Одну из первых "громких" попыток основать еврейское государство предпринял в XIX веке человек по имени Мордехай Мануэль Ноах, пишет Jewish.ru. Он был уверен, что сделать это в Палестине невозможно, и хотел поселить всех евреев вблизи Нью-Йорка в государстве под названием Арарат. Де-юре Ноах планировал просто создать в США отдельный еврейский штат, который де-факто должен был стать государством в государстве, с "араратской" конституцией и, конечно же, президентом - в его лице.
Ноах родился в 1785 году в Филадельфии и был потомком португальских и немецких евреев. Отец был успешным промышленником: жертвовал солидные суммы на Войну за независимость, да и сам принимал в ней участие. По некоторым сведениям, на свадьбе родителей Мордехая присутствовал сам генерал Джордж Вашингтон. Есть данные и о том, что отец Мордехая принимал самое деятельное участие в подготовке Декларации независимости США, подписанной в Филадельфии 4 июля 1776-го. Так что политическая карьера была уготована Мордехаю с детства. И нужно сказать, он нисколько этому не противился.
Отправившись изучать право в университет Чарльстона в Южной Каролине, Ноах параллельно стал писать в местную газету. Интересовала его внутренняя и внешняя политика. В частности, он активно продвигал идею, что новой войны с Британией не миновать. Это, кстати, звучало в унисон с выступлениями "военных ястребов" в Конгрессе США. Мордехай же был настолько уверен в своих суждениях, что часто слишком уж горячо отстаивал их в спорах. В ход шли порой и кулаки, и даже револьверы. Одна из дуэлей закончилась смертью оппонента. Вскоре после этого, в 1812-м, действительно началась война между США и Великобританией. А еще через год, в 1813-м, новоиспеченного выпускника Ноаха назначили консулом США в Тунисе.
Среди прочего в его консульские обязанности входили переговоры по освобождению американских торговых судов, часто захватываемых пиратами у берегов Северной Африки. В 1816 году произошло очередное нападение на американских моряков. Пираты взяли их в плен и потребовали в качестве выкупа баснословную сумму. Министр иностранных дел США разрешил Ноаху выплатить лишь треть. Недовольные таким раскладом разбойники грозили убить заложников. И тогда Ноах внес остаток суммы из собственных средств. Началась служебная проверка, в ходе которой Ноах объяснил свои действия "религиозными убеждениями": "Нельзя иметь возможность спасти людей и не сделать этого". Но в итоге Ноаха отстранили от почетной должности за неповиновение министру. В решении об увольнении было сказано: "Религия господина Ноаха стала препятствием в выполнении консульских функций".
Мордехай так это дело оставить не мог. Вернувшись в Америку, он направил мотивированное письмо Конгрессу с разъяснением ситуации. А потом организовал целый ряд публикаций на эту тему в ведущих изданиях страны. Резонанс был огромный, в особенности среди членов еврейской общины. На фоне такой общественной реакции специально собранная комиссия Конгресса постановила, что никаких нарушений в действиях Ноаха не было, что он был верен американским принципам. Ему даже предложили вернуться на консульскую работу, но он, восстановив свою репутацию и подняв рейтинг среди членов общины, был уже всецело поглощен другой идеей.
Читайте также
В 1818 году Ноах был приглашен как почетный гость на открытие синагоги новой еврейской общины Нью-Йорка. Пройдясь по истории преследования евреев, мужчина обосновал необходимость создания для них нового дома. В своей речи он заверял присутствовавших, что когда-нибудь таким домом вновь станет Святая земля, но пока необходимо сконцентрировать усилия по созданию еврейского государства здесь, в Америке. Вскоре Ноах выбрал и место - Гранд-Айленд на реке Ниагара, вблизи города Буффало. Предполагалось выкупить его весь - это была территория площадью около 70 квадратных километров. Но изъявив желание приобрести земли в 1820 году, Ноах получил официальное разрешение лишь через пять лет. Да и то местные власти позволяли ему выкупить лишь треть острова.
Тогда Мордехай решил начать с создания одного города - Арарата, который в будущем бы стал "столицей еврейского штата и вечным местопребыванием сынов израилевых". О грандиозном проекте рассказывали все американские газеты. Мордехай же начал приглашать евреев со всего мира переехать в Америку. Делал он это, как водится, с помпой. Вот как начинались его воззвания к еврейским общинам Европы, Азии и Африки: "Я, Мордехай Мануэль Ноах, гражданин США, бывший консул Штатов в городе и королевстве Тунис, Б-жьей милостью, правитель и судья Израиля, предлагаю убежище евреям всего мира, где они смогут наслаждаться миром и счастьем, которых лишены в местах своего нынешнего проживания из-за нетерпимости и угнетения". В данной прокламации Ноах призвал все синагоги мира провести перепись еврейского населения и ввести налог в один испанский доллар в пользу становления и развития города Арарата. "Судьей и правителем" Ноах провозгласил себя на четыре года, оговорив, что пост этот выборный. Право въезда в город имели евреи из любой части света.
Вскоре состоялась и торжественная церемония закладки нового города. Мероприятие вызвало неимоверный интерес: народу было столько, что заготовленных лодок не хватило, чтобы перевезти всех на Гранд-Айленд. Тогда было решено проводить церемонию, на которой присутствовали все официальные лица города и штата Нью-Йорк, в синагоге Буффало. Перед входом участники процессии установили каменную доску с надписями на иврите и английском. Первая гласила: "Слушай, Израиль, Б-г наш един". Вторая: "Арарат, город-прибежище для евреев, основан Мордехаем Мануэлем Ноахом в месяц тишрей 5586, в сентябре 1825 г., в 50-ю годовщину американской независимости".
Произнеся речь, повторившую разосланное им по всему миру воззвание, Ноах еще раз подчеркнул, что Арарат - это временное убежище евреев, где общими усилиями будут создаваться условия для возрождения еврейского государства в Эрец-Исраэль. Завершал церемонию артиллерийский салют. Когда он отгремел, вся эта история, по сути, и закончилась.
Единомышленников нужного финансового масштаба у Мордехая не нашлось, а потянуть проект собственными силами он не смог. Американские евреи отнеслись к предложению Мордехая с полным равнодушием, да и в остальном мире собирать налог в один испанский доллар для далекого, утопического города-государства тоже не спешили. Раввины европейских стран были почти едины в своих отзывах о Мордехае, называя его безумцем, шутником, а то и вовсе шарлатаном.
Впрочем, с последним можно поспорить, так как вплоть до своей смерти в 1851-м Ноах был активным защитником еврейской культуры. Борясь с ассимиляцией, он предлагал создать в США отдельную еврейскую систему образования. А после "Дамасского дела" - в 1840 году евреев Дамаска обвинили в ритуальном убийстве священника и его слуги - в своей речи "Размышления о воссоздании еврейской нации" Ноах ратовал за скупку земель у турецкого султана, чтобы общими усилиями создать еврейское государство на исконной земле Израиля. Но история, как известно, предоставила этот шанс уже другим. О попытке, предпринятой Мордехаем Ноахом, сегодня напоминает лишь камень, которому предстояло лечь в основу "Арарата, города-прибежища для евреев". Он хранится в музее Исторического общества города Буффало.