В Израиле произошла смена политических эпох. В ближайшие два года страной будет руководить лидер правой партии "Ямина" Нафтали Беннет — миллионер и бывший соратник Нетаниягу. Потом его сменит глава центристской партии "Еш Атид" Яир Лапид. К власти "коалиция перемен" пришла с минимальным перевесом в один голос. В Израиле считают, что будет чудом, если новое правительство сможет проработать в течение всего отведенного ему срока.
В понедельник в Израиле состоялась официальная передача власти от премьер-министра Биньямина Нетаниягу новому главе присягнувшего накануне правительства Нафтали Беннету. Господин Нетаниягу отказался от традиционной публичной церемонии и фотосессии. В итоге встреча двух политиков прошла за закрытыми дверями и заняла полчаса. Что уходящий премьер-министр сказал своему преемнику и бывшему соратнику, осталось тайной.
Зато другие министры, вынужденные со сменой правительства покинуть свои посты, в выражениях в адрес сменщиков не стеснялись, желая им скорейшей потери власти. Эту же мысль повторил и сам господин Нетаниягу на первом совещании оппозиционных фракций.
"Мы свалим правительство при первой же возможности",— сказал он. Накануне в ходе своего последнего выступления в Кнессете в качестве премьера господин Нетаниягу также пообещал "ежедневно бороться против этого ужасного, опасного левого правительства, чтобы свергнуть его". "С Божьей помощью это произойдет намного раньше, чем вы думаете",— добавил он.
Воскресное заседание Кнессета, на котором состоялось голосование по одобрению правительства, было полно драматизма, напоминая по накалу страстей скандал в итальянской семье или восточный базар. Представители лагеря Нетаниягу, недовольные потерей власти, прерывали выступление Нафтали Беннета буквально каждую минуту, выкрикивая с мест проклятья. Они обвинили правые партии, вошедшие в "блок перемен", в предательстве.
В итоге из зала заседаний пришлось удалить сразу несколько депутатов, в том числе и в ранге министра. Среди самых активных возмутителей спокойствия были члены крайне правой партии "Религиозный сионизм", устроившие накануне голосования в Кнессете молитву у Стены плача в Иерусалиме за скорый провал "блока перемен". Напряженным было и само голосование.
"Да" новому правительству сказали 60 депутатов Кнессета, 59 проголосовали против, один воздержался. То есть новое правительство было одобрено с минимальным перевесом.
Понимая хрупкость положения, израильские эксперты до последнего момента избегали подведения итогов 12 лет Биньямина Нетаниягу у власти. Зато он сам не преминул напомнить о своих достижениях: о превращении Израиля в державу, с которой считаются на международных площадках, о тесных контактах с мировыми лидерами, включая президента РФ Владимира Путина, взаимодействие с которым позволили отвести проиранские силы в Сирии от границы с Израилем, об успехах экономики и многом другом.
"У меня всего одна скромная просьба. Постарайтесь как можно меньше разрушить экономику, которую мы оставили вам, чтобы мы могли исправить это как можно быстрее, когда вернемся к власти",— съязвил он в адрес своего преемника и его коллег. Господин Нетаниягу также выразил сомнение, что Нафтали Беннет сможет противостоять угрозам со стороны Ирана, а также палестинского движения ХАМАС и ливанского "Хизбалла". По его словам, "даже в Иране празднуют" потерю им своего поста, так как понимают, что теперь в Израиле "будет слабое и нестабильное правительство, которое будет соответствовать требованиям международного сообщества".
В Иране, как и в секторе Газа, действительно праздновали уход Нетаниягу. "После долгого периода войны и агрессии против палестинцев и угроз в сторону Исламской Республики Иран пала диктатура, и именно Газа подняла знамя победы, а Иран продолжает свой путь с достоинством. И те, кто придут после, узнают, что структура, основанная на агрессии и оккупации, не просуществует долго",— написал в своем Twitter глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф. Ему вторили и руководители ХАМАСа, назвавшие падение Нетаниягу своей заслугой. Впрочем, к их словам мало кто отнесся всерьез. Как единодушно отмечают израильские аналитики, главный автор поражения Биньямина Нетаниягу, которого его сторонники называли "царь Израиля" по аналогии с ветхозаветными героями, он сам. Среди восьми партий, вошедших в "блок перемен",— три правые, и их лидеры Нафтали Беннет, Гидеон Саар и Авигдор Либерман в разные годы входили в близкое окружение господина Нетаниягу.
Читайте также
Нафтали Беннету 49 лет. Он родился в Хайфе в семье репатриантов из США. Как и Биньямин Нетаниягу, он служил в разведывательно-диверсионном подразделении израильской армии "Сайерет Маткаль". Одного из своих сыновей господин Беннет назвал в честь погибшего в ходе освобождения заложников в Энтеббе в 1976 году брата Нетаниягу Йонатана. Да и сам лидер "Ликуда" долгое время был примером для Нафтали Беннета. В политику господин Беннет пришел из бизнеса. В 1999 году он создал компанию Cyota по разработке программного обеспечения в области информационной безопасности, а спустя шесть лет продал ее американской компании RSA Security за $148 млн. В 2006 году Нафтали Беннет возглавил канцелярию Биньямина Нетаниягу, бывшего тогда лидером оппозиции в Кнессете.
Разошлись два политика, по данным израильских СМИ, из-за ссоры Нафтали Беннета с женой Нетаниягу Сарой. На протяжении двух лет господин Беннет, покинувший правительство, руководил Советом еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, затем возглавлял правые религиозные партии, потом снова входил в правительство Нетаниягу, где возглавлял министерства экономики, по делам религий, диаспор, просвещения и обороны, твердо отстаивая позиции правого национально-религиозного лагеря. Тем труднее ему было согласиться возглавить правительство, в которое вошли не только центристские партии "Еш Атид" и "Кахоль-Лаван", но и его идеологические противники — левые "Авода" и "Мерец", а также исламистская партия РААМ.
Свой первый рабочий день в качестве премьера он начал с молитвы на могиле погибшего в ходе второй ливанской войны друга и сослуживца. Молитвой он также завершил накануне свое выступление в Кнессете.
Случай Нафтали Беннета беспрецедентен в истории Израиля. Он стал не только первым религиозным премьер-министром страны, но и первым политиком, получившим этот пост, имея всего шесть мандатов в Кнессете.
На самом деле формировал правительство глава "Еш Атид", 57-летний Яир Лапид, долгие годы бывший одним из самых известных израильских журналистов. Понимая, что не сможет набрать большинство мандатов из левых и центристских партий, чтобы вновь не допустить Биньямина Нетаниягу к власти, он предложил Нафтали Беннету создать правительство на ротационной основе и уступил ему право первым стать премьером. Пока же Яир Лапид будет руководить МИДом. Через два года этот пост займет Гидеон Саар — лидер правой партии "Тиква Хадаша", только зимой вышедший из "Ликуда". Он возглавил Министерство юстиции. Через два года его на этом посту сменит Нафтали Беннет.
Всего в "правительство перемен" вошли 27 человек из восьми партий, из них ровно треть женщины. Впервые министром стала женщина с ограниченными возможностями: представительница центристской партии "Еш Атид" Карин Эльхарар возглавит Министерство энергетики. Впервые в правительство входит и арабская партия. Глава РААМ Мансур Аббас получил пост заместителя министра в Министерстве главы правительства. Еще один представитель арабской общины — член левой партии МЕРЕЦ Иссауй Фредж возглавит Министерство регионального сотрудничества.
В правительстве три русскоязычных министра — лидер партии "Наш дом Израиль" Авигдор Либерман стал министром финансов, член "Тиква Хадаша" Зеэв Элькин получил три портфеля (министр в офисе главы правительства, отвечающий за связь между правительством и Кнессетом, министр по делам Иерусалима и наследия, а также министр строительства и жилищной политики), а член партии "Еш Атид" Константин Развозов, впервые ставший министром, будет отвечать за туризм.
Новое правительство Израиля уже получило поддержку зарубежных лидеров. Нафтали Беннета в том числе поздравили президенты США и РФ Джо Байден и Владимир Путин.
Яир Лапид побеседовал с госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем. Несмотря на опасения Биньямина Нетаниягу, в отношении Ирана — одной из самых острых внешнеполитических проблем Израиля — новое правительство придерживается позиции, аналогичной предшественникам. То есть готово сделать все возможное, чтобы не допустить превращение Ирана в ядерную державу.
Другой вопрос, что и Нафтали Беннет, и Яир Лапид не готовы демонстративно устраивать ради этого перепалку с США, понимая, что, если Вашингтон решит вернуться в "ядерную сделку" с Тегераном, они помешать не смогут. Точно так же не мог ничего сделать Биньямин Нетаниягу в 2015 году, когда США поставили свою подпись под Совестным всеобъемлющим планом действий с Ираном. "Мы должны вместе подготовиться к возвращению к ядерному соглашению с Ираном",— сказал Яир Лапид, принимая дела в МИД Израиля. "Израиль не является участником (ядерной) сделки и сохранит полную свободу действий",— в свою очередь отметил накануне Нафтали Беннет.