Тем временем исполнилось 15 лет с начала Второй Ливанской войны, которая выявила много огрехов в нашей обороне и службе тыла. Тогда, в 2006 году, Израиль не смог защитить свою территорию от ракетных атак и обстрелов "Хизбаллы", север страны был практически парализован, многие жители оставлены без помощи. Впервые за годы количество жертв со стороны Израиля и его противников оказалось почти равным.
С тех пор мы создали эффективную противоракетную систему, не раз испытанную в противостоянии с ХАМАСом и Исламским джихадом, однако случая проверить их в деле против ракетного арсенала "Хизбаллы" по-настоящему пока не представилось. Не исключено, что сегодня, как это часто бывает, Израиль готов лишь к прошлой войне и нам есть о чем беспокоиться, особенно в свете событий, происходящих в Ливане.
Продолжающийся около года политический кризис усугубил в стране инфляцию, нищету и безработицу. Сегодня больше половины населения живет ниже черты бедности, финансовая система и инфраструктура на грани коллапса. Помощь, которую пытаются оказать Ливану европейские страны и США, не решает проблем, в основе которых лежит отсутствие правительства и невозможность его сформировать. Самый тревожный фактор для Израиля - ослабление ливанской армии, которая традиционно считается нейтральной силой, сохраняющей в стране порядок и относительное спокойствие. Военнослужащим не хватает еды, медикаментов, боеприпасов, горючего, офицеры подают в отставку, рядовые отказываются идти на задания. И если раньше ливанцы видели выход в том, чтобы временно передать власть в руки военных, то сейчас они все больше обращают свои взоры на другую организацию, сохранившую в этом хаосе и деньги, и стабильность. Нетрудно догадаться, что речь идет о "Хизбалле".
Потеряв немало бойцов и техники в борьбе с Исламским государством, Партия Аллаха, тем не менее, сумела извлечь из этой войны немалую выгоду. Сегодня в одном только Ираке целые отрасли и корпорации, включая отвоеванные у исламистов нефтяные месторождения, работают на "Хизбаллу". Помимо этого, организация ведет обширную торговлю наркотиками по всему миру и получает щедрое финансирование от Ирана. Ее годовой бюджет составляет не меньше миллиарда долларов. Неудивительно, что даже те ливанцы, которые в целом не одобряют деятельность "Хизбаллы", готовы отдать ей в руки бразды правления, чтобы покончить с голодом и безвластием. Если это случится, нашим соседом станет не просто проблемное государство, а государство, управляемое вооруженной до зубов террористической организацией, мечтающей об уничтожении Израиля.
Читайте также
Даже если отчаявшиеся сограждане не принесут власть "Хизбалле" на блюдечке, группировка может захватить ее силовым путем, в ходе гражданской войны, которая грозит разразиться в Ливане на фоне хаоса и ослабления армии. В любом случае, это будет очень плохое развитие событий для Израиля.
Уже сейчас на северной границе постоянно происходят попытки контрабанды наркотиков и оружия, предназначенного ХАМАСу. О смычке этих движений нужно сказать особо. Известно, что во время операции "Страж стен" обе группировки координировали свои действия, при участии Корпуса стражей исламской революции и палестинских организаций. В Бейруте для этого был создан специальный объединенный штаб, и проиранские силы готовы были вступить в войну против Израиля в поддержку своих хамасовских братьев. Глава политбюро ХАМАСа Исмаил Хания недавно встречался шейхом Насраллой в Ливане, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество.
Когда-то израильские стратеги уповали на неразрешимые, как казалось раньше, противоречия мусульманского мира. Но те времена, когда идейные и религиозные различия мешали объединению исламистских формирований и заставляли их враждовать, остались в прошлом. Ненависть к Израилю оказалась сильнее раздоров между шиитами и суннитами, так что союз "Хизбаллы" и ХАМАСа - уже не утопия, а очевидная реальность. Если угроза придет из Ливана, можно будет в любой момент ждать открытия "второго фронта" в Газе - и наоборот.
Кроме того, в этом противостоянии Израилю не стоит рассчитывать на своих новых союзников в регионе. Арабские страны, заключившие с нами мир, уже поняли, что весы мировой политики качнулись в другую сторону, и наводят мосты с Ираном и Катаром. Саудовские принцы и иорданская монархия не испытывают к Израилю такой уж острой вражды, они просто соблюдают свои интересы: при Трампе было выгодно дружить с Иерусалимом, при Байдене - с Тегераном. В итоге еврейское государство снова остается в одиночестве перед лицом многочисленных врагов. И наиболее опасный враг находится сейчас на севере, оттуда дует самый тревожный и горячий ветер. Нестабильная ситуация в Ливане - это сухой хворост, который может вспыхнуть от малейшей искры, особенно если кто-то захочет его поджечь.