Холодным зимним утром 2023 года король Иордании Абдалла II встретился с израильской делегацией. Сдержанный и собранный, в сером военном мундире и красно-черной бедуинской куфие, Абдалла стоял у карты региона в генеральном штабе своей армии в Аммане.
Перед ним сидели руководители израильской разведки и высокопоставленные чиновники оборонного ведомства, прибывшие на секретную встречу. С характерном для него спокойствием король посмотрел на карту и тихо сказал: "Я иду с вами среди пламени, босиком, но вы должны понимать, что каждый шаг обжигает мне ноги".
Такой историей начинает свою статью Одед Айлам - бывший глава отдела по борьбе с терроризмом "Моссада", в настоящее время научный сотрудник Иерусалимского центра безопасности и международных вопросов (JCFA).
Айлам отмечает, что это заявление отражает хрупкое равновесие, которое Иордания пытается поддерживать: стратегическое партнерство с Израилем и Западом - в условиях враждебного общественного мнения, иранского проникновения с востока и возрождения исламизма внутри страны.
Оно отражает двойственный статус Иордании - страны, балансирующей на грани как на региональной, так и на международной арене, разрывающейся между союзами с Израилем и Западом и растущими угрозами со стороны Ирана и "Братьев-мусульман".
Между Израилем и Ираном: изменение ландшафта угроз
Иран значительно утратил свое влияние в Сирии и Ливане и теперь ищет новые пути для восстановления своего "огненного кольца" вокруг Израиля. Иордания, естественно, становится главной целью. Протяженная граница Иордании с Ираком (179 км) простирается от стыка границ Иордания-Сирия-Ирак на севере до стыка границ Иордания-Ирак-Саудовская Аравия на юге.
Несмотря на усилия Иордании по контролю за этой границей, включая военные подкрепления, особенно в периоды нестабильности в Ираке (например, усиление ИГИЛ), в Хашимитском королевстве существует серьезная обеспокоенность растущим присутствием проиранских ополченцев на границе. Эти группировки могут использовать территорию Иордании для нападений на Израиль или дестабилизировать обстановку на границе.
С 2003 года Иран усилил свое влияние в Ираке, превратив его в ключевое звено в "шиитском полумесяце". Хотя контроль Ирана над шиитскими ополченцами ослаб после конфликта с Израилем в 2021 году, связи остаются тесными и потенциально восстанавливаемыми. К наиболее опасным проиранским иракским ополчениям относятся:
• "Аль-Хашд аш-Шааби" (Силы народной мобилизации) - зонтичная группировка, финансируемая и обучаемая Ираном.
• "Катаиб Хизбалла" (Ирак) - одно из самых близких и сильных к Ирану ополчений в Ираке.
• "Харакат ан-Нуджаба" - получает оружие, деньги и разведданные из Ирана.
• "Асаиб Ахль аль-Хак" - мощное шиитское ополчение с тесными связями с Ираном.
Эти ополчения также начали налаживать отношения со своими традиционными врагами-суннитами в Иордании, особенно с элементами, связанными с "Братьями-мусульманами".
Движение "Братья-мусульмане": внутренняя угроза
Стратегия Ирана по восстановлению своего "огненного кольца" пересекается с идеологической экспансией "Братьев-мусульман" в Иордании. Когда-то поддерживаемые преимущественно палестинцами, "Братья-мусульмане" также завоевали популярность среди традиционных бедуинских племен, угрожая стабильности хашимитского режима. Около 70% иорданцев - палестинского происхождения, и поддержка движения носит как религиозный, так и националистический характер.
Действуя под эгидой "Исламского фронта действия" (ИФД), "Братья-мусульмане" стали крупнейшей оппозиционной силой королевства. Король Абдалла ответил жесткими мерами - закрытием офисов, арестами, запретами на иностранное финансирование и ограничениями на политическую деятельность, - что вызвало внутреннее недовольство, особенно в племенных регионах и университетах. Несмотря на подавление, сопротивление продолжается, особенно среди молодежи.
Отношения с Израилем: жизненно важные, но напряженные
Иордания бедна ресурсами, но подвержена угрозам. С ВВП всего 50 миллиардов долларов (по состоянию на 2024 год) и населением около 11 миллионов человек (без учета сирийских беженцев) Иордания испытывает нехватку природных ресурсов, таких как газ, нефть и вода. При этом страна расположена в крайне уязвимом геополитическом положении между Израилем, Сирией, Ираком и Саудовской Аравией.
Мирный договор с Израилем 1994 года превратился в "брак по расчету". Хотя Иордания часто занимает резкую антиизраильскую позицию на международных форумах (например, в Лиге арабских государств, ООН), реальность говорит об обратном. Иордания зависит от Израиля в поставках природного газа, воды и сотрудничестве в сфере разведки. Израиль ежегодно поставляет Иордании сотни миллионов кубометров воды и часто препятствует иранским планам у восточных границ Иордании.
Прохладные отношения - опасные объятия
Несмотря на тесное сотрудничество в сфере безопасности, отношения короля Абдаллы с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу холодные, даже враждебные. С 2018 года они избегают публичных встреч. Абдалла критикует действия Израиля на Храмовой горе. Королева Рания открыто критикует Израиль, называя его политику в отношении палестинцев "варварской" и "бесчеловечной" в выступлениях в ООН и мировых СМИ.
Эта напряженность создает сложную ситуацию: тесное взаимодействие разведки и публичное дипломатическое отчуждение. В отличие от своего отца, короля Хусейна, который питал взаимное уважение к Ицхаку Рабину, отношения Абдаллы с Нетаниягу натянуты и часто нарушаются публичными заявлениями и политическими маневрами.
Палестинцы в Иордании: национальный вызов для разных поколений
С 1948 года Иордания управляет значительной частью палестинского населения, что делает палестинский вопрос постоянным внутренним вызовом. Любые израильско-палестинский конфликт - от войн в Газе до напряженности в Иерусалиме - вызывает в Иордании немедленную реакцию: протесты, выступления, а иногда и насилие.
Контроль Иордании над вакфом на Храмовой горе дает ей центральную роль в Иерусалиме, но также подвергает Амман резкой общественной критике, если будет сочтено, что он не обеспечивает адекватной защиты мечети "Аль-Акса".
Таким образом, Иордания не просто сосед Израиля - она отражает бурные события израильско-палестинской политики. С учетом этого Одед Айлам дает следующие рекомендации.
Что следует сделать Израилю?
Учитывая хрупкое положение Иордании, Израиль должен укрепить свои связи с королевством в сфере безопасности и экономики, но при соблюдении четких условий:
1. Расширение экономической и военной помощи: особенно на периферии Иордании, где растут антизападные настроения. Предложить пакеты взаимных стимулов - расширение экспорта газа и воды, создание трансграничных промышленных зон (например, в Иерихоне или долине реки Иордан), совместные инфраструктурные проекты - в обмен на смягчение поведения Иордании в международных организациях, таких как ООН, Лига арабских государств и ЮНЕСКО.
2. Открытое сотрудничество против Ирана: включает совместные учения, противовоздушную оборону и региональный обмен разведывательной информацией.
3. Роль Иордании в восстановлении Газы: особое внимание уделяется образованию, религии и учреждениям здравоохранения.
4. Стратегическая роль в святых местах: Признать Иорданию партнером в управлении религиозными объектами Иерусалима, сохраняя при этом полный суверенитет Израиля. Укрепить роль иорданского вакфа в обмен на сокращение антиизраильских инициатив на международных форумах.
5. Совместные образовательные и академические инициативы: создание израильско-иорданских исследовательских центров по климату, водным ресурсам, сельскому хозяйству и возобновляемым источникам энергии, возможно, с финансированием ЕС. Такое партнерство способствует разрушению антиизраильских настроений, особенно среди интеллектуальной элиты Иордании.
6. Гуманитарное сотрудничество: в таких регионах, как Сирия, Газа или Африка, - при ведущей роли Иордании и закулисной поддержке Израиля - для повышения мирового имиджа Иордании и уменьшения ее потребности набирать "очки" за счет осуждения Израиля.
7. Укреплять связи с непалестинскими союзниками: особенно с бедуинами и сторонниками монархии - посредством региональной помощи, образования и инвестиций в водные ресурсы, даже через сельскохозяйственные НПО или инициативы ЕС/США.
8. Поощрять модернизацию в Иордании: посредством международного финансирования, технологического консультирования и обучения в таких областях, как водоснабжение, сельское хозяйство и биотехнологии, - для достижения внутренних успехов и снижения зависимости от внешних угроз национальному единству.
9. Публиковать полуофициальные отчеты о позитивном сотрудничестве: освещайте успешные примеры - операции по спасению жизней, координацию в сфере безопасности, сельскохозяйственные инновации - чтобы опровергнуть утверждение о том, что Израиль просто "тащит Иорданию за собой".
Читайте также
Иордания в 2025 году: страна, балансирующая на грани
Иордания - сдержанный партнер Израиля, но при этом ярый противник на международной арене. Традиционная монархия, скрытно борющаяся с религиозным экстремизмом. Бедная ресурсами, но геополитически богатая.
Иордания четко выбрала умеренную суннитскую ось, сотрудничая с Египтом, Саудовской Аравией и Западом, при этом открыто выступая против Ирана. Однако политическое, экономическое и демографическое давление растет с каждым днем.
Иорданский интеллектуал доктор Ахмад Султан хорошо это описал: "Наше королевство похоже на птичье гнездо на краю скалы - все ветры Ближнего Востока дуют на него, но оно продолжает строиться, веточка за веточкой, надеясь, что следующий шторм не разрушит его фундамент".
Главное - не загонять Иорданию в угол, а предложить ей достойный выход - мягко, но решительно. Израиль должен понять, что союз с Иорданией не является чем-то само собой разумеющимся, но представляет собой стратегический актив на нескольких уровнях.