На следующий день после того, как Яир Лапид и Нафтали Беннет сформировали правительство, официальные представители администрации Байдена, можно сказать, метнули в них дипломатическую гранату. Они сообщили журналистам "неофициально", что Джо Байден намерен назначить помощника госсекретаря по делам Израиля и палестинских арабов Хади Амра генеральным консулом США для палестинских арабов в заново открывающемся консульстве в Иерусалиме.
Чтобы направить Амра в столицу Израиля в качестве консула, администрации сначала потребуется снова открыть это самое консульство в Иерусалиме. В соответствии с законом о посольстве в Иерусалиме от 1996 года администрация Трампа закрыла консульство и превратила это здание в резиденцию американского посла в Израиле. Более того, в соответствии с Венской конвенцией США обязаны получить разрешение Израиля на открытие своего консульства и на аккредитацию главы миссии.
Решение направить в Иерусалим Амра, откровенного врага Израиля, да еще в качестве посла к тем, кто стремится к ликвидации еврейского государства, является двойным ударом.
Во-первых, это ясно показывает, что администрация Байдена твердо намерена способствовать разделу столицы Израиля. Во-вторых, посылая в Иерусалим именно Амра, администрация дает понять, что намерена не только легализовать ХАМАС, но и начать с ним сотрудничать.
До прихода в администрацию Байдена Амр был научным сотрудником в вашингтонском Институте Брукингса, который финансируется Катаром. Он также был директором-основателем филиала Брукингского института в Дохе. Именно там, в Брукингсе, Амр выступил с идеей о юридическом признании спонсируемой Ираном террористической группировки "Братья-мусульмане". Кроме того, Амр призвал США содействовать интеграции ХАМАСа в ООП.
Таким образом, позиция администрации в отношении Иерусалима и ХАМАСа, которая сейчас практически не декларируется, укрепляет позиции Ирана в среде палестинских арабов. Она также узаконивает казавшийся до сих пор немыслимым сценарий, при котором США поддержат захват ХАМАСом Иудеи и Самарии. Глубокая неприязнь нынешней американской администрации к суверенитету Израиля над объединенным Иерусалимом также ясно показывает, насколько враждебны ее позиции в отношении стратегических требований и национальных прав Израиля в Иудеи и Самарии.
Хотя председатель Палестинской автономии, лидер ФАТХа и ООП Махмуд Аббас, был одним из главных инициаторов последнего раунда войны Израиля с ХАМАСом в прошлом месяце, он не получил политической или военной выгоды от нападения на Израиль. А вот ХАМАС — да!
Опрос общественного мнения, опубликованный во вторник Центром политических и опросных исследований Палестинской автономии в Рамалле, показал: 77% палестинских арабов убеждены, что ХАМАС выиграл последний раунд войны. Если бы в автономии состоялись выборы, Махмуд Аббас был бы просто стерт. Согласно опросу, он получает всего 27% голосов, в то время как лидер террористов ХАМАСа Исмаил Хания получил бы 59%. Единственный лидер ФАТХа, более популярный, чем Хания, — это осужденный за массовые убийства евреев Маруан Баргути, инициатор и организатор террористической войны, развязанной палестинскими арабами против евреев в 2000-2004 годах. Баргути находится в израильской тюрьме, где отбывает сразу несколько пожизненных заключений за непосредственное руководство террористическими ячейками ФАТХа, осуществлявшими кровавые убийства евреев.
Это правда, что Армия обороны Израиля уничтожила большую часть военной машины ХАМАСа в мини-войне в прошлом месяце. Но при этом после последнего раунда боевых действий ХАМАС стал сильнее, чем был до наступления. Израильские имамы, присоединившиеся к ХАМАСу через израильское "Исламское движение", подстрекали в это время к погромам евреев по всему Израилю. Эти их действия наглядно продемонстрировали длинную руку ХАМАСа, оказывающего влияние на арабские общины Израиля.
А события вокруг шествия с израильскими флагами, состоявшегося недавно в Иерусалиме, показали усиление позиций ХАМАСа еще яснее. Тот пригрозил возобновить нападение на Израиль, если правительство разрешит людям пройти через столицу с государственными флагами. Немедленно после этого силовые структуры, СМИ и политические лидеры слева признали это шествие стратегической угрозой и потребовали его отменить.
В течение нескольких дней угрозы ХАМАСа доминировали в дискурсе на всех уровнях. Одержимая озабоченность этими угрозами продемонстрировала, что, несмотря на оперативный ущерб, нанесенный Израилем военной инфраструктуре ХАМАСа, тот стал для Израиля сдерживающим фактором, по крайней мере, публично, в гораздо большей мере, чем Израиль служит таковым для ХАМАСа.
Все это приводит нас прямиком к новому правительству. Хотя Нафтали Беннет и называется премьер-министром, реальной властью в правительстве является министр иностранных дел и сменный премьер-министр Яир Лапид. Лапид контролирует 75% коалиции, Беннет же - лишь 20%. Оставшиеся 5% процентов 61-местной коалиции в руках у Мансура Аббаса, главы исламистской партии РААМ, связанной с "Братьями-мусульманами".
На церемонии в Министерстве иностранных дел по случаю вступления Лапида в должность реальный лидер Израиля изложил свои приоритеты. Три его главные цели: восстановить связи Израиля с Демократической партией, с прогрессистским еврейским истеблишментом США и с Европейским союзом.
Что касается Ирана, игнорируя позицию республиканцев, Лапид говорил о возвращении США к ядерному соглашению 2015 года как об уже свершившемся факте, заявив, что задача Израиля - подготовиться к неизбежному. Напомним, соглашение 2015 года открывает Ирану путь к ядерному арсеналу и обогащает его за счет снятия санкций, одновременно налагая некоторые ограничения на его ядерную деятельность на ограниченный период времени.
Что касается палестинских арабов, несмотря на то, что они отказывались вести переговоры с Израилем в течение последних 13 лет, и явно вопреки тому, что Израиль тем временем успел заключить мир с четырьмя арабскими государствами, сформировав оперативный союз с суннитскими странами Персидского залива и Египтом против Ирана, Лапид назвал палестинских арабов и их конфликт с Израилем центральной осью, вокруг которой якобы вращаются все другие региональные проблемы. По его словам, то, что произойдет между палестинскими арабами и Израилем, "в значительной мере определит все остальные сферы".
Приоритеты Лапида диктуют его политику. И здесь очень важно напомнить о том, что напряженность в отношениях Израиля с демократами, прогрессистским еврейским истеблишментом Америки и ЕС никогда не была личностной. Это всегда был вопрос позиций.
Отношения Израиля со всеми этими тремя силами обострились только потому, что демократы, прогрессистские евреи и ЕС поддерживают ядерную сделку с Ираном и государственность для палестинских арабов, что с точки зрения большинства израильтян является сущностной угрозой для выживания еврейской страны.
А это значит, что единственным способом для Лапида исправить отношения Израиля с этими тремя группами - принять их опасные политические предпочтения.
Израиль имеет право отклонить запрос США об открытии консульства для палестинских арабов в Иерусалиме и, безусловно, в праве отклонить прохамасовского Амра в качестве консула. Однако желание Лапида умиротворить демократов, вероятно, помешает ему так поступить.
Что касается Ирана, хотя Лапид и сказал в программной речи, что "Израиль будет всячески предотвращать возможность получения Ираном ядерного оружия", вряд ли это его обязательство может быть хоть как-то согласовано с тремя его главными приоритетами.
Журналист издания "Гаарец" Джонатан Лис написал на этой неделе, что, по всей вероятности, для достижения целей, которые поставил перед собой Лапид, он будет реализовывать дипломатическую концепцию, изложенную им в 2018 году. В той речи Лапид (в унисон своим нынешним заявлениям) сообщил о том, что палестинские арабы являются осью, вокруг которой вращаются все другие региональные проблемы. В соответствии с этой точкой зрения он призвал Израиль пойти на уступки палестинским арабам, чтобы получить поддержку США по Ирану.
"Я считаю, - заявил тогда Лапид, - что прорыв в иранском вопросе зависит от палестинского вопроса. Нам нужно работать над продвижением дипломатического соглашения с палестинскими арабами в рамках региональной дискуссии".
"Можем ли мы отделить иранскую проблему от палестинской проблемы? — продолжил он тогда. — Без прогресса в отношении палестинцев, можем ли мы заручиться поддержкой саудовской общественности, Конгресса США, американского еврейства, Европейского союза, средствами стран Персидского залива? Нетаниягу говорит, что можем. Я говорю вам, что мы не можем. Большинство сотрудников службы безопасности говорят, что не можем..."
Сегодня эта речь Лапида выглядит фантастически несостоятельной. Ведь уже через несколько месяцев после этого заявления президент Дональд Трамп признал Иерусалим и перенес посольство в столицу Израиля. Трамп отказался от ядерной сделки и реализовал свою кампанию максимального давления против аятолл. Страны Персидского залива официально оформили оперативный союз с Израилем через "Соглашения Авраама". США признали суверенитет Израиля на Голанских высотах, признали законность израильских общин в Иудее и Самарии и признали суверенитет Израиля над частями Иудеи и Самарии в рамках мирного плана, предложенного Трампом.
Тем не менее, в своем выступлении на этой неделе Лапид ясно дал понять, что ни одно из этих реально произошедших событий не произвело на него ни малейшего впечатления. Путь, на который он твердо намерен встать, основан на игнорировании всего, что уже было достигнуто Израилем.
И это, в свою очередь, подводит нас к оппозиции, которая, хотя и контролирует всего 53 места в Кнессете, представляет большинство израильских избирателей, избравших на последних выборах 65 правых политиков для создания устойчивого правого правительства.
Лидеру оппозиции Биньямину Нетаниягу и его коллегам придется основывать свою платформу свержения правительства Лапида на признании реальности. Явное влияние ХАМАСа на израильских арабов ведет к тому, что государство палестинских арабов в Иудее, Самарии и Иерусалиме спровоцирует разрушение Израиля. Если государство ХАМАСа в Газе способно разжечь антисемитские погромы по всему Израилю, государство ХАМАСа в Иудее, Самарии и Иерусалиме вместе с Газой станет для еврейской страны угрозой, с которой, вероятно, ни одно правительство справиться уже не сможет.
Читайте также
Поэтому платформой оппозиции, вероятно, должен стать полный отказ от государственности для палестинских арабов. Вместо этого Нетаниягу и его коллегам следует принять план Беннета от 2013 года о распространении израильского законодательства на всю территорию Иудеи и Самарии, не находящуюся сейчас под контролем автономии.
Исходя из этого, а также из-за того, что администрация Байдена активно и эффективно поддерживает ХАМАС через Амра, оппозиции следует твердо противодействовать созданию консульства США в любом месте в пределах муниципальных границ Иерусалима. Она также должна выступить против любого замораживания признания прав собственности евреев в объединенном Иерусалиме, в Иудее и Самарии.
Встреча Нетаниягу на этой неделе с бывшим послом США в ООН Никки Хейли и организацией "Христианские союзники" пастора Джона Хаги была подвергнута резкой критике в средствах массовой информации, выступающих против Нетаниягу. Но это был крайне важный и необходимый шаг. В своем последнем выступлении Лапид фактически "бросил под автобус" и республиканцев, и евангелистов. Долг оппозиции — поддерживать и укреплять связи Израиля с этими группами, в том числе через подобные встречи и обмен мнениями.
Идея Лапида увязать политику США в отношении Ирана и палестинских арабов бросает вызов целому поколению энергичных усилий сменяющих друг друга израильских правительств, которые были направлены на то, чтобы любой ценой избежать подобной увязки. Израиль исторически выступал против нее, поскольку в ней не было, да и теперь нет смысла. Как ясно показали "Соглашения Авраама" и предшествовавшая им пресловутая "арабская весна", региональные события не имеют ничего общего с палестинскими арабами. Иными словами, делать вид, будто бы все в регионе вращается вокруг интересов палестинских арабов, — это заведомый рецепт стратегической неудачи на всех уровнях.
Однако сегодня, учитывая целеустремленность администрации Байдена, направленную на перестройку политики США в отношении Ирана и отказа от Израиля и суннитских арабских государств, позиция Лапида и вовсе не имеет оправдания. Администрация не предложит Ирану ядерной сделки, которая хотя бы частично защитила бы стратегические интересы Израиля.
Новое правительство не просто сталкивается с новыми угрозами со стороны ХАМАСа, Ирана и Вашингтона, оно само напрашивается на них. В этой ситуации обязанность оппозиции — представить четкий альтернативный подход, а затем использовать все имеющиеся инструменты для его продвижения.
Источник: Исраэль ха-Йом
Перевод: Александр Непомнящий