Абдаллой в рамках поддержки иранского режима. Король также снял давний запрет на пропаганду в стране шиизма, открывая, таким образом, иорданское общество для иранской культурной и политической экспансии и подрывной деятельности.
Иранский Корпус стражей исламской революции совсем не зря вкладывает огромные ресурсы на обращении в шиизм в суннитских арабских странах, как, впрочем, и в целом по всему миру. В результате этой деятельности, в странах от Германии до Марокко и Никарагуа возникают террористические ячейки, сформированные людьми, обращенными и радикализованными шиитскими проповедниками, которых поддерживает иранский режим.
Смирение Абдаллы перед Ираном не удивительно. Более десяти лет назад Абдалла оказался перед выбором. С одной стороны, это была администрация Обамы, которая присоединилась к европейцам и начала сближение с Ираном и "Братьями-мусульманами".
Обама не скрывал стремления перестроить структуру альянса США на Ближнем Востоке и отказаться от традиционных союзников — Израиля и суннитских арабских государств в пользу режима аятолл в Иране и "Братьев-мусульман". В ответ на предательство Обамы, Израиль и сунниты во главе с Саудовской Аравией, Египтом и ОАЭ, признав общий жизненный интерес, состоящий в сдерживании Ирана и выживании при администрации 44-го президента, стали развивать связи, которые были формализованы в "Соглашениях Авраама" 2020 года.
Столкнувшись с проиранской осью демократов и европейцев, с одной стороны, и антииранской осью своих соседей, с другой, Абдалла выбрал первых.
Он оставался верен проиранскому альянсу и во время президентства Трампа. На то у него было две причины. Во-первых, политика Трампа была основана на прагматике и реальности. В реальности же Иордания не является серьезным региональным игроком, как, впрочем, никогда им и не была. Она была создана как западный протекторат и так им и осталась. С военной точки зрения, ее выживание целиком зависит от США, с экономической же — от Израиля, содержащего этот режим за счет предоставления электроэнергии и воды по заниженным ценам. До того, как Израиль и страны Персидского залива открыли друг друга, Иордания была своего рода мостом между ними. Как только они начали работать вместе напрямую, Иордания утратила свое значение и позицию.
Вторая же причина, по которой Иордания выступила против израильско-суннитского мира, состояла в том, что ее союзники — американские демократы, европейцы, Организация освобождения Палестины и израильские левые — справедливо увидели в "Соглашениях Авраама" (фактически положивших конец конфликту арабского мира с Израилем) колоссальную угрозу их политическим и стратегическим позициям.
Соглашения опровергли дипломатическую доктрину, разделяемую израильскими левыми, ООП, ЕС и демократами, согласно которой ключи от мира между Израилем и арабским миром находятся в руках у палестинских арабов. Опровергнув притязания на приоритетную роль палестинских арабов, эти соглашения лишили их политических рычагов воздействия на Израиль (а, в случае израильских левых — рычагов давления на израильских правых).
Ну и, конечно, есть еще иранский аспект. Открытые экономические и стратегические связи между Израилем и суннитами поставили под угрозу политику умиротворения, проводимую администрацией Байдена и европейцами в отношении Ирана. Израильско-суннитский альянс предоставил Израилю независимое положение в качестве региональной державы и уменьшил зависимость саудовцев и других государств Персидского залива от предоставляющих им защиту США.
Нынешняя готовность Абдаллы открыть Иорданию для Ирана и связать экономику Иордании с Ираном и его сатрапиями демонстрирует лишь то, что он остается верен своим союзникам. Можно ожидать, что его связи с Ираном, который вполне способен в итоге поглотить Иорданию так же, как поглотил до этого Сирию и Ливан, со временем станут более глубокими и опасными для Израиля и стран Персидского залива.
Все сказанное выше подводит нас к недавней "секретной" встрече Абдаллы с премьер-министром Нафтали Беннетом. Встреча была тайной. Когда новости об этом просочились, левые СМИ Израиля начали коллективно хвалить дипломатические способности Беннета.
Его предшественник Биньямин Нетаниягу сохранял достаточно холодные отношения с Абдаллой из-за решения короля встать на сторону проиранской оси. Два лидера не встречались годами. Как провозгласили левые СМИ, Беннет преуспел там, где Нетаниягу потерпел поражение, укрепив отношения Израиля со своим ключевым партнером в арабском мире.
Три аспекта встречи Беннета раскрывают всю нелепость этой похвалы и большую опасность, которую представляют для основных стратегических интересов Израиля объятия Абдаллы.
Во-первых, проблемой является уже то, что встреча держалась в секрете. Экономика Иордании зависит от щедрости Израиля. Если Израиль перестанет подавать в Иорданию электричество и воду по изначально заниженной цене, возрастут шансы, что королевский дом будет свергнут. Абдалла обязан своей властью Израилю.
В СМИ утверждалось, что утечка информации о встрече смутила Абдаллу. Но на самом деле она прежде всего смутила Израиль. Вместо того, чтобы требовать уважения к своей стране. Беннет позволил зависимому от Израиля клиенту относиться к нему — а через него и ко всей стране — как к шлюхе.
Читайте также
Хуже того, Беннет авансом заплатил за это национальное унижение. До этого дипломатического свидания Израиль годами справедливо отказывался от требования Абдаллы увеличить объем воды, поставляемой в Иорданию, сверх и без того ошеломительно щедрых объемов, которые наша страна в свое время согласилась предоставлять королевству в соответствии с мирным соглашением 1994 года. Вместо того, чтобы поддерживать эту политику или, как минимум, потребовать взамен чего-то конкретного, Беннет просто капитулировал.
В 2019 году, кичась своей антиизраильской позицией, "умеренный" Абдалла, нарушив дух мирного договора своего королевства с Израилем, отказался продлить Израилю долгосрочную аренду приграничных районов Цофар и Нахараим, подаренных в свое время Рабиным королевству, но оставшихся в руках израильских фермеров в качестве арендуемой земли.
Беннет мог хотя бы потребовать возвращения аренды в обмен на колоссальную добавку объемам к отдаваемым Иордании пресной воды. Но он этого не сделал. Он не стал просить ничего.
Самым же тревожным аспектом тайной встречи Беннета с Абдаллой стал региональный контекст, в котором она состоялась. Встреча прошла спустя неделю после того, как старший партнер Беннета по коалиции министр иностранных дел Яир Лапид во время своего визита в Абу-Даби, по сути, вонзил нож в отношения Израиля с ОАЭ.
Как сообщила на прошлой неделе газета Globes, Лапиду удалось оскорбить эмиратцев двумя способами. Во-первых, он сорвал встречу с самыми важными бизнесменами ОАЭ. Во-вторых, что вызывает еще большую тревогу, он отказался дезавуировать намерение министра охраны окружающей среды Тамар Зандберг отменить двустороннее соглашение Израиля с ОАЭ о транспортировке нефти из Эмиратов в государства Восточного Средиземноморья. ОАЭ справедливо рассматривают эту позицию израильского правительства как серьезный разрыв в отношениях.
Воскресное заявление Омана о том, что он не присоединится к Соглашениям Авраама, свидетельствует о масштабах дипломатического и стратегического ущерба, который правительство Беннета-Лапида наносит Израилю на региональном и международном уровнях. Нетаниягу публично посетил покойного султана Омана Кабуса в Маскате в 2018 году, и многие ожидали, что этот стратегически расположенный султанат станет следующим арабским государством, которое нормализует свои отношения с Израилем.
У Израиля есть две внешние политики, которым он может следовать. Он может укрепить отношения со своими партнерами по Соглашениям Авраама и таким образом сохранить, и укрепить свое региональное и глобальное положение. Или он может стать послушным исполнителем воли союзников и сторонников Ирана — демократов, европейцев, ООП и Иордании.
Усидеть же на двух стульях в этой ситуации не удастся.
Источник: Исраэль ха-Йом
Перевод: Александр Непомнящий